Предпосылки и формы экономической интеграции.

Экономическая интеграция - это процесс взаимопроникновения, срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей на микро- и макроуровнях.

На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, отдельные компании разных стран вступают в прямые хозяйственные связи, способствующие реальному переплетению национальных экономик. Особую роль здесь играют транснациональные корпорации.

На макроуровне, т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства [2].

Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений.[3]

Интеграционные процессы охватывают прежде всего страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков — регионализацию мировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурно-религиозное, этническое.

Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый уровень экономического развития, совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность). Основные макроэкономические показатели — ВВП на душу населения, темпы роста ВВП, его отраслевая структура, уровни инфляции, безработицы, процентных ставок, уровень производительности труда и заработной платы — не должны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция экономически развитых стран. Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях.

Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.

Третья предпосылка — наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

К предпосылкам можно отнести так называемый демонстрационный эффект, когда успех интеграции стимулирует другие страны к вхождению в экономический блок. То же относится к «эффекту домино» — чем больше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их к интеграции [2].

Экономическая интеграция в современной экономике осуществляется одновременно на нескольких уровнях. В некоторых случаях сотрудничество между странами осуществляется в форме создания свободной торговой зоны, общего рынка, таможенного союза, экономического союза между странами. Это может быть также форма полной экономической интеграции. Предполагается, что любая форма интеграции обеспечивает оптимальное разделение труда между странами и способствует повышению уровня благосостояния. Формы интеграции развиваются поэтапно и могут быть обусловлены влиянием не только экономических, но и политических факторов[5].

Выделяются следующие формы экономической интеграции:

1. Зона свободной торговли. Данная форма интеграции предполагает отмену тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. В условиях зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют своей экономический суверенитет. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками

2. Специфическим видом региональной интеграции выступает таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран [4].

3. Общий рынок. При такой форме интеграции наряду с функциями таможенного союза беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств [3].

4. Экономический и валютный союз. Помимо функций общего рынка при такой форме экономической интеграции происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.

5. Политический союз или полная интеграция. Здесь наряду с функциями экономического и валютного союза осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.

Таможенный союз

Таможенный союз – это союз группы государств против третьих стран. Его основная цель – защита рынков стран-участниц. Этому способствует единый таможенный барьер, единство на переговорах с другими партнерами на мировой арене. Таможенный союз закладывает прочный экономический, правовой и институциональный фундамент для более высокой ступени интеграции.

На ранних этапах существования рыночной экономики производственные и технологические возможности национальных экономик являются ограниченными и не позволяют международным потокам товаров достигать значительного объема. На этом историческом этапе во внешнеторговой политике стран объективно доминирует жесткий протекционизм.

Постепенно, с развитием мировой экономики, товарооборот между государствами увеличивается и ускоряется, появляется осознание внешней торговли как положительного явления для отдельно взятых стран, что приводит к постепенному снижению протекционистских барьеров. Данная тенденция на глобальном уровне была впервые закреплена в Генеральном соглашении по тарифам и торговле в 1947 г. С этого времени многосторонняя либерализация международной торговли понимается как одна из важных задач, решение которой является целью политического взаимодействия между государствами. Параллельно процессу либерализации торговли в глобальном масштабе, сохраняется феномен создания региональных торговых объединений, что может восприниматься как альтернативный путь развития международных экономических отношений, который приводит, в конечном итоге, либо к возникновению замкнутости стран в рамках объединения, либо к поддержке многосторонней либерализации в новом формате. Региональные торговые объединения принимают различные формы, одна из которых – таможенный союз. Учитывая, что данная форма взаимодействия государств предполагает создание единого таможенного пространства и единого тарифа, она довольно часто критикуется как усиливающая протекционистские барьеры в данном регионе мира. Тем не менее, отдельные примеры создания таможенных союзов, в частности ЕС, воспринимаются как положительные явления. Неоднозначность оценок и значительная роль таможенных союзов в мировой экономике послужили стимулами для создания соответствующей теоретической базы для анализа таких объединений. Естественно, что в рамках анализа необходимо учитывать как экономические, так и политические аспекты региональных интеграционных процессов, так как данные процессы не являются чисто экономическими [5].

Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Европейский союз, достигший высокого уровня экономической и политической интеграции, имеет в своей основе таможенный союз. Создание большинства таможенных союзов развивающихся стран нельзя считать полностью завершенным в силу сохраняющихся исключений из режима свободной торговли, неполного охвата товарной номенклатуры общим внешним тарифом, применения нетарифных мер регулирования внешней торговлей, отсутствия гармонизации инструментов торговой политики и др. В таможенных союзах развивающихся стран, в отличие от ЕС, не были созданы наднациональные органы управления; руководство объединениями осуществляется на межправительственном уровне [6].

По своей сути таможенный союз близок к зоне свободной торговли, то есть группе стран, отменяющей между собой таможенные тарифы, при этом отличаясь общим для всех участников таможенным тарифом по отношению к третьим странам. Зоны свободной торговли и таможенные союзы, имея множество схожих черт на практике, в теории часто объединяются как подтипы преференциальных торговых соглашений, в том числе, и для моделирования эффектов создания таких объединений на экономические и политические параметры государств-участников и их «внешних» партнеров [5].


Наши рекомендации