Предельные издержки фирмы


Рис. 6.5.

Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции



ные издержки,т. е. дополнительные издержки, связанные с производ­ством дополнительной единицы продукта наиболее дешевым способом. Предельные издержки получаются как разность между издержками производства п единиц и издержками производства п-1 единиц: МС = ТС-ТСп у На рис. 6.4 показана динамика предельных издержек.

Кривая предельных издержек не зависит от постоянных издержек, потому что постоянные издержки существуют независимо от того, про­изводится ли дополнительная единица продукции. Сначала предельные издержки сокращаются, оставаясь ниже средних издержек. Это объяс­няется тем, что если издержки на единицу продукции убывают, следо­вательно, каждый последующий продукт стоит меньше средних издер­жек предшествующих продуктов, т. е. средние издержки выше предель­ных. Последующий рост средних издержек означает, что предельные из­держки становятся выше предшествующих средних издержек. Таким об­разом, линия предельных издержек пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке М.

Производство дополнительной единицы продукции, порождая допол­нительные издержки, с другой стороны, приносит и дополнительный до­ход, выручку от ее продажи. Величина этого дополнительного, или предельного дохода(предельной выручки) представляет собой раз­ность между валовой выручкой от продажи п и п-1 единиц продукции:

MR

TR -TR В условиях свободной конкуренции, как известно,

производитель не может повлиять на уровень рыночной цены, и, следо­вательно, продает любое количество своей продукции по одной и той же цене. Это значит, что в условиях свободной конкуренции дополнитель­ный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет при любом объеме одинаков, т. е. предельный доход будет равен цене: MR = P.

Введя понятия предельных издержек и предельного дохода, мы мо­жем теперь более точно определить точку равновесия фирмы, или точ­ку, где она прекращает наращивать производство, добившись макси­мально возможной при данной цене массы прибыли. Очевидно, что фирма будет расширять объем производства, пока каждая дополнитель­но произведенная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль. Другими словами, пока предельные издержки будут меньше, чем предельный доход, фирма может расширять производство. Если предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма бу­дет нести убытки.

На рис. 6.5 показано, что с увеличением производства кривая пре­дельных издержек (МС) идет вверх и пересекает горизонтальную линию предельного дохода, равного рыночной цене Pv в точке М, соответст­вующей объему производства Qr Любое отклонение от этой точки приводит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при боль­шем объеме производства, либо в результате сокращения массы при­были при уменьшении выпуска продукции.

Таким образом, условие равновесия фирмы,как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде (о последнем - см. § 3) можно сфор­мулировать следующим образом: МС = MR. Любая фирма, добивающая­ся прибыли, стремится установить такой объем производства, при кото­ром соблюдается это условие равновесия. На рынке совершенной кон­куренции предельный доход всегда равен цене, поэтому условие равно­весия фирмы приобретает вид МС - Р.

Соотношение предельных издержек и предельного дохода - это сво­его рода сигнальная система, которая информирует предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальней­шего роста прибыли. Однако нельзя точно определить получаемую фир­мой массу прибыли на основании динамики предельных издержек, по­скольку, как уже отмечалось, они не учитывают постоянных издержек.






Глава 6

Механизм рынка совершенной конкуренции



Предельные издержки фирмы - student2.ru

Рис. 6.6.Прибыли и убытки фирмы на рынке совершенной конкуренции

Общая прибыль, получаемая фирмой, может быть определена как разность между валовой выручкой (77?) и валовыми издержками (ТС). В свою очередь, валовая выручка вычисляется как произведение количес­тва продукции на цену (77? = QxP), а валовые издержки - произведение количества продукции на средние издержки (ТС = QxAC). Таким обра­зом, лишь соединив проведенный ранее анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних издержек, можем точно определить объем получаемой прибыли.

