Экономические оценки природных ресурсов
Необходимость экономической оценки природных ресурсов обусловлена их ролью как составной части общественного богатства страны, а также как важнейшего фактора общественного производства.
Определение полноты и состава общественного богатства зависят от оценки его важнейшей составляющей — природных ресурсов, их роли в системе экономических отношений и хозяйственной деятельности, от объективности применяемых методологических подходов.
Социально-экономическую оценку природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, и ее отражение в составе общественного богатства страны предполагает также реализация государственной стратегии устойчивого развития экономики России.
Экономическая оценка природных ресурсов является важнейшим направлением исследований и практических работ в экономике природопользования. По своему содержанию в современный период провозглашения необходимости перехода к устойчивому развитию экономическая оценка природных ресурсов может быть определена как социально-эколого-экономическая оценка. Она базируется на современных концепциях экономической теории:
· экономического благосостояния нынешнего и будущего поколений общества;
· оптимального распределения и использования благ, ресурсов и производства;
· поиска заменителей и новых источников природных ресурсов для поддержания и роста экономического благосостояния (а не просто экономического роста);
· гармонизации развития и взаимодействия общества и природы;
· регулирования процессов в биосфере, придания ей новых качественных свойств;
· природные ресурсы как общественное богатство из теоретического и статистического понятия должны стать элементом общественного и личностного сознания;
· экономическая оценка природных богатств и их использование является регулярным, постоянным и обязательным процессом на всех уровнях управления экономикой и для всех субъектов хозяйственной деятельности.
Несмотря на отечественный и мировой опыт, масштабные многочисленные исследования, оценка природных ресурсов в составе национального богатства страны оставляет желать лучшего. Отставание же в этом вопросе нашей страны обусловлено в общем невысоким качеством управления экономикой.
Объективные сложности связаны с оценкой природных благ (ландшафтов, уникальных представителей растительного и животного мира), так как отсутствуют традиционные рынки, стандартные спрос и предложение, альтернативные варианты.
Необходимость экономической оценки природных ресурсов очевидна, так как в ней находит отражение оценка естественных условий и степени рационального и комплексного использования природных ресурсов, влияние освоения и эксплуатации ресурса на окружающую среду. От ее результатов зависит оценка влияния применяемых процессов природопользования на благосостояние будущих поколений.
В методологии экономической оценки природных ресурсов находит отражение отечественный и зарубежный опыт, результаты теоретических исследований и практических работ, а также государственная социально-экономическая политика развития общества и отношения к природе и человеку.
Значительное влияние на методы экономической оценки природных ресурсов оказывают разработанные в рамках неоклассической экономической теории концепция экономического благосостояния и связанные с ней теоретические концепции А. Пигу, В. Парето, Ф. И. Эджуотера, П. Самуэльсона, Н. Келдора, Дж. Хикса, К. Эрроу, Р. Коуза, Ф. И. Эджворта, Н. Калдора и др. Свой вклад внесли и представители научной школы, развивающие подход на основе рентообразующих факторов — капитализированной отдачи ресурсов, составляющей в их совокупности производственный потенциал.
В мировой методологии экономической оценки заметно различие исходных посылок, сторонники которых отстаивают положения:
· классической экономической теории о невмешательстве государства в процессы рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов рынка и природопользования;
· необходимости жесткого государственного управления отношениями по поводу использования природных ресурсов (административно-командный подход);
· "мягкого" государственного регулирования отношений по поводу использования природных ресурсов с учетом возможностей механизма рыночного саморегулирования.
В современных условиях в экономической оценке природных ресурсов отражаются:
· целесообразность вовлечения природного ресурса в хозяйственный оборот с учетом степени его разведанности и исследованности, ограниченности, восполнимости, возможных объемов и сроков использования;
· налоговые, лицензионные, экологические и другие платежи, связанные с природопользованием;
· убытки от нерационального и некомплексного использования ресурсов;
· ущерб от проявления внешних негативных эффектов и др.
Целью экономической оценки природных ресурсов является определение их ценности в стоимостном выражении при заданных режимах комплексного, рационального и безопасного природопользования. При этом необходимо учитывать экологические ограничения наведение хозяйственной и иной деятельности, связанной с изучением, освоением и использованием природных ресурсов.
Экономическая оценка природных ресурсов является важным этапом, составной частью экономической оценки богатства страны. Оцененные в стоимостном выражении природные ресурсы относят к экономическим активам страны.
Заметим, что к экономическим активам страны не относятся:
· природные ресурсы планетарного значения, которые не могут быть собственностью, в том числе отдельного государства, например океаны, озоновый слой;
· отдельные, недоступные в настоящее время природные ресурсы, которые по этим причинам в ближайшей перспективе не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот.
