Формы государственного регулирования
Основные понятия: планирование; директивное планирование; индикативное планирование; стратегическое планирование; программирование; программа; национальные и региональные программы; чрезвычайные программы; целевые комплексные программы; прогнозирование; экономические прогнозы; период планирования и прогнозирования
1.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования. Планирование можно рассматривать как специфическую форму общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. Планирование как форма государственного регулирования используется во всех странах. Причем оно не только не противоречит принципам организации рыночной экономики, но и является неотъемлемым элементом современной рыночной экономической системы.
Планирование — это составная часть управленческого процесса, которая заключается в определении и постановке целей и задач управления, выборе средств и выявлении ресурсов, необходимых для их достижения, посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов. В свою очередь, план, как правило, включает: постановку целей и задач, описание методов их решения, необходимых ресурсов и их источников, оценку альтернативных вариантов, расчетные показатели, характеризующие состояние объекта планирования в будущем. Важно подчеркнуть, что планирование заключается не только в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, но и в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств их реального достижения. Различают различные виды планирования: но способу реализации директивное и индикативное; в зависимости от характера целей - стратегическое и тактическое; в зависимости от временного горизонта кратко-, средне- и долгосрочное планирование. Есть и другие критерии.
Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения. Планы, имеющие силу юридического закона, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица по закону за невыполнение заданий плана несут ответственность. Ярким примером использования директивного планирования как основной формы государственного регулирования экономики является бывший СССР и входящие в него республики, а также социалистические страны Восточной Европы. В них директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центра на все звенья и сферы народного хозяйства для достижения определенных целей и обеспечения заданного общего направления развития.
Система директивного планирования может успешно применяться в ограниченных областях, а также в военное время. По сути внутри фирм, работающих в условиях рыночной экономики, действует именно такая система. Однако существуют объективные экономические границы фирмы, превышение которых ведет к резкому росту трансакционных издержек, связанных с невозможностью эффективного контроля, своевременного получения и обработки экономической информации. Все это обусловливает невозможность эффективного директивного планирования в масштабах всего народного хозяйства[1].
Индикативное планирование - процесс формирования системы параметров (индикаторов), которые характеризуют состояние и развитие того или иного социально-экономического процесса, и достижение которых обеспечивает реализацию целей государственной социально-экономической политики. При этом устанавливаются определенные меры государственного воздействия на социальные и экономические процессы, направленные на достижение данных индикаторов. Как правило, в этом случае применяются экономические методы регулирования. В качестве индикаторов социально-экономического развития могут использоваться показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние ее отдельных отраслей, секторов, или сфер.
Индикативное планировании является средством реализации социально-экономической политики государства в условиях рыночной экономики. Оно широко применяется в Японии, Китае, Франции, других государствах. Пожалуй, наиболее интересная в методологическом плане и эффективная в практическом система индикативного планирования создана в Японии. Она сформировалась в 1960-х гг. и включает следующие этапы: составление средне- и долгосрочных прогнозов развития экономики и ее отраслей; информирование бизнеса и общественности о средне- и долгосрочных приоритетах государственной экономической политики; достижение общественного консенсуса; применение многообразных инструментов экономического регулирования (включая налоговые, кредитные и др.), обеспечивающих благоприятные условия для реализации приоритетов государственной социально-экономической политики.
Стратегическое планирование - особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения. Целью стратегического планирования является обеспечение на основе выбранных приоритетов достаточного потенциала для будущего успешного развития национальной экономики. Свою реализацию стратегическое планирование находит, прежде всего, в долгосрочных плановых документах, отражающих общегосударственное развитие в перспективе на 10, 15 лет.
Тактическое планирование направлено на достижение текущих целей и задач и относится к краткосрочному периоду.
По периоду планирования выделяют долгосрочные планы (10 и более лет), среднесрочные (как правило, пять лет) и текущие (годовые) планы. В практике планирования используются все три вида планов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения целей, разноудаленных по времени. Нормативной основой государственного планирования в Республике Беларусь является Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятый в 1998 г.
