Обоснование приоритетных направлений развития производственной инфраструктуры региона
Главным инструментом, позволяющим решать проблемы развития инфраструктурных секторов экономики, должна стать региональная инвестиционная политика, имеющая своей целью создание экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих нормальное их функционирование.
Так, целью региональной инвестиционной политики в газовом комплексе является реализация основных направлений общей стратегии социально-экономического развития области, построение взаимовыгодных отношений организаций отрасли с потребителями всех секторов экономики. К основным направлениям региональной политики относятся: структурно-экономические (производственные), финансово-экономические, правовые и организационные.
Структурно-экономическое (производственное) направлениедолжно способствовать формированию круга потребителей газа в регионе и созданию условий их надежного газообеспечения.
Финансово-экономическое направление объединяет задачи, связанные с созданием в регионе благоприятных финансовых и экономических условий деятельности организаций газовой отрасли. К ним относятся:
l удовлетворение платежеспособного спроса на природный газ;
l совершенствование финансово-экономических взаимоотношений с ОАО «Газпром» и предприятиями газовой отрасли, включая обеспечение своевременной и полной оплаты поставок природного газа, а также погашение задолженностей за поставленный газ;
l при невозможности денежных платежей обеспечение поставок организациям газовой отрасли продукции, изготавливаемой в регионе, в счет оплаты за поставленный газ по ценам, применяемым при денежных расчетах;
l совершенствование формирования бюджетов территорий по оплате электро- и теплоэнергии и природного газа в пределах установленных лимитов;
l эффективная организация финансовых потоков и их банковского обслуживания;
l оптимизация финансово-экономических взаимоотношений организаций газовой отрасли и других секторов экономики региона.
Правовое направление региональной политики предполагает создание необходимого правового обеспечения на федеральном и региональном уровнях:
- разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию политики в области газоснабжения региона;
- правовое обеспечение деятельности по газификации Владимирской области;
- разработка нормативного обеспечения энергобезопасности региона;
- разработка отдельных соглашений по конкретным программам и видам деятельности газовой отрасли в регионе.
Организационное направление региональной политики включает следующие задачи:
- обеспечение контроля органов государственной власти области за выполнением заключенных соглашений с организациями газовой отрасли о взаимном сотрудничестве и договоров, заключаемых в их развитие;
- взаимодействие организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность с организациями газовой отрасли;
- выработка совместных мер по соблюдению правил охраны объектов газоснабжения, в том числе запрещающих вмешательство неуполномоченных физических и юридических лиц в работу этих объектов;
- работа со средствами массовой информации;
- загрузка существующих газопроводов-отводов, расширение газовых сетей, увеличение сбыта газа;
- реализация региональных программ по использованию газа в качестве моторного топлива;
- определение источников финансирования работ по газификации и способов привлечения финансовых ресурсов;
- создание и отработка инвестиционного механизма, обеспечивающего устойчивое развитие региональных сетей и систем снабжения потребителей природным и сжиженным газом при оптимальном соотношении различных источников финансирования;
- формирование системы государственной поддержки развития газификации – участие в создании правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития газификации региона;
- реализация государственной политики в области сбережения газа и повышения эффективности его использования – внедрение высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий и оборудования для строительства и эксплуатации систем газоснабжения;
- повышение эффективности инвестиций в газификацию и совершенствование действующей системы ценообразования с учетом современных рыночных условий и наличия незагруженных мощностей при транспортировке газа;
- использование комплекса научных, проектных, производственных, организационных и финансовых мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие области за счет более полного обеспечения ее природным газом.
Прямые выгоды от реализации основных направлений газификации региона предполагают: общее оздоровление экономической обстановки в области, создание условий для экономического подъема малых депрессивных городов и сельских районов; увеличение привлекательности периферийных территорий области для хозяйственного развития; улучшение экологической обстановки и качества жизни населения.[65]
Основные направления газификации области:
- продолжение строительства газопроводов высокого давления и газопроводов-отводов к ранее не газифицированным территориям районов;
- развитие сети газопроводов низкого давления с целью дальнейшей газификации жилищного фонда и снятия социальной напряженности;
- решение проблем теплоснабжения городов и населенных пунктов путем реконструкции котельных и перевода их на использование природного газа в качестве основного вида топлива;
- газоснабжение промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Для эффективной реализации этих задач необходимо:
- обеспечить дальнейшее развитие сетей газоснабжения на территории области преимущественно от уже построенных газовых объектов, в том числе газопроводов-отводов и ГРС, разводящих газовых сетей высокого давления;
- осуществлять строительство газопроводов с учетом максимальной их загрузки при дальнейшей эксплуатации и минимизации последующих эксплуатационных затрат газовых распределительных организаций (ГРО);
- при оптимальных затратах на строительство газовых объектов получать максимальную социальную эффективность;
- осуществлять развитие сетей газоснабжения в наименее газифицированных территориях области, в том числе продолжить газификацию сельских населенных пунктов.