Рассмотрим три возможных рыночных ситуации. Когда линия пре­дельного дохода лишь касается кривой средних издержек (рис. 6.6а), ва­ловая выручка в точности равна валовым издержкам. Прибыль фирмы бу­дет нормальной, поскольку цена ее продукции равна средним издержкам.

Если на каком-то интервале линия цены и предельного дохода рас­полагается выше кривой средних издержек (рис. 6.66), то в точке равно­весия М фирма будет получать квазиренту, т. е. прибыль, превышающую нормальный уровень. При оптимальном объеме производства Q2 сред­ние издержки будут равны С2, следовательно, валовые издержки соста­вят площадь прямоугольника OC2LQ2. Валовая выручка (прямоугольник OP2MQ2) будет больше, и площадь заштрихованного прямоугольника C2P2ML покажет нам общую массу получаемой сверхприбыли.

На рис. б.бв показана иная ситуация: средние издержки при любом объеме производства превышают рыночную цену. В этом случае даже при оптимальном объеме производства (МС=Р) фирма несет убытки, хотя они и меньше, чем при других объемах производства (площадь заштрихованного прямоугольника P3C3LM минимальна именно при объ­еме производства Q3).

Рассмотрим эту последнюю ситуацию подробнее. От убытков в ры­ночной экономике не застрахован никто. Поэтому, если в силу тех или

Рис. 6.7. Минимизация убытков фирмы

иных причин (например, неблагоприятной конъюнктуры рынка) фирма не получает прибыли, то она должна минимизировать убытки. Если рассматривать поведение фирмы в краткосрочной перспективе, когда она по-прежнему остается на данном рынке, то что для нее предпочти­тельнее - продолжать работать и производить продукцию или времен­но остановить производство? В каком случае убытки будут меньше?

Обратим внимание, что когда фирма ничего не производит, она не­сет только постоянные издержки. Если же она производит продукцию, то к постоянным издержкам добавляются переменные, но при этом фир­ма получает и некоторый доход от продаж. Поэтому, чтобы понять, ког­да фирма минимизирует свои убытки, надо сопоставить уровень цены не только со средними издержками (АС), но и со средними переменны­ми издержками (AVC).

Рассмотрим ситуацию, показанную на рис. 6.7. Рыночная цена Р, ниже минимальных средних издержек, но выше минимальных средних переменных издержек. При оптимальном объеме производства Q1 вели­чина средних издержек производства составит отрезок Q,M, величина средних переменных издержек - отрезок Q,L Следовательно, отрезок ML - это средние постоянные издержки. Если фирма продолжает рабо­тать, то ее валовая выручка (прямоугольник OP^EQJ будет меньше полных издержек (прямоугольник OCjMQJ, но при этом будут покры­ты переменные издержки (прямоугольник ОС^О^и часть постоянных издержек. Размер убытков будет измеряться площадью прямоуголь­ника Р^С^Е. Если же фирма остановит производство, то убытки со­ставят всю величину постоянных издержек (прямоугольник CvCjML).




Глава 6

Механизм рынка совершенной конкуренции



Таким образом, пока цена выше минимальных средних переменных издержек, фирме в краткосрочном периоде выгоднее продолжать про­изводить продукцию, поскольку в этом случае минимизируются убытки. Если цена равна минимальным средним переменным издержкам, то для нее безразлично, продолжать производство или останавливать его. Если же цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек, тог­да производство продукции должно быть прекращено.

Мы видели, что при изменении цены фирма будет изменять объемы производства, двигаясь вдоль кривой МС. Другими словами, восходя­щая ветвь кривой предельных издержек (выше точки минимальных средних переменных издержек) является фактически кривой ее кратко­срочного предложения.

Суммируя индивидуальные кривые предложения всех фирм какой-то одной отрасли, получаем кривую совокупного отраслевого предложе­ния. По мере постепенного повышения цены различные фирмы, ра­ботающие в данной отрасли, расширяют свое производство и свое предложение. Изменение рыночной цены на какой-либо товар будет происходить до тех пор, пока совокупный спрос на продукцию отрас­ли не сравняется с совокупным отраслевым предложением. Такое ра­венство достигается при определенном уровне цены, которая после этого имеет тенденцию сохранять этот уровень в течение кратко­срочного периода.

