Сущность антиинфляционной политики и ее типы
Теоретической основой понимания природы инфляции и выработки направлений и мер антиинфляционного воздействия государства в западной экономической традиции является количественная теория денег в ее монетаристской или кейнсианской интерпретации.
При определенных упрощениях, принято считать, что причиной инфляции является устойчивое неравновесие рынков, проявляющееся в хроническом превышении спроса над предложением, которое в конечном итоге фокусируется на денежном рынке в форме обесценения денег и частичной (или полной) утраты ими своих общеэкономических функций. Механизм инфляции определяется конкретной природой неравновесия того или иного рынка.
Условие долгосрочного равновесия денежного рынка (уравнение Фридмена) имеет следующий вид [10, с. 257]:
Мер = Уср + Рср, (3.1)
где Мер– среднегодовой темп роста предложения денег;
Уср – среднегодовой показатель, характеризующий изменение реального совокупного дохода (реального производства);
Рср – среднегодовой темп роста цен.
Основой антиинфляционных мер является ликвидация долгосрочного неравновесия денежного рынка, а в конечном итоге – достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках.
К элементам механизма инфляции обычно относят следующие явления. Инфляционные ожидания,которые выражаются в устойчивых настроениях экономических субъектов, уверенных в долгосрочных инфляционных всплесках, а значит строящих свое поведение с учетом возможного роста цен и обесценивания денег. Понятно, что такие ожидания нагнетают текущий спрос и в то же время увеличивают издержки.
Инфляционный разрыв,сутью которого является существенное и долговременное превышение спроса над предложением. Иными словами, это инфляция спроса.
В основе механизма инфляции затрат лежит взаимосвязь издержек и цен. При этом основными факторами роста издержек могут быть издержки оплаты труда, импортированные издержки на заграничные сырье и материалы, налоговое бремя (налоговая инфляция) и так далее. Последствиями инфляции, которые сами становятся ее условиями и факторами, являются деформации рыночного механизма.
Исходя из изложенного, к методам антиинфляционного воздействия будем относить лишь ту деятельность государства, которая ориентирована, на устранение причин инфляции (неравновесия рынков по предложению и спросу и (или) на механизм ее реализации). Отметим, что реальную борьбу с инфляцией можно вести только в том случае, если она принимает открытые формы.
От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации и другие) и псевдоантиинфляционные меры. Под последними мы будем понимать меры государственного воздействия, которые ликвидирует симптомы (но не причины) инфляции и переводит ее из открытого состояния в скрытое.
Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика.
Основными содержательными (функциональными) методами денежных реформ являются: нуллификация, реставрация (ревальвация), девальвация и деноминация.
Нуллификация– процедура аннулирования сильно обесцененной денежной единицы (например – купона) и введение новой валюты (например – гривны на Украине). [8, с.223]
Реставрация (ревальвация)– восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы.
Девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы или официального валютного курса к доллару США.
Деноминация– метод укрупнения масштаба цен. Практически все эти разновидности реформ по методам проведения делятся на три типа:
а) обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег;
б) временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей;
в) сочетание методов а) и б).
Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии»[14, с.472].
Денежная реформа может быть начальным или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Вне контекста других антиинфляционных мер любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет.
Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией в виде главных составляющих ее воздействия – инфляции спроса и инфляции издержек[16, c. 328].
В послевоенной истории развития экономики стран Запада различается несколько этапов реализации антиинфляционной политики. Объективные предпосылки выделения таких этапов создавались различиями в условиях воспроизводства экономики, а также различиями в характере инфляционных процессов.
Предысторию современного антиинфляционного регулирования, то есть первый этап формированияустойчивого финансового обращениясоставляют годы восстановления экономики после второй мировой войны. Этот период характеризовался избыточностью денежной массы, связанной с финансированием военных расходов, которой сопутствовал и дефицит товарного предложения.
В целом темпы роста общего уровня цен в странах Западной Европы составляли около пяти–семи процентов в год. Инфляция в этот период носила в значительной мере структурный характер, для ее ограничения был необходим выход экономики из состояния кризиса, перевод ее на гражданские рельсы, а также совершенствование структуры экономики.
Второй этапантиинфляционной политики связывается с превращением инфляции в феномен мирной экономики. Антиинфляционная направленность экономической политики носила явно выраженный подчиненный характер, основной целью государственного регулирования было сглаживание цикличности развития экономики.Используемые в период кризиса методы регулирования – удешевление кредита и дефицитное финансирование фактически не препятствовали обесценению денег.