Полнота структуры богатства предопределяется целью проводимой оценки и ролью той или иной его составляющей.
В абсолютном выражении общая величина природных богатств оценивается, поданным различных организаций и экспертных оценок, в зависимости от использованных принципов и методик расчетов от нескольких десятков до нескольких сотен триллионов долларов.
В составе природно-ресурсной компоненты подавляющая часть стоимостной величины приходится на запасы полезных ископаемых.
Приведенные оценки отражают результаты одного из первых этапов долгосрочной и крайне сложной в теоретическом и практическом плане работы по комплексной оценке национального богатства России и роли в нем естественных активов. Приведенные итоги расчетов имеют далеко не однозначный характер и во многом связаны с отсутствием приемлемой унифицированной методологии оценки природно-ресурсной компоненты в составе национального богатства.
Вместе с тем итоги расчетов однозначно свидетельствуют об исключительном значении естественных (материальных, не произведенных) активов в составе национального богатства и о доминирующей роли полезных ископаемых в комплексе природных ресурсов страны.
Необходимость получения объективных стоимостных показателей по всем элементам природно-ресурсного блока, а также их совокупности диктуется в первую очередь:
* потребностями долгосрочной государственной стратегии социально-экономического развития России, предусматривающей максимально эффективное использование ключевых элементов национального богатства;
* главенствующими пропорциями и диспропорциями, сложившимися в настоящий момент;
* задачами совершенствования государственного управления с использованием как рыночных, так и нерыночных методов;
* внутренним спросом на сырье и возможностями внешнеэкономических связей и многими другими факторами.
Экономическая оценка природных ресурсов необходима для обеспечения макроэкономических задач природопользования, а именно:
• обоснования баланса использования и потребления природных ресурсов и их обшей эффективности (потенциальной, плановой и фактической);
• учета стоимости природных ресурсов в составе богатства страны;
• прогнозирования и планирования развития экономики;
• регулирования процессов природопользования;
• решения стратегических вопросов экономической безопасности страны;
• экономического механизма передачи в пользование и во владение природных ресурсов;
• системы налогообложения и экономического стимулирования в сфере природопользования;
• обоснования стратегий, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития страны, ее регионов и территориальных образований;
• включения показателей экономической оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений в обществе;
• решения общегосударственных вопросов, связанных с рациональным и комплексным использованием природных ресурсов.
На микроэкономическом уровне экономическая оценка природных ресурсов применяется для решения следующих задач:
• определения стоимости запасов природных ресурсов;
• прогнозирования и планирования использования природных ресурсов;
• обоснования экономической целесообразности ввода объектов природных ресурсов в разработку и последовательности их эксплуатации;
• обоснования сохранения объектов природных ресурсов для общества;
• обоснования вывода объектов природных ресурсов из разработки и эксплуатации;
• выбора оптимальных сроков, объемов и технологических параметров их эксплуатации (использования);
• определения экономической эффективности инвестиций в природно-ресурсный комплекс;
• определения убытков от нерационального и некомплексного использования природных ресурсов;
• учета природных ресурсов в балансе и структуре национального богатства;
• установления платежей и акцизов за пользование природными ресурсами;
• определения залоговой стоимости природных объектов и ресурсов;
• определения величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением целевого назначения природных ресурсов;
• решения других задач, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.
С учетом анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта можно отметить, что государственная политика в области оценки природных ресурсов должна быть направлена на достижение основных целей:
1) экономическая реализация прав государства как собственника природных ресурсов;
2) обеспечение совершенствования методов оценки эффективности инвестиционных программ и проектов в сфере природопользования;
3) формирование рынка экологических товаров, работ и услуг;
4) создание рынка экологического страхования и экологического аудита в сфере природопользования;
5) создание эффективного механизма предоставления лицензий на природопользование.
Система стоимостных оценок природных ресурсов призвана решить целый комплекс важных народнохозяйственных проблем, а именно:
— создать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны;
— разработать принципы инвестирования природо-эксплуатирующих отраслей;
— внедрить методы управления запасами природных ресурсов и решить проблемы ресурсосбережения;
— обеспечить сбалансированное развитие территорий;
— разработать единую систему платежей за пользование природными ресурсами, методологию оценки объектов недвижимости и др.
