Масштабы развития малого предпринимательства в России
И зарубежных странах
Страна | Количество малых и средних фирм | Число занятых, млн. чел. | Доля малых и средних фирм, % | ||
Тыс. единиц | В расчете на 1 тыс. жителей | В общей численности занятых | в ВВП | ||
Великобритания | 13,6 | 50-53 | |||
Германия | 18,5 | 50-54 | |||
Италия | 16,8 | 57-60 | |||
Франция | 15,2 | 55-62 | |||
Страны ЕС | 63-67 | ||||
США | 74,2 | 70,2 | 50-52 | ||
Япония | 49,6 | 39,5 | 52-55 | ||
Россия | 836,6 | 5,65 | 8,1 | 9,6 | 10-11 |
1. Коммерческие организациисредняя численность работников, которых за отчетный период не превышает предельных уровней:
- в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек,
- сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,
- оптовой торговле – 50 человек,
- розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
2. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В мировой же практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Наиболее часто применяемыми являются: средняя численность занятых на предприятии работников, оборот предприятия, полученный за год и величина активов.
Так во Франции малыми считаются предприятия, на которых работает не более 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Главной особенностью является то, что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по–разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности предприятия с численностью 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 человек говорит о том, что предприятие относится к категории малых.
В Германии малым предприятием считается предприятие с численностью работающих не более 500 человек и с годовым оборотом не выше 50 млн. ЭКЮ. В Швеции к малым относятся предприятия с численностью до 200 человек.
Иными словами, при различных методиках счета нельзя слепо подходить к оценке достигнутого уровня развития предпринимательства, как это иногда встречается в литературе.[66]
Малое предпринимательство имеет особое значение на региональном и муниципальном уровнях, так как именно здесь организуются и реализуются многие экономические процессы. Анализ практики поддержки малого предпринимательства показывает, что в каждом регионе она имеет свои особенности, но в тоже время включает в себя важнейшие направления деятельности, представленные на рисунке 7.
Так во Владимирской области создана и действует инфраструктура поддержки малого бизнеса. В рамках закона "О государственной поддержке малого предпринимательства" формируются областные целевые программы, в которых определяются основные направления его поддержки: формирование законодательной базы, совершенствование организационной структуры поддержки предпринимательства на уровне области, устранение административных барьеров, подготовка кадров для бизнеса, финансовое обеспечение программ и проектов и т.д.
Рисунок 7. Система поддержки малого предпринимательства в регионе
Вместе с тем, малый бизнес в России и ее отдельных регионах поставлен в трудные условия. К главным проблемам относятся: неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, административные барьеры, проблема финансово-кредитного обеспечения, что значительно снижает устойчивость функционирования данного сектора экономики.
Кнедостаткам нормативно-правовой базы в отношении малого предпринимательства можно отнести: отставание законодательства от практики, нестыковку различных законодательных и нормативных актов, возможность разного толкования законодательных положений, сложность реализации важнейших положений принятых законов, наличие сфер, не охваченных принятым законодательством, низкий уровень информирования о принимаемых законах.
Неэффективность российской системы налогообложения ведет к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса и как следствие – созданию предпосылок для развития теневого сектора экономики. По экспертным оценкам, в настоящее время в России не регистрируются до половины малых фирм, реальная занятость в малом бизнесе выше официальной примерно на 70 %, фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%. В результате таких неправомерных действий малые предприятия недоплачивают в бюджеты различных уровней примерно в 2 раза больше тех сумм, которые они туда перечисляют.
Проблемы развития предпринимательства на муниципальном и региональном уровнях, обобщенные на примере Владимирской области, сведены в таблице 6. Анализ этих проблем позволяет сделать вывод о том, что большинство из них являются внутренними и находятся в пределах компетенции муниципальных и региональных органов управления.
Таблица 6