Перспективы увеличения газообеспеченности потребителей Владимирской области связаны, прежде всего, с реализацией проектов, осуществляемых в рамках Программы газификации Владимирской области совместно с ОАО «Газпром».
В перечень проектов, согласованных в данный момент, входят строительство нового газопровода Петровск-Грязовец, а также ускоренная модернизация газопровода, идущего на Гусь-Хрустальный и Курлово.
Прогнозируемый объем газопотребления без учета мер по оптимизации расходов газа и снижению непроизводственных потерь составит в 2020 году 3731 млн. куб. м. Меры по оптимизации расходов газа и снижению непроизводственных потерь могут дать эффект экономии 7-8%. Тогда с учетом этих мероприятий прогнозируемый объем газопотребления составит 3500 млн. куб. м.
Потенциал дальнейшего развития газификации Владимирской области определяется возможностями решения текущих проблем:
· увеличение лимитов потребления областью природного газа путем переговоров руководства области и ОАО «Газпром». Снятие проблемы с лимитами газа в 2010г. вследствие либерализации рынка газа в РФ;
· мониторинг газопроводов и газораспределительных станций, достигающих своей максимально пропускной способности вследствие высокой степени износа с приоритетной заменой газового оборудования на данных участках (за счет специальной надбавки к тарифу ОАО «Владимироблгаз» на транспортировку природного газа);
· участие в программе ОАО «Газпром» «Газификация регионов Российской Федерации (строительство межпоселковых газопроводов)».
· обеспечение участия в федеральных целевых программах (строительство распределительных газопроводов);
· обеспечение расширения газотранспортной сети за счет специальной надбавки к тарифу ОАО «Владимироблгаз» на транспортировку природного газа;
· целенаправленная работа над синхронизацией работ ОАО «Газпром» по строительству межпоселковых сетей и работ, выполняемых регионом по строительству внутрипоселковых и домовых газопроводов, а также подготовке потребителей к приему газа (в том числе решение вопросов финансовой поддержки малоимущих слоев населения при газификации жилья);
· газификация малых населенных пунктов сжиженным природным и углеводородным газом.
Газоснабжение потребителей области – это сложный комплекс взаимосвязанных организационных, технических и финансовых задач. Новые современные подходы к их решению в условиях рыночного хозяйствования позволят повысить эффективность функционирования и развития газовой отрасли региона, ликвидировать многие социально-экономические проблемы.
Перечень слабых и сильных сторон системы газификации и газоснабжения Владимирской области, а также ее возможностей и угроз, уже имеющих место или только зарождающихся в ее окружении, представлен в таблице 14.
Сильные (S) и слабые (W) стороны системы газификации и
газоснабжения Владимирской области, возможности (O)
и угрозы (T) ее развития Таблица 14
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
- развитая газотранспортная сеть; - наличие 2-х газонаполнительных станций. | - ряд магистральных газопроводов и газораспределительных станций (ГРС) достигли своей максимальной пропускной способности. |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
- участие в программе ОАО «Газпром» - газификация регионов Российской Федерации(строительство межпоселковых газопроводов); - участие в федеральных целевых программах (строительство распределительных газопроводов) - расширение газотранспортной сети за счет специальной надбавки к тарифу ОАО «Владимироблгаз» на транспортировку природного газа; - газификация малых населенных пунктов сжиженным углеводородным газом; - газификация сельских населенных пунктов за счет средств бюджетов всех уровней и привлечения частных инвесторов; -строительство новых газопроводов – отводов и газораспределительных станций | - отсутствие технической возможности поставки природного газа новым промышленным предприятиям. |
На базе проведенного SWOT-анализа можно построить матрицы решений для дальнейшего развития инфраструктурного потенциала газификации и газоснабжения Владимирской области (таблица 15).