1.2.Программирование в системе государственного регулирования экономики. Программа — это плановый документ, направленный на достижение определенной цели социально-экономического развития или решения той или иной проблемы. Программирование — процесс разработки и реализации программ. Задача программирования заключается в том, чтобы обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, включая региональные, отраслевые и межотраслевые, научно-технические, социальные, экологические и др. Программа может носить в различной степени директивный или индикативный характер. Основным содержанием программы является четко поставленная цель, задачи и комплекс мероприятий: научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, производственных и других, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения и обеспечивающих достижение поставленных целей и задач наиболее эффективным путем.
В зависимости от содержания, объекта и направления действия программы бывают социально-экономическими, научно-техническими, производственно-экономическими, территориальными, организационно-хозяйственными. Они могут быть также национальными, региональными, целевыми и др.
По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочными. Наиболее распространенными являются среднесрочные программы, которые разрабатываются сроком на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (так называемое скользящее программирование).
В программировании комплексно используются все элементы государственного регулирования экономики. В них формируются цели, определяется порядок и сроки их достижения; органы и конкретные исполнители, ответственные за те или иные направления; выделяются необходимые средства и устанавливается порядок их финансирования, контроль за их реализацией. Стержнем любой программы выступает цель, вокруг которой группируется комплекс мероприятий, который, по сути, и составляет содержание программы.
В Беларуси в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» программирование выступает как основная форма государственного регулирования экономики и реализуется через Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (пять лет). Кроме того, разрабатываются программы социально-экономического развития по административно-территориальным единицам. Эти программы разрабатываются на основе сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации в регионе и с учетом целевых показателей социально-экономического развития республики. Их разрабатывают местные исполнительные и распорядительные органы и представляют соответствующие проекты на утверждение Советам депутатов.
1.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Прогноз - научно обоснованное представление о вероятном развитии того или иного социально-экономического процесса или состоянии объекта прогнозирования в будущем. Прогноз основывается на определенном (явном или неявном) модельном представлении об объекте прогнозирования, которые отражают присущие ему внутренние и внешние связи, факторы, определяющие его динамику. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития объекта в будущем, альтернативных путях его развития, обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательный атрибут перспективного планирования, как его научно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные перспективные планы экономического и социального развития, определять конъюнктуру внутреннего и внешнего рынков, решать другие задачи. Прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия реализации различных вариантов структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.
Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие их виды: экономические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, научно-технические прогнозы, демографические прогнозы и прогнозы социального развития.
Экономические прогнозы исследуют перспективное развитие производительных сил и производственных отношений: производительность труда, использование и воспроизводство трудовых ресурсов, основных фондов, объем и состав капитальных вложений, их эффективность, темпы экономического роста, развитие отраслей и народнохозяйственных комплексов, динамику, состав и качество выпускаемой продукции и т. д. Прогнозы социального развития и повышения уровня жизни населения включают: потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, культуру, искусство, здравоохранение, отдых, туризм и др. Прогнозы природных ресурсов и вовлечение их в хозяйственный оборот охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную базу общественного производства и природную среду, например, топливо и минеральные ресурсы, ресурсы мирового океана, основные виды энергии, растительный и животный мир, а также экологическую ситуацию. Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, оказывающие существенное влияние на размещение производства, природные факторы. Например, производство и использование атомной энергии, строительство АЭС, появление возможностей передачи энергии на сверхдальние расстояния позволяют изменить размещение энергоемких производств, что свидетельствует о тесной связи прогнозов природных ресурсов и научно-технического прогресса, о том, что их нельзя рассматривать вне этой связи. Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав. Демографические прогнозы рассматривают динамику народонаселения на основе половозрастной структуры, данных о рождаемости и смертности, о территориальном размещении населения. Они позволяют получить прогнозную информацию о возможной численности семей, их средней величине, направлении и интенсивности миграционных потоков населения, продолжительности активной трудовой деятельности, средних возрастах начали и окончании трудовой деятельности, выхода на пенсию, о средней продолжительности жизни. Прогнозирование развития народного хозяйства охватывает все аспекты и уровни его развития и основывается на совокупности всех перечисленных выше прогнозах, т. е. носит комплексный характер.
По периоду упреждения различают прогнозы краткосрочные (до 2—3 лег), среднесрочные (2—5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). При этом следует отметить, что отнесение прогноза к тому либо другому виду по периоду упреждения зависит от объекта прогнозирования.