§ 3. Равновесие фирмы

в долгосрочном периоде

Проведенный выше анализ положения фирмы на рынке совершенной конкуренции описывал ситуацию в краткосрочном времен­ном интервале. Что изменится в нашем анализе, если мы будем рас­сматривать ситуацию на рынке в более длительном промежутке време­ни? По мере увеличения рассматриваемого периода времени, во-пер­вых, для отдельной фирмы исчезает различие между постоянными и пе­ременными издержками, и все издержки становятся переменными, а во-вторых, на рынке в целом изменяется число фирм.

Рассмотрим сначала, что происходит с издержками фирмы в долго­срочном периоде. При планировании долгосрочного расширения или со­кращения объемов производства фирма не может ограничиться только увеличением или сокращением переменных издержек (количества наня­тых рабочих, используемого сырья, полуфабрикатов и т. д.). В этом слу­чае эффективность производства снизится, поскольку при сохранении неизменными производственных мощностей (постоянных издержек) на-

 
  Предельные издержки фирмы - student2.ru

Рис. 6.8. Долгосрочные средние издержки фирмы

рушится оптимальное сочетание факторов производства. Для увеличе­ния получаемой прибыли фирма стремится к снижению средних издер­жек, поэтому в долгосрочном периоде она изменяет свои размеры при изменении объемов производства. Поскольку при этом меняется вели­чина постоянных издержек, то фирма как бы «переходит» на новую кри­вую средних издержек {АС).

Как новая кривая АС, соответствующая большему размеру фирмы, расположена относительно старой кривой АС? Это зависит от действия эффектамасштаба. На рис. 6.8 показаны несколько вариантов краткос­рочных кривых средних издержек фирмы, соответствующих разным объемам производства и разному действию эффекта масштаба. При возрастающей отдаче от масштаба производства пропорциональное увеличение всех затрат приводит к снижению средних издержек-(пере­ход от кривой АСА к АС2). При убывающей отдаче от масштаба, когда объемы производства слишком велики, пропорциональное увеличение всех затрат приводит к повышению средних издержек (переход от кри­вой АС3к /АС4).1 lV-образная линия LAC, огибающая все возможные крат­косрочные кривые средних издержек, представляет собой долгосрочную кривую средних издержек: ее нисходящий участок соответствует возра­стающей отдаче от масштаба, а восходящий участок - убывающей от­даче от масштаба. При изменении своего размера фирма каждый раз «переходит» на новую краткосрочную

кривую АС и в то же время движется

1 Многие отрасли характери­зуются постоянной отдачей от масштаба в широких пределах изменения объема выпуска. В этом случае минимальные сред­ние издержки при разных разме­рах фирмы одинаковы.

вдоль долгосрочной кривой LAC.

Таким образом, изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресур­сов, фирма стремится оптимизировать свой размер и минимизировать долго­срочные средние издержки.





Глава 6

Механизм рынка совершенной конкуренции



Рассмотрим теперь, как изменяется равновесие фирмы при измене­нии числа фирм в отрасли. Обратимся снова к рисунку 6.6. Если рыноч­ная цена выше средних издержек (рис. 6.66) и фирма получает квази-ренту, то в этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью по­лучить сверхприбыль, будут стремиться в эту отрасль. В условиях со­вершенной конкуренции существенных барьеров, препятствующих появ­лению в отрасли новых фирм, нет. Поэтому предложение продукции начнет расти, и в результате конкуренция между фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты.

Когда ситуация на рынке складывается для фирмы неблагоприятно и цена на ее продукцию оказывается ниже средних издержек (рис. б.бв), то фирма, оказавшаяся в таком положении, уходит с рынка, и предложе­ние продукции сокращается. При прочих равных условиях, цена начина­ет возрастать, пока фирма не будет получать нормальную прибыль.

