Информационно-технологический потенциал

Новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и их яркое воплощение – сеть Интернет – оказывают мощное преобразующее воздействие на все сферы жизни совре­менного общества и наиболее масштабно – на экономическую. Новое качество экономики информационной эры отражает «новая экономика» – комплекс наукоемких отраслей, занятых производством и обслуживанием информационного оборудования, созданием и распространением программных продуктов, развитием коммуникационных сетей и др.

На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании и подготовке кадров, организации производства, в высокоразвитых странах приходится до 85% прироста ВВП.

Информационно-коммуникационные технологии оказывают решающее влияние на все стороны жизни современного общества:

§ функционирование органов государственной власти и управления и их взаимодействие с бизнесом и населением («электронное правительство»);

§ развитие производительных сил («электронная экономи­ка, или экономика, основанная на знаниях»);

§ повседневную жизнь граждан – с помощью виртуального пространства удовлетворяются многие из основных жизненных потребностей (электронное образование и телеобучение, телеработа, телемедицина, потребности в информации и общении).

Степень этого влияния, меру продвижения к информационному обществу отражает уровень развития, «зрелости» информационно-технологического комплекса страны.

Обеспеченность информационно-технологического комплекса всеми видами ресурсов, создание условий для его функционирования и развития отражает понятие информационно-технологического потенциала. Его компоненты и параметры в динамике определяют стадии становления новой экономики и ин­формационного общества в стране.

Основные составляющие информационно-технологического потенциала следующие:

§ информационные ресурсы, методы обеспечения их накопления, сохранности и эффективного использования;

§ информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии;

§ автоматизированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе;

§ информационно-телекоммуникационная инфраструктура (технологическая сетевая среда передачи и обработки данных);

§ информационная индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи;

§ вычислительный комплекс как технический базис информационной индустрии, включая программное (операционные системы, системы программирования) и аппаратное обеспече­ние (архитектуру компьютеров, элементную базу вычислитель­ной техники);

§ система компьютерного образования и подготовки кадров;

§ система государственного управления информатизацией и регулирования рынка информационных технологий, продуктов и услуг.

Важнейшими факторами интеграции главных компонентов информационного потенциала являются: создание условий информационной безопасности и защиты данных; единство орга­низационных, технических и технологических принципов пост­роения этих компонентов; строгое соблюдение международных стандартов по их разработке и внедрению.

Беларусь активно участвует в развитии отраслей ИКТ с момента их зарождения в мире в 50–60-х гг. XX в. За последние 40 лет в стране с разной степенью интенсивности и масштабом успешно разрабатывались все основные компоненты информационной индустрии (информационное оборудование, программное обеспечение и др.), информационной инфраструктуры и информационных систем (РАСУ, АСПР, АСОИДО и др.), которые однако не получили широкого распространения из-за распада СССР, изменения базисных политических и экономических ус­ловий в Беларуси и других странах СНГ.

Историческая специфика становления национальной экономики суверенной Беларуси наложила свой отпечаток и на развитие информационной сферы.

Под информатизацией понимается «организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе инфор­мационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации» (Закон Республики Беларусь об информатизации, 1995 г.). Это понятие заложено в основу проведения работ в области информатизации в республике.

Государственная политика в новых условиях стала складываться с принятием правительством и реализацией Программы информатизации Республики Беларусь на 1991–1995 гг. и на период до 2000 г. Главное внимание на данном этапе построения современного информационного пространства (1991–1995 гг.) уделялось проблемам создания общегосударственной информационной системы, информационных систем органов государственного управления и формированию государственных информационных ресурсов, включая нормативно-методическое обеспечение вопросов построения этих систем.

На следующем этапе (1996–2001 гг.) была, прежде всего, укреплена нормативно-правовая база, разработаны новые концептуальные и программные документы. Были приняты законы Республики Беларусь «Об информатизации», «О государственных секретах», «Об основах государственной научно-техничес­кой политики», «О стандартизации», «О сертификации».

С 2001 г. выполняются новые государственные научно-технические программы «Передовые информационные и телекоммуникационные технологии» и «Защита информации», продолжаются работы по программе развития НИКС. В Министерстве образования реализуется государственная программа «Информатизация образования», темпы выполнения которой из-за не­достатка финансирования были крайне низки.

Основная цель государственной политики в области информатизации по отношению к белорусскому информационному рынку заключалась в создании и эффективном применении такой нормативно-правовой базы, которая, с одной стороны, способствовала бы стабильности рынка и его ориентации на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой – обеспечивала бы преференции на рынке отечественным производителям информационных технологий, средств, продуктов и услуг.

Однако и на этом этапе информатизации на белорусском рынке доминировали продукты, производимые крупными западными фирмами, в первую очередь базовые информационные и телекоммуникационные технологии.