В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» государственные прогнозы разрабатываются на долгосрочную (10, 15 лет), среднесрочную (5 лет) и краткосрочную перспективы. Разработку государственных прогнозов обеспечивает Совет Министров Республики Беларусь.
1.4.Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь. Государственное прогнозирование и программирование социально-экономического развития Республики Беларусь реализуется через систему государственных прогнозов и программ, которая включает: Национальную стратегию устойчивого развития республики (15 лет); прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (10 лет); программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (5 лет); прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу (1 год).
Основополагающей в системе прогнозных и программных документов является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, которая разрабатывается на пятнадцатилетний период один раз в пять лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. Она представляет собой систему научно обоснованных представлений о критериях и принципах устойчивого развития экономики и общества, на основе которых определяются направления эффективного использования демографической’, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны. Стратегией предусматривается поэтапное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для достижения высокого уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.
Национальной стратегией предусматриваются следующие этапы социально-экономического развития республики: первый - восстановительный. Этот этап охватывал 1998-2000 гг.; второй — создания условий для возобновления устойчивого экономического роста (2001-2005 гг.); третий (2006-2010 гг.) - должен стать этапом активной структурной перестройки экономики. Приоритетными направлениями этого этапа должны стать технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий, стимулирование внутренних и внешних инноваций и фундаментальных разработок в области ресурсосбережения, обеспечение динамичного развития инвестиционного процесса; четвертый этап (2011— 2015 гг.) должен стать начальным периодом устойчивого экономического развития и приближения к европейским стандартам уровня и качества жизни, среды обитания.
На основе Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь осуществляется подготовка прогноза социально- экономического развития на десятилетний период, который разрабатывается раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода. Первые пять лет даются с разбивкой по годам.
Среднесрочная перспектива социально-экономического развития Республики Беларусь находит отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь, которая разрабатывается на пятилетний период за год до его начала.
Порядок разработки данной программы определяет Совет Министров Республики Беларусь. В соответствии с ним в программе должны содержаться следующие прогнозно-аналитические материалы и разделы: оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Республики Беларусь; концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу; макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, кредитно-денежную и валютную политику; институциональные преобразования; внешнеэкономическая деятельность; развитие реального сектора экономики; социальная сфера.
В качестве основных приоритетов на 2006-2010 гг. определены: всестороннее гармоничное развитие человека; формирование эффективной системы здравоохранения; инновационный путь развития экономики; энерго- и ресурсосбережение; наращивание экспортного потенциала страны; развитие аграрно-промышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села; развитие малых и средних городов; жилищное строительство.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет служит основой для формирования годового прогноза социально-экономического развития, который разрабатывается ежегодно, а основные показатели уточняются ежеквартально. Годовой прогноз социально-экономического развития разрабатывается в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних факторов.
Важно отметить, что порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки государственного бюджета, а сам годовой прогноз служит базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов.
В следующем после окончания каждого квартала месяце ход выполнения годового прогноза социально-экономического развития рассматривает Совет Министров Республики Беларусь.
Проекты государственных прогнозов социально-экономического развития на очередной год и пятилетние программы социально-экономического развития представляются Советом Министров Республики Беларусь Национальному собранию и Президенту Республики Беларусь. Утверждаются годовые прогнозы и пятилетние программы социально-экономического развития указами Президента Республики Беларусь.
Представленная система прогнозных и программных документов социально-экономического развития Республики Беларусь обеспечивает непрерывность прогнозирования и программирования, преемственность в разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение планированию и покажите его роль в системе государственного регулирования экономики.
2. В чем заключается роль планирования и прогнозирования в системе государственного регулирования экономики?
3. В чем сходство и различие планирования и прогнозирования?
4. Что собой представляет, какую роль играет и каково содержание индикативного планирования?
5. Дайте характеристику основных видов планирования и прогнозирования.
6. В чем сущность и особенности государственного программирования?
7. Дайте определение и направления применения программирования в системе государственного регулирования.
8. Что представляет собой программа как плановый документ? Какие виды программ можно выделить?
Лекция 2. МЕТОДОЛОГИИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Основные понятия: методология; методы планирования и прогнозирования; принцип социальной направленности; принцип непрерывности; принцип приоритетности; принцип пропорциональности и сбалансированности; исторический подход; генетический подход; нормативный подход; принцип системности; показатель; критерий
2.1.Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования. Под методологией планирования и прогнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логику планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории, а также в процессе практики формирования прогнозов.
Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы — исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов. К основным методологическим принципам прогнозирования относятся: принцип системности и принцип комплексного подхода, принцип адекватности, принцип вариантности и принцип непрерывности.
Методы планирования и прогнозирования — это способы, приемы, с помощью которых разрабатывают и обосновывают планы и прогнозы.
Показатели планов и прогнозов представляют собой количественное выражение плановых и прогнозных решений.
Методика является совокупностью рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей. Она носит частный характер, подчинена методологии планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.
Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики относят: формирование системы целей планирования и прогнозирования; анализ исходного уровня, т. е. состояния прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития; изучение потребностей общества, их объем и структуру в плановом и прогнозном периодах; определение имеющихся ресурсов общества, которые могут быть созданы в плановом либо прогнозном периоде; согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.
Важно подчеркнуть, что если планирование (директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития либо служит основой для принятия планового решения.
2.2. Основные методологические принципы планирования.
В условиях белорусской модели социально-экономического развития основополагающим принципом государственного планирования является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей. Он предполагает, что планирование и прогнозирование развития экономики должны исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей народа определяет народнохозяйственные планы и прогнозы. Экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.
Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей должен дополняться принципом социальной справедливости, который реализуется через систему социальных гарантий и выравнивание неоправданных различий в доходах населения и предприятий.
Важнейшим принципом планирования является принцип повышения эффективности общественного производства, требующий, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т. е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда в производстве единицы продукции работ и услуг.
Он реализуется через всевозможные формы и направления ресурсосбережения и проявляется через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материалоемкости производства и повышение рентабельности.
Важнейшим методологическим принципом планирования макроэкономического развития страны является принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок, непосредственно зависимый от производства и его решающего значения в удовлетворении общественных потребностей, формирует мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования; стимулирует производство той продукции, которая удовлетворяет запасы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающие интересам всего общества, должно государство через систему планирования.
Сбалансированное экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства, с одной стороны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества - с другой. Принцип пропорциональности и сбалансированности направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.
Важнейший принцип планирования - принцип приоритетности. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов и, во- вторых, необходимостью решения важнейших общегосударственных задач. Это предопределяет размещение задач в иерархической последовательности: по степени важности и по времени реализации.
Принцип непрерывности планирования обеспечивает согласование краткосрочных и перспективных целей и задач социально-экономического развития страны, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и прогнозных документов.
2.3.Основополагающие подходы и принципы прогнозирования. В числе основных методологических подходов в прогнозировании выделяются следующие.
Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В процессе прогнозирования следует исходить из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее - закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.
Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. Например, исследуя экономический объект, мы рассматриваем его во взаимосвязи с демографическими, научно-техническими, социальными, экологическими и другими процессами. В комплексном подходе выделяют генетический (исследовательский) и нормативный (целевой) подходы.
При генетическом (исследовательском) подходе, исходя из существующего положения вещей и выявленных тенденций развития, прогнозируют возможные результаты; становятся ясными последствия, к которым приведет тот или иной вариант развития. Генетический подход позволяет отразить устойчивые тенденции, присущие объекту прогнозирования и придающих его развитию инерционный характер. Любое предвидимое явление или процесс имеет истоки в настоящем и в прошлом, свое происхождение, генезис. И будущее, как бы оно не было отлично от прошлого и настоящего, всегда с ними связано, оно формируется из уже известных элементов, хотя и в иных соотношениях, в системе новых связей.
У нормативного (целевого) подхода другая природа: он отражает возможность управления прогнозируемыми процессами исходя из целей социально-экономического развития. Цель развития подается нормативно, т. е. в виде определенного нормативного состояния, и исследуются способы ее достижения.
Основополагающим принципом прогнозирования является принцип системности. Он заключается в том, что экономика рассматривается как система, и каждый объект, входящий в нее, или составная часть взаимосвязаны с другими. Кроме того, сама экономическая система (например, национальная экономика), с одной стороны, может состоять из подсистем более низкого уровня, с другой - входить в систему более высокого уровня.