Обоснование приоритетных направлений развития
системы газификации и газоснабжения Владимирской области
на базе SWOT-анализа Таблица 15
SO(как сильные стороны могут быть использованы для реализации возможностей) | WO( как слабые стороны мешают реализации возможностей) |
- повышение уровня газификации сельских населенных пунктов; - использование природного газа в качестве топлива в коммунальной энергетике; - использование природного газа для технологических целей существующими промышленными предприятиями; - использование сжиженного углеводородного газа в качестве основного или резервного топлива. | - достижение максимально допустимой пропускной способности ГРС. |
ST(какие сильные стороны необходимо сохранять для предотвращения угроз) | WT(что необходимо сделать для предотвращения кризисных явлений, вызванных проявлением слабых сторон в условиях действия соответствующих угроз) |
- дальнейшее развитие газотранспортной системы области; - расширение использования сжиженного углеводородного газа через существующие газонаполнительные станции для промышленных предприятий. | - мониторинг технического состояния магистральных и распределительных |
- повышение эффективности использования
существующей газотранспортной системы
региона;
- внедрение новых технологий с
использованием сжиженного
углеводородного и природного газов;
- применение энергосберегающих технологий
и оборудования;
Для решения проблем, сдерживающих развитие газификации области и привлечение дополнительных инвестиций, необходимо:
- разработать новую, научно обоснованную Генеральную схему газификации области. Это позволит произвести оценку существующего и ожидаемого газопотребления на перспективу в увязке со Среднесрочным планом социально-экономического развития области и значительно облегчит включение объектов газификации области в инвестиционную программу ОАО «Газпром»;
- построить газопроводы-отводы и ГРС на юг Ковровского района, север округа Муром и г. Александров, завершить строительство газопровода-отвода в п. Красный Богатырь Судогодского района. Последовательность работ по дальнейшей газификации Владимирской области более детально систематизирована в приложении № 15.
Предстоит активизировать деятельность по привлечению и использованию внебюджетных инвестиций. Они составляют основную долю в инвестиционном процессе. Внебюджетные инвестиции различаются по источникам поступления и имеют свои специфические особенности. Основными источниками притока внебюджетных средств в газовый комплекс региона являются: средства предприятий области, банков и финансовых компаний; естественных монополий (ОАО «Газпром»), крупных российских промышленных и других компаний, иностранные инвестиции; средства фондовых рынков и населения.
Основными механизмами стимулирования использования заемных и собственных средств предприятий на инвестиционные цели являются: возмещение разницы процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, бюджетных субсидий, налоговых льгот по налогу на прибыль,[66] налогу на имущество,[67] и др.
Финансовые и страховые компании, банки и другие кредитные организации также являются перспективными источниками финансирования, с которыми необходимо строить системную работу.
В области сложилась положительная динамика кредитования. Объемы кредитов, предоставленных предприятиям ТЭК, отражены в таблице 16:[68]
Объемы кредитов в газовый комплекс региона Таблица 16
Отрасль | На 01.01.2009г., млн.руб. | На 01.01.2010г., млн.руб. | Темп роста 01.01.2008г к 01.01.2007г.,% | Темп роста 01.01.2009г. к 01.01.2008г.,% |
ТЭК | 290,3 | 320,3 | 108,2 | 110,3 |
Банковские инвестиции в экономику области необходимы и возможны, однако, для их привлечения требуется выполнение следующих условий:
· залог имущества получателей инвестиций;
· положительный баланс предприятия;
· грамотное руководство предприятием, в первую очередь его финансовыми потоками и постоянный контроль со стороны инвестора.
Еще одна возможность привлечения дополнительных средств инвесторов для развития газового комплекса – выпуск в обращение ценных бумаг. В основе такого рода программ лежат, как правило, векселя или, если компания достаточно широко известна – выпуск акций. В настоящее время существуют акции ОАО «Владимироблгаз», а ООО «Владимиррегионгаз» имеет возможность рассчитываться векселями за поставленный природный газ.
Для реализации этих программ необходимы определенные условия, например, степень развития рыночной инфраструктуры, наличие надежных участников рынка, обеспечивающих хранение и обращение ценных бумаг. К сожалению, в настоящее время профессиональных участников рынка ценных бумаг во Владимирской области явно недостаточно.
Аналогичные задачи предстоит решать и в сфере электроэнергетики. Важнейшей задачей органов государственной власти Владимирской области является разработка и реализация мер в области развития энергосбережения, создание условий для повышения энергетической безопасности региона, значительное снижение коэффициента износа основных фондов инженерных сетей на основе:
1. Увеличения темпов модернизации и строительства наиболее важных инфраструктурных объектов с использованием средств регионального бюджета;
2. Лоббирования приоритетных инфраструктурных проектов на федеральном уровне для вхождения их в федеральные отраслевые программы;
3. Формирования системы взаимодействия между различными собственниками в энергетике;
4. Дальнейшего совершенствования законодательных основ для привлечения инвестиций в развитие энергетических объектов региона;
5. Выстраивания в энергетике системы взаимоотношений с бизнесом для обеспечения потребности развития экономики (промышленность, логистика, сельское хозяйство, туризм и рекреация) и социальной сферы. Это подтверждает SWOT-анализ электроэнергетики региона (таблица 17).
