Экономическая политика государства и экономический рост
В рыночной экономике государство является полноправным экономическим субъектом. Однако подходы классической и кейнсианской школ в определении роли и места государства в рыночном хозяйстве, а также способов осуществления макроэкономической политики - различны.
Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, "жесткостью" заработной платы и цен. Государство с помощью всех имеющихся в распоряжении правительственных органов инструментов экономической политики должно воздействовать на совокупный спрос в целях достижения максимальной занятости, предотвращения инфляции, обеспечения устойчивого роста национального дохода и равновесия платежного баланса.
В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия. Инструментами "саморегулирования" являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и, поэтому должно быть сведено к минимуму.
В кейнсианской модели основным уравнением является уравнение совокупных расходов
которое определяет величину номинального ВНП.
В классической модели основным уравнением является уравнение обмена
где величина (М V) представляет собой совокупные расходы покупателей, а (Р у) общие доходы (выручку) продавцов, которые также определяют номинальный ВНП. Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.
Экономическая политика - система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах национальной экономики.
Основными задачами экономической политики являются:
§ достижение сбалансированного экономического развития;
§ стимулирование экономического роста;
§ поддержание высокого уровня занятости и сдерживание безработицы;
§ сдерживание инфляции;
§ обеспечение устойчивости национальной валюты;
§ регулирование внешнеэкономической деятельности.
В зависимости от применяемых в ходе решения задач экономической политики, инструментов и рычагов воздействия экономическую политику государства принято подразделять на фискальную (бюджетно-налоговую) и монетарную (кредитно-денежную).
1.4.1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой понимается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводигся к манипулированию государственным бюджетом.
У фискальной политики есть два горизонта целей: краткосрочная - выравнивание циклических колебаний и долгосрочная, целью которой является экономический рост, предусматривающий изменения в области государственных расходов.
Основными инструментами фискальной политики являются:
1. государственные расходы (закупки государством товаров и услуг в целях исполнения государственных программ, включая оплату труда госслужащих);
2. трансферты (адресные, целевые выплаты домохозяйствам (гражданам) без предоставления со стороны последних каких либо товаров и услуг);
3. система налогообложения (установление структуры, видов налогов, ставок налогообложения и порядка взимания налогов).
Различают стимулирующую (фискальная экспансия) и сдерживающая (фискальная рестрикция) фискальную политику.
Стимулирующая фискальная политика в краткосрочной перспективе имеет своей це- iШью преодоления циклического спада и предполагает увеличение госрасходов, снижение наглого в или комбинацию этих мер.
В долгосрочной перспективе снижение налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. (Для этого необходимо соблюдение трех условий: комплексная налоговая реформа, ограничительная политика ЦБ, изменение структуры госрасходов).
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) - цель ограничение циклического подъема экономики посредством снижения госрасходов, увеличения налогов или комбинация этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада производства и развертывания механизма стагфляции.
В краткосрочной перспективе меры фискальной политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
Если государственные расхода увеличиваются на , то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, а равновесный объем производства возрастет на величину , где Mg- мультипликатор госрасходов (рис. 4.1).
Величина мультипликатора госрасходов находится в результате решения системы уравнений:
Y= С + I+ G - основное макроэкономическое тождество;
С = а + bY - потребительская функция. Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:
где (а + I+ G) - автономные расходы, независящие от величины дохода Y, а - мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате роста любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению (b= MFC): - данная формула получила название простого мультипликатора Кейнса.
Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов (T). Если налоговые отчисления снижаются на , то располагаемый доход (Y-Т) возрастает на величину (рис. 4.2). Потребительские расхода соответственно увеличиваются на величину , что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства до на величину где
- мультипликатор автономных налогов.
Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов. Если предположить, что все налоги зависят от динамики текущего дохода (Y), то налоговая функция принимает видТ = tY, гдеt - предельная налоговая ставка. В этом случае функция потребления имеет вид
С = а + b(Y-tY) = а + b (1-t) Y,
а модель налогового мультипликатора записывается в виде:
где - налоговый мультипликатор подоходных налогов.
Полная налоговая функция имеет вид
и функция потребления представлена как
Модель равновесного объема производства имеет вид
где - мультипликатор налогов.
Та,
Суммарное изменение дохода в результате одновременного изменения величин госрасходов и автономных налогов определяется как
В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или больше единицы.
Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышениеMg надMm на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной, политики.
Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.
В кейнсианской концепции рост государственных расходов и (или) снижение налогов соответствуют стимулирующей, а снижение государственных расходов и (или) повышение налогов - сдерживающей фискальной политике.
Для стабилизирующего воздействия фискальной политики на экономическую конъюнктуру правительство должно в периоды спада увеличивать "приток", а во время бума - "отток" на рынке благ. Такое развитие событий обеспечивается не только дискреционными решениями правительства, но и системой автоматических (встроенных) стабилизаторов.
Недискреционная фискальная политика - изменения в правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программах.
Автоматические стабилизаторы - это факторы функционирования рыночной экономики, которые независимо от текущих решений правительства во время спада увеличивают "приток", а в периоды подъема увеличивают "отток".
В качестве типичного встроенного стабилизатора выступает прогрессивная шкала налогообложения. Благодаря ней в периоды подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, Чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов.
Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим. В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства.
Автоматическим фактором является функция потребления, основанная на концепции перманентного дохода. Потребление домашних хозяйств оказывает стабилизирующее воз- i действие на экономическую конъюнктуру, так как в периоды спада потребление снижается не так быстро, как доходы, а в периоды подъема рост потребления отстает от роста доходов.
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Поэтому встроенные стабилизаторы сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.