Выявление роли работодателя, работника и государства в повышении эффективности экономики

Субъекты общественных отношений – это люди, обладающие физиологией, психикой, интеллектом, которые вступают в различные общественные отношения с целью реализации своих интересов.

Данные отношения могут осуществляться как между двумя людьми, так и множеством субъектов.

В ряде случаев, субъекты, реализуя свои цели, неоднократно вступают в противоречия с другими людьми, при этом нарушая закон.

Для того чтобы урегулировать эти отношения, создан специальный институт – государство, которое издает правовые нормы и нормативные акты, устанавливает определенные правила поведения и наблюдает за тем, чтобы эти правила выдерживались, а в случае их неисполнения государство санкционирует нарушителя, то есть наказывает, требуя при этом, чтобы был компенсирован вред.

Поэтому, по сути, существует три субъекта общественных отношений:

1) физические лица;

2) юридические лица;

3) государство.

В производственных (трудовых) отношениях можно рассмотреть следующих субъектов, у которых также есть свои интересы, и выявить эффективность (то есть соотношение затрат и результатов) каждого из них:

1) работодатель;

2) работник;

3) государство.

Работодатель — тот, кто предоставляет работу, нанимает рабочую силу. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой).

Работодатель — юридическое лицо, в том числе иностранное, и его обособленные подразделения; международная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации

(Энциклопедический словарь экономики и права)

Работодатель — один из субъектов Трудового права. Согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ [1] — работодатель — юридическое лицо, физическое лицо, публичное юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Цель работодателя — развитие производства (с минимальными расходами) и извлечение прибыли (максимальная), повышение эффективности использования трудовых ресурсов.

Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. Для работодателя стало важно развитие надежности функционального обеспечения бизнеса, повышение эффективности подбора персонала, сокращение сроков поиска кандидатов и повышение качества подбора, повышение эффективности маркетинга рынка труда.

Работник — субъект трудового права, физическое лицо, работающее по трудовому договору у работодателя.

Цель работника – больше зарплаты и свободного времени

Для работника важно: отношение работодателей, трудовой график (продолжительность рабочего дня) , ему также необходимо то, что способствовало бы воспроизводству его рабочей силы (социальная защита, хорошие условия труда и др.).

Государство — особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

В Конституции России 1993г. термин "государство" используется в следующих значениях:

1. Конкретная страна: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления." (статья 1).

2. Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств." (статья 19).

3. Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: "Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство." (статья 5); "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти." (статья 12).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Шведовой государству даёт два значения:

«1 .Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры».

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда.

Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду.

Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики.

В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Для государства главной целью является минимум расходов на поддержку организаций и максимум извлечения налогов; ускоренная амортизация, воз­действие на цены, антимонопольное регулирование.

Все отношения этих трех субъектов можно изобразить схематично:

Выявление роли работодателя, работника и государства в повышении эффективности экономики - student2.ru

Таким образом, систему функционирования экономики образуют три субъекта: государство, работодатель, наемный работник. У каждого свой интерес, но все вместе заинтересованы друг в друге. Государство желает пополнять казну налогами, следовательно, обязано создавать условия для получения доходов работодателями и их наемными работниками. Работодатели желают получать прибыль, но без использования наемного труда получать ее не могут, следовательно, обязаны платить тем, кого нанимают; и платить хорошо, ибо заинтересованы в платежеспособном спросе на свою продукцию. Если эти два условия выполняются, то третье условие исполнится автоматически: наемные работники, получая за свой труд желаемое, являются одновременно и налогоплательщиками, и потребителями произведенных в стране благ, следовательно, они же формируют тот самый платежеспособный спрос и они же, наряду с работодателями, поддерживают государственные институты налогами.

Если это триединство обеспечивается оптимально, экономика работает как «часы». Но никогда не бывает наоборот. Невозможно заставить хорошо работать экономику, если хоть один из трех субъектов системы недостаточно хорошо исполняет свои обязанности по отношению к двум остальным. Поэтому не следует искать причины развала экономики в самой экономике. Экономика – абстракция, ее субъекты – реальность, в них же и причины ее неэффективного функционирования.

И если в России работодатели с государством еще как-то находят взаимопонимание по многим вопросам, то наемные работники полностью предоставлены самим себе. Причин много, назовем лишь две из них.

Во-первых, “взаимопонимание” между работодателями и государством как бы вывернуто «наизнанку»: с одной стороны бизнес поощряется за взятки, а, вовсе не исходя из государственных интересов, с другой стороны ощущается стремление не платить налогов вообще или платить как можно меньше, – что понятно, ведь взятки сильно истощают кошелек налогоплательщика.