Ряд проблем можно решить, используя конкретные стоимостные оценки как отдельных видов ресурсов, так и их совокупности (для целей комплексного использования), в том числе осуществляя:
• разработку системы показателей национального богатства с учетом природных ресурсов на основе их рыночной стоимости. Это позволит сопоставить объемы ресурсов, качество, их ценовую структуру, определить приоритеты рентабельности использования ресурсов на всех уровнях управления;
• совершенствование системы показателей контроля экономической безопасности страны и регионов. Наряду с показателями физических объемов и соотношений между структурными составляющими минерально-сырьевой базы или прироста запасов и объемов их добычи и погашения следует рассматривать стоимостные показатели, позволяющие оперировать новыми критериями и категориями. Это инвестиционная активность, зашита от рисков и природно-ресурсное страхование, эффективность деятельности природоэксплуатируюших предприятий, в том числе — средоохранной и внешнеторговой; соотношения между собственниками природных ресурсов, например государством и другими собственниками);
• внедрение с использованием компьютерных технологий экономических методов управления природными ресурсами (формирование фондов на восстановление, охрану, изучение ресурсов, определение залоговой стоимости природных ресурсов, обоснование капитальных вложений и регулирование инвестиционных потоков, оценка эффективности инвестиционных проектов и программ, сопоставление с мировыми стандартами).
Экономическая оценка природных ресурсов дает возможность учесть всевозможные потери, связанные с их широким использованием, и оценить в денежном выражении экологические последствия воздействия производства на окружающую среду.
Оценка природных ресурсов должка включать и экономико-экологические их оценки, направленные на определение:
— прогнозных, плановых и проектных показателей их эксплуатации и сравнения вариантов принимаемых решений, рационального (оптимального) использования, потребления и восстановления природных ресурсов;
— величины экономического ущерба природе, хозяйственным, культурным и другим объектам при освоении ресурсов и их использовании;
— экономической эффективности природоохранных мероприятий.
Экономической оценке подлежат все виды природных ресурсов за исключением имеющихся в неограниченном количестве (например, атмосферный воздух, вода в Мировом океане).
Экономическая оценка природных ресурсов означает количественное и качественное измерение их потребительной стоимости и предполагает определение народнохозяйственной ценности данного ресурса.
К основным методологическим принципам экономической оценки природных ресурсов относят: принцип комплексности, принцип императива, принцип обеспечения экономического воспроизводства, принцип оптимизации (альтернатив и вариантов).
1. Принцип комплексности предполагает учет всех природных ресурсов (как используемых, так и подвергающихся негативному воздействию), входящих в состав одного природного объекта. Кроме того, применительно к каждому используемому природному ресурсу должна быть учтена вся извлекаемая при данном варианте природопользования польза. В данном случае все используемые ресурсы относят к ресурсам первой группы. Они учитываются как в результатах — в виде стоимости произведенной продукции, так и совокупных затратах на эксплуатацию, первичную переработку и транспортировку до потребителя. Ресурсы, которые не будут освоены при использовании основного ресурса, но будут подвергнуты определенному воздействию (ухудшение качества, уничтожение и пр.) относят к ресурсам второй группы. Ресурсы этой группы учитываются в формуле оценки основного ресурса в составе издержек.
2. Принцип императива воспроизводства возобновимых природных ресурсов означает, что та часть возобновимых природных ресурсов, которая эксплуатируется или подвергается воздействию (уменьшающему их количество или ухудшающему их качество), должна быть воспроизведена и в натуральной форме (в количественном или качественном отношении). Таким образом, в качестве минимума экономической оценки возобновимых природных ресурсов принимаются затраты на физическое воспроизводство этого вида потребляемых или уничтожаемых природных ресурсов.
3. Принцип экономического воспроизводства невозобновимых природных ресурсов или потребительных стоимостей, в них заключенных, означает, что при оценке таких ресурсов должны учитываться отчисления на их экономическое воспроизводство и (или) отчисления на обеспечение замены дефицитных невозобновимых природных ресурсов другими видами ресурсов или материалов, обладающих той же потребительной стоимостью, что и заменяемые природные ресурсы.
4. Принцип оптимизации экономической оценки природного объекта в целом означает, что существует такой вариант использования природных ресурсов, входящих в состав природного объекта, при котором последний имеет наивысшую оценку.
Экономической наукой выработаны для практической работы также методические принципы экономической оценки природных ресурсов, к которым относятся:
— учет возможностей воспроизводства ресурса;
— учет имеющихся и возможных альтернативных заменителей ресурса;
— учет взаимодействия и пограничного расположения оцениваемого ресурса с другими ресурсами;
— учет влияния результатов эксплуатации ресурса на состояние окружающей среды, в том числе на состояние других ресурсов;
— оценка эксплуатационных потерь природного ресурса;
— оценка выхода продукции из природного ресурса;
— определение экономического эффекта от применения продукции, произведенной с использованием ресурса, или доли экономического эффекта, приходящейся на данный ресурс;
— учет социальных эффектов, для которых невозможна экономическая оценка;
— проведение сравнительного анализа результатов оценки;
— использование сопоставимых по времени, происхождению и методам расчета исходных показателей (данных).