В 2002 г. Национальной академией наук проведен анализ состояния и проблем в информационной сфере Республики Беларусь за последние 10 лет. По его результатам разработаны Концепция государственного управления информатизацией и Основные направления развития в области информатизации.

Одновременно для получения объективных оснований для принятия эффективных решений в области преодоления назревших проблем и стимулирования процессов информатизации было проведено исследование степени «информационной (сетевой) готовности Беларуси к вхождению в мировое информационное пространство», уровня ее информационно-технологического потенциала.

Комплексная оценка текущего состояния информационно-технологического развития Республики Беларусь и ее сравнение с мировым уровнем показала, что по индексу сетевой готовности по итогам исследования 1-е место занимают США (индекс 6,05), 2-е – Исландия (6,03), 10-е – Великобритания (5,31), 28-е – Чешская Республика (4,38), 42-е – Литва (3,59). Беларусь занимает 61-е место (3,19), Россия – 62-е (3,17), Украина – 67-е (3,05). Последнее (76-е) место принадлежит Нигерии (2,10).

Страны-лидеры прошли четыре основные стадии информационно-технологического развития. Речь идет о диапазоне и уровне освоения новейших технологий (сеть Интернет, электронная почта, спутниковая и мобильная связь и т.д.), спектре предоставляемых услуг, масштабе охвата территорий и аудитории (групп населения) информационными услугами.

Беларусь прошла две стадии и пока значительно отстает от высокоразвитых стран в области применения ИКТ, особенно в сферах государственного управления и экономики (реального сектора прежде всего). Тем не менее, в республике имеются серьезные предпосылки для активизации информационно-технологического развития происхождения III и IV стадии мирового развития. Построены и функционируют национальные компьютерные сети Бел Пак, UniBel. НИКС, система государственной электронной почты, государственная экономическая (статистическая) компьютерная сеть и сети государственных органов.

Новый этап информационно-технологического развития страны начался с принятием Декрета Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного управления в сфере науки» от 05.03.2002 г. № 7. Для реализации государственной политики информати­зации и управления информационным ресурсом страны в соответствии с Декретом в Академии создан Национальный центр информационных ресурсов и технологий.

Реализация программных заданий в 2002–2004 гг. в значительной мере ускорила осуществление стратегической цели – создание единого информационного пространства Республики Беларусь как базы для решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны, обеспечения ее безопасности и вхождения в мировое информационное сообщество.

Развитие сети Интернет все в большей мере способствует преобразованию традиционных видов экономической деятельности, активному развитию новых, в том числе электронной коммерции (E-commerce), мобильной коммерции (M-commerce), телевизионной коммерции (T-commerce), электронной рекламы, электронных платежей, электронного маркетинга, электронного управления и правительства.

Успешно выполняются программы Союзного государства Беларуси и России по интеллектуальным информационным технологиям и системам. Конкретные результаты достигнуты в создании суперкомпьютеров с параллельной архитектурой (СКИф), а также в разработке и использовании средств и технологий получения и обработки космической информации. В 2004 г. в стране началось создание Парка высоких технологий (аналога «Силиконовой долины»).

Темпы развития информатизации увеличиваются с каждым годом. Согласно прогнозу на 2010 г., мировой рынок наукоемкой продукции составит около 3,5 трлн дол. США, из которых 1,2 трлн дол. придется на информационные технологии.

Следует отметить, что даже наиболее консервативные прогнозные оценки вклада информационных технологий (производство информационной техники и услуг, а также выпуск продукции на основе их использования) в ВВП на перспективу первой четверти XXI в. превышают 40% . Уже сегодня, по тем же оценкам, труд 64% занятых в хозяйстве развитых стран хотя бы частично носит информационный характер.

В настоящее время в подавляющем большинстве развитых государств сформированы национальные стратегии перехода к информационному обществу.

Несмотря на национальные различия, основой всех стратегий перехода к информационному обществу являются:

§ формирование общедоступной информационно-коммуникационной инфраструктуры и организация доступа в сеть Интернет;

§ развитие человеческого потенциала, обеспечивающего эффективное использование информационных технологий и инновационное развитие;

§ совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей инвестиции и конкуренцию.

В русле мировых и региональных тенденций разработана и реализуется Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 гг. и на период до 2010 г. – «Электронная Беларусь». Основная цель Программы – формирование в стране единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, включающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества. Реализация Программы создаст необходимые условия для приведения стандартов страны в сфере информатизации в соответствие с мировой системой стандартов и ускорит формирование информационного общества.

Более отдаленные перспективы информационно-технологического развития Беларуси определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г., обосновавшей долгосрочные цели белорусского государства в области ИКТ как средства повышения эффективности экономики, производства и экспорта продукции с высокой сте­пенью обработки, образования населения и государственного управления. Стратегическая важность развития сектора ИКТ в конечном счете определяется тем, что успех в этой сфере кардинально влияет на место страны в мировом сообществе.

Наши рекомендации