Тема 4. Спрос и предложение
1. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Эффект дохода, эффект замещения. Индивидуальный и рыночный спрос. «Парадоксы» спроса.
2. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
3. Изменения в спросе и предложении.
Задачи и вопросы для обсуждения и контроля
1. “Ну и что вы намерены делать? Создать спрос?” - “Много вы понимаете в политэкономии,” – ответил консул довольно невежливо. “Спрос создать нельзя. Но можно создать условия, которые вызовут спрос. Вот этим-то я и занят” (О. Генри “Короли и капуста”). Прокомментируйте это высказывание.
2. Объясните, почему к неценовым факторам, “сдвигающим” кривую спроса, относятся цены на взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары?
3. В каких случаях мы можем говорить о сдвиге кривой, а в каких – о движении по кривой спроса:
а) наблюдается рекордное число продаж видеокассет, что явилось реакцией на некоторый рост доходов и снижение цен на магнитофоны;
б) государство предоставило кредит на льготных условиях производителям персональных компьютеров, в результате на рынке произошло увеличение количества персональных компьютеров и снизились цены на них. Как изменится спрос на пишущие машинки?
в) государство повысило налог на прибыль на производство обуви, в результате снизился объем продаж обуви.
4. Являются ли Манифест "Коммунистической партии" К. Маркса и Ф.Энгельса и "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского товарами - субститутами?
5. Верно ли следующее утверждение: Моцарт, по свидетельству А.С. Пушкина, считал гениальность и злодейство взаимодополняемыми экономическими благами.
6. Какое крылатое выражение из перечисленных характеризует экономические блага - субституты:
а) "Париж - стоит мессы"; б) "Пьян да умен - два угодья в нем";
в) "Полцарства за коня"; г) " Не было бы счастья, да несчастье помогло".
7. Взаимозаменяемые товары – это:
а) такие пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой; б) товары первой необходимости; в) пары товаров, для которых рост цены одного приводит к росту спроса на другой; г) товары, для которых существует обратное соотношение изменения цены одного из них к изменению объема спроса на другой.
8. Кривая спроса на товар Х сместится вправо и вверх в результате:
а) уменьшения числа покупателей; б) перехода на товар-субститут;
в) повышения таможенных барьеров; г) увеличения доходов потребителей?
9. Пельмени и бифштекс являются товарами-субститутами в потреблении, а маргарин - дополняющим. Какие изменения произойдут на соответствующих рынках, если цена на бифштекс повысится?
а) цены на пельмени и маргарин повысятся;
б) цена на пельмени повысится, а на маргарин понизится;
в) цена на пельмени упадет, а на маргарин возрастет;
г) цены на пельмени и маргарин снизятся.
10. Эффект Веблена заключается в спросе на дорогостоящие товары, свидетельствующие, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Какие другие эффекты, “нарушающие” закон спроса, Вы могли бы ещё назвать?
11. За 1990 – 1994 гг. потребление на душу населения основных продуктов питания в России сократилось, но за одним исключением: потребление картофеля увеличилось на 16% (ЭКО 1995.№7 С. 111). Чем это объясняется? При каких обстоятельствах было впервые открыто это явление?
12. Если большинство жителей некоторой местности вдруг решит, что мясо вредно для здоровья, то при прочих равных условиях в данной местности:
а) повысится спрос на рыбу и повысится спрос на мясной соус;
б) понизится спрос на рыбу и понизится спрос на мясной соус;
в) повысится спрос на рыбу и понизится спрос на мясной соус;
г) понизится спрос на рыбу и повысится спрос на мясной соус.
13. Дана таблица, отражающая величину спроса на некоторый товар при различных ценах:
Цена руб./шт. | 6.000 | 8.000 | 10.000 | 12.000 |
Объем спроса в месяц, шт. |
а) Определите вид функции спроса, запишите ее формулу и постройте график.
б) При какой максимальной цене потребители откажутся от покупок данного товара?
в) Какова будет величина спроса, если товар будет распределяться бесплатно?
14. При цене билета на футбольный матч 40 руб. на стадион пришло 30 тыс. человек. Когда цена билета поднялась до 90 рублей, число болельщиков сократилось до 5 тыс. человек. Если считать функцию спроса линейной, то сколько болельщиков придут на стадион при цене 20 руб. за билет?
15. Как будет смещаться кривая спроса по цене на красную икру, если произойдет рост доходов потребителей?
16. При цене 2 спрос равен 30, а при цене 4 равен 10. Функция спроса линейна. Найдите максимальную цену спроса.
17. Функция спроса Ивана Q1= б — 3р, функция спроса Марии Q2= 4 - 0,5р. Постройте кривую суммарного спроса.