В прикладном аспекте системный подход предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого отдельного относительно самостоятельного объекта и одновременно позволяли бы построить целостную картину возможного развития народного хозяйства.
Принцип адекватности предполагает, что методы и модели разработки прогнозов рассчитаны, и первую очередь, на выявление и количественное измерение устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Адекватность означает максимальное приближение теоретической модели к устойчивым тенденциям развития, учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов и оценку вероятности реализации выявленных тенденций. При использовании принципа адекватности методы и модели прогнозирования должны быть проверены на способность имитировать уже сложившиеся процессы и явления, т. е. они должны быть не только инструментом предвидения, но и инструментом познания.
При переходе от имитации процессов и тенденций к предвидению их развития необходимо определение возможных путей их развития, т. е. построение альтернативных вариантов развития прогнозируемого объекта.
Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях, т. е. он исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов развития прогнозируемого объекта. Главное при использовании этого принципа - отделить варианты развития осуществимые от неосуществимых при сложившихся и предвидимых условиях.
Принцип целенаправленности придает активный характер прогнозированию: прогноз не сводится к предвидению, а включает цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных государственных действий. Этот принцип сопряжен с нормативным подходом и вытекает из него.
2.4.Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании. Показатель - это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная - придает объекту количественную определенность.
Показатели, дающие наиболее важную в определенном отношении характеристику состояния объекта, называются критериями. Например, критерий эффективности производительности труда отражает меру экономического эффекта, полученного при затратах живого труда. В качестве критерия эффективности могут выступать максимум прибыли, минимум трудовых затрат и др. Критерий оптимальности - это показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернативных вариантов) и выбора наилучшего из них.
В зависимости от содержания и направления использования всю совокупность показателей, применяемых в планировании и прогнозировании, можно сгруппировать следующим образом: натуральные и стоимостные; количественные и качественные; абсолютные и относительные; утверждаемые и расчетные; индикативные и справочные; синтетические и индивидуальные.
Натуральные показатели характеризуют материально-вещественную сторону производства, потребительские свойства продукции (услуги), ее качество. Иногда используются условно-натуральные показатели. Они устанавливаются путем приведения многообразных видов продукции к единому измерителю через переводные коэффициенты. Например, все виды топлива можно представить в условном исчислении на основе теплотворной способности каждого вида.
Стоимостные показатели выражают совокупные результаты (непроизводственного процесса в денежном исчислении: производство валового внутреннего продукта, доходы и расходы предприятий, объемы реализованной продукции, амортизация основных средств и т. д.
Количественные показатели характеризуют непосредственно количественные результаты производства или развития отраслей социальной инфраструктуры. Качественные показатели характеризуют качественную сторону экономического явления, процесса, эффективность производства, качество работы или полезность продукции.
Абсолютные и относительные показатели отличаются характером их представления. Абсолютные показатели представляют количественные параметры объекта: объем производства продукции, услуг, число дошкольных учреждений, количество учащихся и т. д. Относительные показатели представляют объект в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства, в удельном весе).
Утверждаемые показатели устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. Расчетные показатели используются для дополнительной характеристики объекта (процесса, явления), а также для обоснования утверждаемых показателей; их характер - вспомогательный.
Индикативные показатели выступают в качестве индикаторов (основных параметров), характеризующих социально-экономические процессы и явления, и используются при формировании индикативных планов, программ. Справочные (информационные) - это различного рода аналитические показатели, которые не являются предметом планирования или прогнозирования.
В зависимости от степени охвата экономических процессов показатели подразделяются на интегральные, синтетические и частные. Интегральные и синтетические отражают сложные явления. Они характеризуют результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, обобщают результаты производства или распределения. Синтетические в отличие от интегральных рассчитываются на основе других показателей. Частные показатели выражают отдельные, конкретные экономические или социальные явления.
2.5.Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования. Важнейшей предпосылкой получения достоверного и качественного планового и прогнозного документа является наличие соответствующей информационной базы. Под информационной базой понимается совокупность сведений, данных, фактов, знаний относительно исследуемого объекта. Она отражает состояние и определяет направления его изменения и развития и должна соответствовать целям и задачам прогнозирования и планирования.