SWOT-анализ электроэнергетики регионаТаблица 17
1. Обеспечение кадрами | |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
-Есть образовательные учреждения по подготовке специалистов в энергетике. - Есть значительная производственная база для трудоустройства подготовленных специалистов. | -Нехватка квалифицированного персонала низшего и среднего звена. - Отсутствие управленческих кадров, способных работать в условиях жесткой рыночной конкуренции в энергетике. - Отток подготовленных специалистов в другие субъекты РФ (Москва, МО). |
Возможности (О) | Угрозы (Т) |
- Возможность трудоустройства наиболее квалифицированных специалистов. - Возможность подготовки специалистов широкого профиля и высокого уровня компетенции, в том числе и управленцев. | - Дальнейшее старение научных, инженерных и рабочих кадров, что приводит к проблеме отсутствия преемственности поколений, «передачи знаний», опыта работы в сфере инженерной инфраструктуры. - Утрата инициативы в подготовке кадров, что может привести к нехватке подготовленных специалистов на этапе модернизации энергетики, в целом - усиление «кадрового голода» |
Продолжение таблицы 17
2. Возможности и ограничения регионального бюджета | |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
- Стабильность поступающих налогов вследствие стабильной работы энергетики. | - Низкий темп модернизации и строительства инфраструктурных предприятий за счет федерального и регионального бюджетов. - Необходимость привлечения значительных средств из областного бюджета. - Значительный срок окупаемости созданных объектов. - Необходимость льготного налогообложения для строительных организаций и эксплуатационных организаций на достаточно долгий срок. - Государственное регулирование тарифов на электроэнергию снижает возможную доходность предприятий инфраструктуры. - Неплатежи населения и организаций за предоставленные услуги. |
Возможности (О) | Угрозы (Т) |
- Возможность привлечения средств из федерального бюджета. - Возможность вхождения в межрегиональные и отраслевые программы (РАО ЕЭС). - Возможность привлечения дополнительных инвестиций на основе долевого финансирования (ГЧП). - Возможность увеличения темпов модернизации и строительства наиболее важных инфраструктурных объектов за счет регионального бюджета. | - Угроза потери доходов в других сферах экономики, «завязанных» на развитие инфраструктуры (сфера обслуживания, промышленность, АПК, туризм и рекреация), что является ограничением по развитию инфраструктуры. |
3. Возможности и ограничения по привлечению внешних инвестиций | |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
- Стабильность доходов вследствие стабильной работы энергетики. | - Необходимость привлечения значительных средств на обновление основных фондов и строительство новых объектов энергетической инфраструктуры. - Значительный срок окупаемости созданных энергетических объектов. - Необходимость снижения доходов следствие тарифного регулирования со стороны государства. - Неплатежи населения и организаций за предоставленные услуги. - Отсутствие развитой НПБ, способствующей привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры. |
Продолжение таблицы 17
Возможности (О) | Угрозы (Т) |
- Возможность привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры через IPO. - Возможность вхождения частных предприятий энергетики в крупные холдинги, имеющих значительные возможности по долгосрочному инвестированию. - Возможность привлечения государственных инвестиций на основе создания ГЧП. | - Угроза потери доходов в случае недофинансирования мероприятий по модернизации основных фондов, что является ограничением по развитию инфраструктуры. - Угроза выбытия мощностей в энергетике, и как следствие снижение возможности по развитию производственного сектора экономики. |
4. Организационные возможности и ограничения органов государственного управления | |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
- Контроль над государственной частью предприятий инфраструктуры. | - Дробление ранее единой энергетической компании на конкурирующие между собой организации, уменьшает возможность влияния местной власти на работу этих компаний. - Сложности выстраивания взаимоотношений между органами управления различных уровней и организациями энергетической системы. - Сложности законодательного регулирования между различными собственниками в энергетике. - Сложности тарифного регулирования между федеральным и региональным уровнями власти. |
Возможности (О) | Угрозы (Т) |
- Возможности выстраивания взаимоотношений, в том числе законодательного регулирования, между органами управления различных уровней и организациями энергетической системы. - Возможности выстраивания в энергетике отношений с бизнесом на основе ГЧП, создание региональной НПБ до момента окончательного формирования НПБ по ГЧП на федеральном уровне. | - Угроза медленного развития предприятий инфраструктуры вследствие несовершенства законодательства по регулированию взаимоотношений между предприятиями различной формы собственности. |