Наконец, если цена равна минимальным средним издержкам (рис. 6.6а), то в этом случае не наблюдается тенденции к изменению числа функционирующих в отрасли фирм, данная конкурентная отрасль находится в состоянии полного долгосрочного равновесия, условие ко­торого можно записать следующим образом:

МС = Р = АС = LAC

Графически условие равновесия конкурентной фирмы в долгосроч­ном периоде показано на рис. 6.9.

Можно сделать вывод, что в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность как с точки зрения использования ограниченных ресурсов в данном процессе производства, так и с точки зрения их распределения между различны­ми производственными процессами.

 
  Предельные издержки фирмы - student2.ru

С одной стороны, условие Р = АС показывает, что фирма достигает равновесия при равенстве цены и минимальных средних издержек, то есть в производстве используются наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресурсов. Кроме того, условие АС = LAC предусматривает, что фирма имеет оптимальные размеры, когда крат­косрочные средние издержки равны минимальным долгосрочным сред­ним издержкам.

С другой стороны, условие Р = МС показывает, что цена как мера предельной полезности данного продукта равна предельным издержкам как мере альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта. Таким образом, это условие показывает, что ограниченные ресурсы рас­пределены в соответствии с предпочтениями потребителей.

§ 4.Излишек производителя, излишек потребителя и взаимовыгодность обмена

В предыдущей главе было введено понятие излишка по­требителя. Излишек производителя представляет собой аналогичный показатель для производителя. Излишек производителя- это разни­ца между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции. Предельные издержки указывают на минимальную цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить каждую дополни­тельную единицу продукции (сравните с определением излишка потре­бителя в гл. 5, § 9). Графически этот излишек может быть показан в ви­де площади над кривой предложения, вплоть до линии рыночной цены (на рис. 6.10 заштрихованная область).

Понятия излишка потребителя и излишка производителя могут быть использованы для оценки последствий государственной политики в об­ласти ценообразования. Предположим, что государство фиксирует цену на какой-либо товар на уровне Р, ниже цены равновесия Р0 (см. рис. 6.11). Из предыдущего изложения мы знаем, что это приводит к воз­никновению дефицита (Q2- Q,), поскольку при снижении цены величи­на спроса возрастает, но производители сокращают производство.

А что от такой государственной политики выигрывают или проигры­вают потребители и производители? Потребители платят за товар мень­шую цену, поэтому их потребительский излишек возрастает на величину, равную площади прямоугольника а. Но в связи с возникшим дефицитом ряд потребителей не может приобрести необходимый им товар. Потеря их потребительского излишка показана треугольником е. Таким образом, если спрос достаточно эластичен и площадь прямоугольника а больше





Глава 6

Механизм рынка совершенной конкуренции



Предельные издержки фирмы - student2.ru

р

Рис. 6.10 Излишек производителя

площади треугольника Ь, то потребители в результате государственного контроля над ценами оказываются в выигрыше, равном (а - Ь).

Что касается производителей, то они терпят чистые убытки: остав­шиеся в отрасли производители получают более низкую цену и теряют избыток, равный площади прямоугольника а. Кроме того, в результате общего сокращения объемов производства производители дополнитель­но теряют часть избытка, равную треугольнику с. Таким образом, общие потери производителей составляют (-а - с).

Нетрудно заметить, что общее изменение совокупных излишков по­требителей и производителей составляет (а - b - а - с) = (- b - с). Дру­гими словами, потери производителей превышают выигрыш потребите­лей, и следовательно, государственный контроль над ценами приводит к чистым потерям благосостояния.

В целом, можно сделать вывод, что купля-продажа товаров по сло-

Р

Предельные издержки фирмы - student2.ru

О Q, Qo Q; Q

Наши рекомендации