Понятие конкурентоспособности. Методология
Оглавление
Введение. 3
Понятие конкурентоспособности. Методология. 5
Основные подходы к конкурентоспособности. 7
Конкурентоспособность стран Евразийского региона. 11
Заключение. 19
Введение
Изучаемый регион: Черноморско-Каспийский регион, включающий в себя Турцию, Иран, Армению, Азербайджан, Грузию и Россию, представленную ее южными субъектами, входящими в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа (Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, Краснодарский край, республики Адыгея и Калмыкия; Ставропольский край, республики Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия–Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан).
Цель работы: Охарактеризовать конкурентоспособность ведущих стран евразийского региона, определить перспективы дальнейшего взаимодействия стран как и между собой, так и с другими регионами мира.
Задачи: 1. Дать понятие «конкурентоспособность».
2. Выявить основные методологические подходы к изучению конкурентоспособности
3. Назвать основные критерии конкурентоспособности
4. Дать краткую характеристику конкурентоспособности стран Евразийского региона
Актуальность данной работы обуславливается тем, что конкурентоспособность в процессе развития мировой экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями товаров и услуг, стало ключевым словом наряду с понятием «эффективность», а проблема достижения конкурентных преимуществ - одной из главных в деловой, управленческой, экономической и политической жизни. Конкурентная борьба в настоящее время проявлена как в профессиональной жизни каждого отдельного человека (при строительстве деловой карьеры), так и в жизни любой организации (при реализации своей общественной, политической или коммерческой деятельности), достигая уровня острейшей борьбы обще-планетарных масштабов при достижении каждой страной геополитических преимуществ.
Понятие конкурентоспособности. Методология.
Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Само слово конкурентоспособность, применительно к какому бы субъекту оно ни рассматривалось, означает способность данного субъекта (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию.
С.И.Ожегов в «Толковом словаре русского языка» термин конкурентоспособность трактует как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам.
Также конкурентоспособность понимается как это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами.
Методологические основы конкурентоспособности как категории заложили такие основоположники экономической науки как: А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Кейнс и другие. Поведенческий подход стал первым подходом к определению конкуренции. В частности, А. Смит отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров». Неоклассическая теория, развивая теорию поведенческого подхода, определяет содержание конкуренции как борьбу за редкие экономические блага. Так, по мнению американского экономиста П. Хайне, «конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам». Структурный подход определяет содержание конкуренции типом рынка и тех условий, которые господствуют на нем, а функциональный подход смещает рассмотрение экономической сущности конкуренции в сторону изучения ее роли в экономическом развитии.
В настоящее время понятие «конкурентоспособность» чаще всего используется в системе маркетинга, как области деятельности, направленной на достижение конкурентных преимуществ. Из зарубежных авторов к классикам данного направления можно отнести, прежде всего, П. Дракера, Ф.Котлера, Дж. Эванса, и Б. Бермана. Теоретические представления о конкурентоспособности всегда имеют прикладное значение и реализуются, например, в виде методик определения конкурентоспособности объекта (товара или услуги), в форме методических рекомендаций и действующих положений в отечественной системе стандартизации, тем самым оказывая значительно влияние на процесс экономического развития и на конкурентоспособность экономики в целом.
Сегодня различные научные школы экономики и управления, основываясь на различных концептуальных подходах, предлагают несколько отличные друг от друга трактовки. Например, С.В. Царькова трактует конкурентоспособность как двойственную категорию, представленную:
- эффективностью продажи товара для потребителя;
- эффективностью продажи товара для производителя.
Данный автор различает:
Потенциальную конкурентоспособность субъекта (выраженную в качественных характеристиках) - совокупность управленческих, организационно-технических, технологических факторов деятельности фирмы, представляющих собой ее конкурентные потенциальные возможности.
Реальную конкурентоспособность субъекта (выраженную в реальных экономических показателях) - совокупность потенциальных возможностей предприятия, рассчитанная после воздействий многочисленных факторов окружающей среды.