Кейнсианская теория потребления. Функция сбережений. Альтернативные теории потребления
В интерпретации классической модели периодические кризисы перепроизводства, случавшиеся в рыночном хозяйстве, были результатом превышения совокупного предложения над совокупным спросом при прежнем уровне цен. Для восстановления равновесия и полной занятости требовалось снижение цен, что и предписывалось рыночному механизму. Главным действующим лицом в этом процессе выступали те, кто стоял на стороне предложения товаров, т. е. предприниматели: они снижали заработную плату, вслед за чем сокращались производственные издержки и падали цены. А дальше все шло в соответствии с законом Сэя —«предложение создавало свой собственный спрос». Если совокупное предложение находится в рамках жестких цен, в этом случае экономические кризисы являются уже не результатом избытка предложения, а следствием нехватки спроса. Равновесие в экономике достигается уже не снижением уровня цен, а сокращением предложения. В результате мы имеем равновесие при неполной занятости. Установление же равновесия при полной занятости предполагало повышение совокупного спроса до потенциального уровня национального выпуска.
В самом общем виде совокупный спрос в кейнсианской модели распадается на четыре компонента: потребление С, частные инвестиции I, государственные расходы G и чистый экспорт Хп. Однако главными в этом перечне являются два первых компонента. Так, в современных условиях на долю потребления приходится около 2/з всей суммы совокупных расходов. Поэтому потребительские планы домашних хозяйств — одна из важнейших детерминант поведения экономики. В условиях жесткости цен эти планы строятся, ориентируясь исключительно на доход как на единственный источник информации о состоянии рынка. Свой доход домашние хозяйства склонны использовать только на потребление С и на cбережение S. Если вспомнить, что сбережения представляют собой превышение дохода над потребительскими расходами, то станет ясно, что увеличение доли сбережений означает адекватное уменьшение доли потребления, и наоборот. Отсюда следует, что:
Y = С + S , где Y — национальный (располагаемый) доход.
В свою очередь и потребление и сбережение зависят от размеров дохода. Отношение размеров потребления к величине дохода отражает сложившуюся на данный момент среднюю склонность населения к потреблению АРС (average propensity to consume):
APC = C/ Y
Отношение суммы сделанных сбережений к величине дохода показывает среднюю склонность к сбережениям APS (averagepropensity to save):
APS=S/ Y
В отличие от представителей классической школы Дж. Кейнс рассматривал сбережения как функцию не от процентной ставки, а от размеров дохода: S = S(Y).
Точно так же и потребление есть функция от дохода: С = С(У).
Характеризуя эту функцию, Дж. Кейнс приходит к следующему выводу: "Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход".
Смысл определенного таким образом основного психологического закона: если доход изменяется, то потребление также меняется в том же направлении, но изменение потребления меньше, чем изменение дохода. Соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению МРС (marginalpropensity to consume). Если обозначить ∆У прирост дохода, а ∆С прирост потребления, то получим:
МРС = ∆С/∆У.
Наряду с понятием предельной склонности к потреблению Дж. Кейнс вводит понятие склонности к сбережению. Предельная склонность к сбережению MPS (marginal propensity to save) определяется отношением изменения величины сбережений AS к вызвавшему его изменению дохода ∆У:
MPS = ∆S/∆У.
Поскольку не существует третьего возможного предназначения дополнительного дохода, то сумма изменения потребления и изменения сбережения должна быть обязательно равна изменению дохода:
∆С + ∆S = ∆У .
Но тогда (∆С/∆У) + (∆S/∆У) = 1 , или MРC + MPS = 1 .
В геометрической интерпретации величина МРС равна тангенсу угла наклона кривой потребления С. В свою очередь, соотношение между потреблением С и доходом Y характеризуется линейной зависимостью и может быть выражено следующим образом:
C = Ca+C(Y), или C = Cа+МРС*У
где Са — уровень потребления домашних хозяйств, соответствующий ситуации, когда их текущий доход равен нулю; он называется автономным потреблением(именно потому, что не зависит от дохода).
На потребление и сбережение оказывают влияние факторы, не связанные с доходом, в частности:
1. богатство - накопленное имущество и финансовые активы. Чем выше богатство, тем ниже стимул к его увеличению. График потребления будет сдвигаться вверх, а сбережения вниз;
2. уровень цен - повышение цен уменьшает долю дохода, идущую на потребление, реальную стоимость некоторых видов богатства и увеличивает сбережения и наоборот;
3. ожидания домохозяйств относительно доходов, наличия товаров, цен;
4. потребительская задолженность. При высокой потребительской задолженности домохозяйства будут сокращать потребление и наоборот;
5. налогообложение. Рост налогов вызывает падение дохода, а значит, снижение потребления и сбережения.
Первая эмпирическая проверка кейнсианского анализа потреблениябыла проведена в США в 1942 г. На основании данных о динамике потребления и дохода американцев за период с 1929 по 1941 г. ученым удалось вывести потребительскую функцию для США начала 40-х гг. Она имела вид (в млрд. долл.):
С = 47,6+ 0,73 У.
В ходе неоднократных проверок удалось установить, что подсчеты, произведенные на основе полученной формулы, достаточно хорошо коррелируются со статистическими данными о доходах и потреблении домашних хозяйств за короткий (2-4 года) период. С тех пор потребительская функция Дж. Кейнса широко применяется для краткосрочного макроэкономического анализа во многих странах. Так, в ФРГ в середине 1970-х гг. потребительская функция имела вид (в млрд. марок):
С= 102,76 + 0,647;
для России в начале 1990-х гг. она выглядела следующим образом (в млрд. руб.):
С = 80,3 5 + 0,62 Y.
Однако предпринимавшиеся попытки использовать кейнсианскую потребительскую функцию для долгосрочных прогнозов не удались. Дело в том, что кейнсианский анализ с самого начала был ориентирован исключительно на краткосрочный период развития экономики. За более продолжительные промежутки времени потребительский спрос подчиняется несколько иным закономерностям, которые не вписываются в "основной психологический закон" Дж. Кейнса. Впервые это обнаружил известный американский экономист С. Кузнец,проанализировавший данные о динамике ВНП США и его составных частях с 1869 по 1938 г.
В своем исследовании С. Кузнец среди прочих рассмотрел, и вопрос о соотношении потребительских расходов и уровня совокупного дохода в экономике и пришел к выводу, что средняя склонность к потреблению АРС за этот промежуток времени оставалась практически неизменной и составляла примерно 0,86 независимо от величины дохода. В краткосрочном периоде АРС нередко отклонялась от этого значения, но с возрастанием рассматриваемого периода неизменно приближалась к нему. Это значит, что в долгосрочном периоде потребительская функция для США имела следующий вид: С = 0,86У. Коэффициент 0,86 получил название долгосрочной склонности к потреблению и при эмпирической проверке обнаружил достаточно высокую стабильность в длительном периоде — величина его практически не меняется в течение десятилетий независимо от изменения текущего дохода.
Такое поведение потребительского сектора в длительном периоде вызвало интерес у ряда экономистов, которые на основе проведенного анализа сформулировали несколько гипотез, объясняющих, почему на длительных промежутках времени средняя склонность к потреблению изменяется пропорционально изменению дохода.