5. Возможности выстраивания взаимодействия органов государственного управления с бизнес- и общественными субъектами на территории области | |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
- Наличие опыта совместной работы частных и государственных компаний в энергетике. | - Сложности законодательного регулирования между частными и государственными инфраструктурными |
Окончание таблицы 17
- Наличие инициативы и программ на федеральном уровне по развитию крупных инфраструктурных объектов региона. | предприятиями в регионе и крупными предприятиями на федеральном уровне, в которые они входят. |
Возможности (О) | Угрозы (Т) |
- Есть возможность реализации крупных инфраструктурных объектов на основе ГЧП, которое будет способствовать усиленному развитию всех других сфер экономики региона. -Возможность эффективного взаимодействия федеральных холдингов и местных компаний по решению общих инфраструктурных проблем в интересах нескольких регионов. | - Существует вероятность торможения реализации развития инфраструктуры только за счет государственных средств без привлечения частных инвестиций. |
Исходя из SWOT — анализа стратегическими целями развития электроэнергетики во Владимирской области можно определить:
- обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей Владимирской области;
- повышение энергетической обеспеченности области;
- формирование электросетевой инфраструктуры, соответствующей темпам социально-экономического развития региона;
- создание инвестиционных условий для дальнейшего развития электроэнергетики области. Более подробно стратегические направления развития данного инфраструктурного сектора систематизированы в приложении № 16.
В связи с этим основной задачей, которую необходимо решать органам государственной власти области для достижения данных целей – это координация и поддержка реализации инвестиционных программ ОАО «ТГК-6», филиала «Владимирэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ОАО «Владимирская энергосбытовая компания».
Предстоит также обеспечить повышение эффективности использования электроэнергии и надежности энергоснабжения в рамках реализации областной целевой программы «Энергосбережение и повышение надежности энергоснабжения в топливно-энергетическом комплексе Владимирской области на 2006–2010 годы».
В связи с этим органам государственной власти следует определить источники и механизмы финансирования проектов модернизации электроэнергетики из бюджетов всех уровней и сделать бюджетное финансирование более целевым и эффективным.
Предстоит обеспечить формирование муниципальных программ развития электроэнергетики, инвестиционных проектов крупного бизнеса в сфере электроэнергетики, формирование механизма их согласования с федеральными отраслевыми инициативами в рамках единой энергетической стратегии Владимирской области.
К сожалению, только часть обоснованных инициатив находится в стадии реализации. Так, постановлением Губернатора области «О перспективах развития электроэнергетического комплекса Владимирской области на период до 2015 года» утвержден Перспективный план развития электроэнергетической отрасли Владимирской области, который определяет цели и пути развития электроэнергетики области как основы роста экономики и решения социальных задач.
Наиболее важными мероприятиями инвестиционной программы являются:
1. реконструкция ПС-110 кВ «Гороховец» с заменой силового трансформатора 25 МВА на 40 МВА, что обеспечит увеличение мощности подстанции «Гороховец» на 15 МВА и позволит повысить надежность электроснабжения г. Гороховец и создаст возможность подключения новых потребителей;
2. реконструкция ПС-110 кВ «Западная» в г. Владимире с выполнением работ по расширению распределительного устройства с установкой пяти ячеек, что обеспечит повышение надежности электроснабжения юго-западного района г. Владимира;
3. реконструкция ПС-110 кВ «Городская» в г. Покров Петушинского района с установкой силового трансформатора мощностью 16 МВА, что обеспечит повышение надежности электроснабжения данного района и создаст возможность подключения новых потребителей;
4. реконструкция линий электропередач общей протяженностью более 60 км.
Реализация намеченных мероприятий будет способствовать надежному энергоснабжению потребителей области за счет развития электросетевой и энергогенерирующей инфраструктуры в соответствии с требуемой динамикой развития экономики и социальной сферы региона.
Делая обобщающие выводы по материалам настоящей главы, следует подчеркнуть, что несмотря на хорошую динамику инвестиций в основной капитал, во Владимирской области накопилось много проблем организационного, правового и экономического характера по комплексному развитию региона. Одной из важнейших является проблема недофинансирования многих важнейших проектов из-за слабой проработки модели интегрирования финансовых ресурсов на модернизацию социально-экономической сферы. Поэтому данным вопросам следует посвятить специальный раздел в настоящем исследовании.