Третий этапантиинфляционной политики относится к 70–м годам к периоду[17, с.297]:
- ускорения темпов инфляции (достижения двузначных темпов роста общего уровня цен в развитых капиталистических странах);
- роста неравномерности и скачкообразности инфляционных процессов;
- изменения роли отдельных инфляционных факторов, а именно внешнеэкономических факторов и факторов саморазвития инфляции.
Материальную основу изменения характера инфляции создало прежде всего изменение объективных условий развития экономики, в частности исчерпание возможностей ускоренного роста на базе восстановления экономики:
- дальнейший рост степени монополизации экономики, сопровождавшийся формированием новых закономерностей ценообразования;
- развитие денежно–кредитной системы, основанной на неразменных на золото деньгах;
- назревшая необходимость в ломке существовавшей системы международного разделения труда.
В этих условиях антиинфляционная политика была более жестко ориентирована на ограничение инфляции, причем различными методами и в различных вариантах (ограничение роста денежной мессы, стабилизация экономики, снижение темпов роста цен), а также на ослабление социальных конфликтов, связанных с инфляцией. Наиболее широко применялись методы денежно–кредитной политики, направленные на осуществление контроля за стабильностью денежного обращения.
Четвертый этапотносится к антиинфляционному регулированию 80–х годов. Материальную основу такого своеобразия создавали изменения в развитии производительных сил под влиянием научно–технического прогресса. Они, с одной стороны, способствовали структурной перестройке мировой экономики, с другой стороны – изменению соотношения сил национальных экономик на мировой арене, а с третьей стороны – развитию тенденции интернационализации.
Центральные банки начали исповедовать в этот период не столько «чистый» монетаризм, сколько «практический» монетаризм, признавали необходимость регулирования денежной массы в обращении и сочетали практические рецепты монетаризма с разработками других теорий, прежде всего теории предложения[15, с.208].
Особенностью данного этапа в развитии антиинфляционной политики стало то внимание, которое уделяется стимулированию конкуренции и развитию рыночных факторов в ограничении инфляции.
В мировой практике сегодня известны различные направления и меры антиинфляционного регулирования. Их разнообразие предопределяется не только объективными социально–экономическими, политическими и прочими особенностями различных стран, но также достаточно субъективными экономическими воззрениями национальных лидеров и руководителей этих государств на природу и экономическую сущность инфляции вообще. С учетом этих, а иногда и других обстоятельств, обычно происходит выбор и реализация руководством страны конкретных антиинфляционных мер, составляющих некую антиинфляционную политику.
Принятие того или иного варианта антиинфляционной политики становится результатом оценки достаточно большого числа условий, характеризующих особенности конкретной экономической ситуации. Однако, несмотря на многообразие этих ситуаций, вариантов антиинфляционной политики на удивление мало (можно выделить три–четыре основных варианта)[9, c.315].
В основе лежат процессы синхронизации развития экономики, интеграционные тенденции, сблизившие денежно–кредитные и финансовые системы развитых капиталистических стран и обусловившие практическое сходство инфляционного феномена. Все же в большинстве своем антиинфляционная политика укладывается в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политика доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции,– сферу денежного обращения.
Целая группа антиинфляционных мер, предусматривающих ограничение темпов инфляции в форме роста общего уровня цен, объединена под названием методов управления агрегатного спроса, или дефляционной политики. Суть их состоит в воздействии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения, в создании нового соотношения спроса и предложения как на товары, так и на деньги. Методы управления агрегатным спросом являются методами излишне прямолинейными; им не хватает избирательности воздействия.
Другим ограничением использования методов управления агрегатным спросом является то, что они эффективны в ситуации, когда причиной инфляции действительно является избыточность денежного спроса, то есть в условиях инфляции спроса. В то же время считается, что даже при наличии избыточности спроса дефляционная политика может быть эффективной лишь в краткосрочном плане, в то время как в среднесрочном плане экспансионистская политика, обеспечивающая стабильный рост, служит условием ценовой стабильности.
На практике для управления агрегатным спросом применяются инструменты как бюджетной, так и денежно–кредитной политики. В рамках бюджетной политики предусматривается:
- ограничение денежного спроса со стороны государства (сокращение государственных расходов);
- ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям.
Наибольшее значение в ограничении денежных расходов придается как урезанию расходов государства по различным программам, например социальным, так и изменению условий государственных закупок, условий и масштабов государственного предпринимательства. Меры денежно–кредитной политики предусматривают воздействие и на спрос (через цену кредита) и на предложение денег с целью их параллельного ограничения.
Регулирование динамики процентных ставок воздействует не только на стоимость кредита, оно опосредованно влияет и на количество денег в обращении. В этом смысле процентная политика является важным инструментом не только дефляционной политики, но и политики ограничения денежной массы. В последнее время процентная политика рассматривается и как инструмент структурной политики: в условиях высокой инфляции и нестабильности ставок и доходов от капитала, динамика процентных ставок оказывается одним из важнейших факторов, влияющих на оборот капитала. Последний же играет роль основного механизма структурной перестройки экономики .
Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политики доходов. В отличие от методов агрегатного спроса они могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития производства. Однако максимальная эффективность политики доходов отмечается в условиях, когда основной причиной инфляции является рост издержек. Политика доходов характеризуется двойственным механизмом воздействия на инфляцию.
Ограничивая масштабы увеличения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти денежные величины входят в качестве издержек. Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов, уменьшает интенсивность инфляции и ее последствий. В то же время ограничение роста цен на товары и заработную плату определяет динамику доходов лиц наемного труда и отчасти предпринимательской прибыли. В этом отношении политика доходов способствует ограничению платежеспособного спроса, поэтому и используется часто в сочетании с методами дефляционной политики.
Однако поскольку условием нормального развития рыночной экономики является свобода ценообразования, политика доходов используется, как правило, на протяжении непродолжительных периодов времени.
В практике развитых стран используется широкий спектр вариантов политики доходов, различающихся по степени внеэкономического принуждения по соблюдению регулирующих мер, по охвату ими секторов экономики, по технике возврата к нормальным условиям ценообразования. Экстремальным вариантом политики доходов является вариант прямого контроля над уровнем цен и заработной платы путем их «замораживания». Считается, что эта мера лишь откладывает инфляционный всплеск и ведет к появлению скрытых форм инфляции.
Предпочтение отдается более гибким формам контроля: разрешению повышения цен в определенных пределах и при соблюдении ряда условий, повышению цен при оповещении органов контроля, переговорам о ценовой политике с отраслями, о темпах роста заработной платы при заключении коллективных договоров. Появляются новые, более мягкие формы, аналогичные использованию косвенных методов регулирования, таких как политика ограничения заработной платы с помощью налогов.
Особенностьюполитики доходов является возможность ее дифференцированного проведения (и отмены) для отдельных отраслей и екторов экономики, в том числе и для госсектора. Считается, что условием результативности политики доходов является участие в регулирующих и контролирующих органах представителей трех заинтересованных сторон – государства, предпринимателей, профсоюзов.
Трактовка инфляции как состояния, вызванного дисбалансом спроса и предложения, оставляет два варианта антиинфляционного регулирования: через ограничение спроса и через стимулирование предложения факторов производства (труда и капитала). Все предыдущие варианты антиинфляционной политики были ориентированы на ограничение спроса. В этом смысле использование политики стимулирования предложения для борьбы с инфляцией является новым вариантом.
В качестве антиинфляционных методов в этом варианте предлагается использовать методы бюджетного регулирования, преимущественно налоговые. Целью налоговой политики является уменьшение налогового бремени (сокращение предельных ставок подоходного налога), которое через изменение относительных цен стимулирует инвестиции и сбережения, что в свою очередь способствует росту предложения.
Налоговая политикаможет использоваться дифференцированно по отношению к различным источникам доходов и суммам дохода. Это создает возможность более узкого воздействия, прежде всего, на инвестиционные процессы. Сокращение предельных ставок подоходного налога или налога с корпораций параллельно с расширением диапазона доходов, подпадающих под определенную ставку, а также с сокращением государственных расходов позволяет ограничить рост бюджетного дефицита.
Составной частью регулирования предложения является проведение политики доходов на базе налоговой политики, то есть политики доходов, в которой решения о повышении цен и заработной платы принимаются предпринимателями.
Налоговая политика достаточно широко использовалась для ускорения роста промышленного производства в послевоенный период. Уже в этот период были разработаны основные направления налогового регулирования:
- изменения налоговых ставок;
- установление налоговых льгот;
- мероприятия, косвенно влияющие на налоги, прежде всего система ускоренной амортизации.
Как уже отмечалось ранее, реальную антиинфляционную политику можно проводить только применительно к открытой форме инфляции. В том случае, если инфляция является подавленной, то первой антиинфляционной мерой является перевод инфляции в открытый режим. Это достигается комплексом институциональных методов, к которым относятся методы, формирующие условия и предпосылки для эффективной антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы: либерализация цен, систематический контроль над состоянием рынков и своевременное пресечение фактов монополистического поведения, стимулирование диверсификации производства и продаж, поощрение малого бизнеса, ослабление таможенных и иных ограничений на ввоз импортной продукции.
В этой главе мы рассматривали варианты антиинфляционной политики, но почти все они эффективны в краткосрочном периоде. Что же касается долгосрочного, то здесь применяется разновидность антиинфляционной политики – антиинфляционная стратегия.