18. Функция спроса на хлеб: Q=100+0,5I-30Р1+20Р2 , где
Q – годовая причина спроса; I – доход; Р1 – цена хлеба; Р2 – цена макарон.
Определите: а) функцию годового спроса на хлеб при доходе 10 тыс. руб. в месяц и цене макарон 250 руб. за 1 кг; б) цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю. Постройте кривую спроса на хлеб.
19. Два потребителя имеют разные функции индивидуального спроса:
Ваня: QDВ = 5 – Р; Маня: QDМ = 10 – 2Р.
Определите рыночный спрос, если Ваня и Маня – единственные потребители.
20. Максимальный спрос равен 20. При повышении цены на единицу спрос всегда убывает на З. При каких ценах спрос превышает 2?
21. Функция рыночного спроса Q = 10-4р. Увеличение доходов населения привело к увеличению спроса на 20% при каждой цене. Найдите новую функцию спроса.
22. Спрос на кожаные куртки задается формулой Q = р2 -4p + 9. Определите: а) при каких ценах кожаные куртки являются товаром Веблена; б) минимальный спрос; в) при каких ценах спрос равен 6?
23. Функция спроса мужчины Q1 = 15 - 3р, женщины Q2 = 8 - 4р. На рынке всего 12 покупателей: 5 мужчин, остальные — женщины. Постройте кривую рыночного спроса и найдите изменение спроса при увеличении цены с 1 до 3.
24. В какой степени равновесие рынка зависит от предложения:
а) в коротком периоде; б) в длинном периоде?
25. Чем можно объяснить сдвиг кривой предложения на товар Y влево вверх:а) внедрением новых технологий; б) увеличением цен на исходные ресурсы; в) введением дотаций; г) увеличением числа производителей.
26. В инфляционной ситуации резко вырастают цены на все товары. Имеет ли место рост спроса во время инфляции? Стимулируют ли инфляционные цены увеличение производства и предложения товаров?
27. Как будет смещаться кривая предложения на наркорынке, если будет ужесточено наказание за перевозку наркотиков?
28. Какая из следующих позиций означает "изменение в предложении", а какая - "изменение предложения":
а) в результате снижения издержек производства производители продают больше автомобилей;
б) снижение цены на пшеницу вызывает увеличение ежемесячного объема продаж кукурузы;
в) вследствие снижения на различных рынках цены на апельсины их поставки на рынки сокращаются;
г) федеральное правительство увеличивает акцизный налог на спиртные напитки.
29. Что из перечисленного, как правило, не будет влиять на предложение услуг рэкетиров, обещающих предпринимателю защиту в обмен на регулярную выплату "дани": а) цены на героин; б) уровень преступности в районе; в) стоимость занятий в спортклубе по отработке приемов каратэ; г) степень коррумпированности работников правоохранительных органов.
30. Гитарист Петр готов работать бесплатно до 8 час в неделю. Гитарист Павел работает при оплате не ниже 2 $/час. При оплате 10 $/час каждый гитарист готов работать 48 час в неделю. Обе функции предложения труда линейны. Сколько часов в неделю готов работать каждый гитарист при оплате 2,5 $/час?
31. Количество часов аудиторных занятий, которое профессор Иванов готов проводить в месяц, задается формулой 10p – p2 при ставках почасовой оплаты, меньших $8, и равно 16 час при больших ставках.
а) Постройте кривую предложения труда.
б) Определите, при каких ставках функция предложения убывает?
в) Вычислите максимальный объем и минимальную цену предложения.
г) Найдите изменение предложения при увеличении ставки оплаты с $7 до $9.
д) В каком случае предложение равно 9 час?
32. Функция предложения S= 4р-3. На какую величину изменится предложение при каждой цене после введения акцизного налога в размере 2?
33. На рынке бензина всего два продавца: завод 1 и завод 2. При цене бензина 8 руб./л объем предложения 1-го завода равен 20 т, 2-го завода -50 т. При цене 10 руб./л объем предложения 1-го завода равен 30 т, 2-го - 70 т.
а) Задайте функцию рыночного предложения табличным способом.
б) Найдите примерное значение объема предложения при цене 9,4 руб.
в) Найдите примерную цену, при которой объем предложения равен 77,5т;
г) Задайте табличным способом функцию предложения после введения акцизного налога на бензин в размере 1 руб./л.
д) Найдите примерный объем предложения бензина при цене 9,4 руб./л после введения акцизного налога в размере 1 руб./л.
34. Какие выводы для предпринимателей Вы могли бы сформулировать по итогам данной темы?