Коррупция в сфере бизнеса прямо пропорциональна весу государства в процессе принятия решений частного сектора. Чем выше уровень экономической свободы, тем ниже коррупция. Очень часто решения принимаются одним лицом, в то же время понятно, что чем выше монопольная власть и меньше отчетность госслужащих, тем больше коррупционные возможности, при этом наиболее важные вопросы должны решаться коллегиально. А регламенты таких решений должны быть подвергнуты экспертизе и согласованы со стороны общественных организаций, представляющих интересы бизнеса.

В России существует важная проблема ментального характера. К сожалению, бизнес у нас по-прежнему воспринимается не как основа экономики, прогресса и богатства страны, а как объект для взяток.

По данным исследования, проведенного агенством Ernst & Young, 38% россиян знают прецеденты, когда в их компании кто-либо требовал взятки для предоставления преимущества при ведении бизнеса.

Для выживания в условиях глобального экономического кризиса компании могут идти в обход правил и прибегать к коррупции. В этих условиях компаниям следует обеспечить эффективность своих антикоррупционных систем и позаботиться поддержанием принятых стандартов и ценностей, советует один из руководителей независимой организации Transparency International Джермин Брукс в интервью Рейтер. По его словам, компании, работающие на развивающихся рынках, где коррупция более распространена, не должны использовать местные условия ведения бизнеса в качестве оправдания, а руководству этих компаний следует занять более жесткую позицию.

Таким образом, степень коррупции является важнейшим индикатором эффективности экономической системы и государства. Падение общей эффективности государства, его способности обеспечить достойную мотивацию своих сотрудников неизбежно приводит к снижению эффективности его институтов, процедур и регламентов, обуславливая надежную почву для коррупционного роста. Таким образом, коррупция является «рыночным» ответом на слабость государственных институтов.

Во-вторых, работодатели в стране, значительная часть экономики которой ориентирована на экспорт, не могут быть заинтересованы в том, чтобы платить наемным работникам хорошую зарплату, ведь спрос на их продукцию формируют не они, а зарубежные потребители. Поэтому размер зарплаты устанавливается не как оплата за труд (исходя из потребностей работника и необходимости в воспроизводстве рабочей силы), а как оплата за нечто, этим работником произведенное. Разумеется, в последнем случае работодатель оценивает воплощенный в произведенном товаре труд ниже всяких нормальных человеческих норм.

Итак, если взаимоотношения трех названных субъектов столь гармоничны (должны быть такими), то не следует ли из этого, что их интересы представляют собой нечто целое? Именно так. И вот почему:

-интересы государства заключаются в поступлении налогов в казну,

-интересы работодателя – в получении прибыли и постепенном возмещении вложенного в основные активы капитала (т. е. прибыль плюс амортизационные отчисления, заложенные в цене произведенного и проданного товара),

-интересы наемного работника – в получении оплаты за свой труд в виде начисляемого ему заработка и косвенных его доходов, каковыми являются отчисления на социальное (включая пенсионное) страхование.

Прибыль предприятия до налогообложения, амортизация, заработная плата наемных работников и отчисления на их социальное страхование – это составляющие добавленной стоимости. А если все добавленные стоимости, подсчитанные по отраслям сложить вместе, получится не что иное, как валовой внутренний продукт (ВВП) страны, максимизация которого должна приводить объединение интересов трех субъектов экономических отношений: государства, работодателя и наемного работника.

Что есть добавленная стоимость, хорошо видно из простого анализа составляющих цены (см. Рис.1). Складывая объемы оборотов в ценах реализации (без НДС) всех предприятий по отраслям, а затем из полученной суммы вычитая все промежуточные обороты (приобретенные стоимости), получаем объем ВВП.

Выявление роли работодателя, работника и государства в повышении эффективности экономики - student2.ru

В системе национальных счетов валовой внутренний продукт (ВВП) отличается от валового национального продукта (ВНП) на величину сальдо внешнеэкономической деятельности наших и иностранных субъектов хозяйствования. Чтобы получить показатель ВНП, следует прибавить к нему объем добавленных стоимостей, созданных резидентами за границей, и вычесть объем добавленных стоимостей, созданных нерезидентами в нашей стране. Если первая составляющая оказывается больше второй, то показатель ВНП превысит ВВП на эту величину; если же наоборот, – ДС нерезидентов превысит ДС резидентов, находящихся за границей, – то ВНП окажется ниже ВВП. В первом случае страна будет считаться страной-кредитором, а во втором – страной-должником. Разумеется, страной-кредитором быть приятнее, хотя и ничего страшного нет, если у страны-должника сравнительно небольшое отрицательное сальдо внешнеэкономической деятельности – это нормальное явление. Но ведь при значительных объемах прямых иностранных инвестиций показатель валового внутреннего продукта попросту исчезнет, т. к. немалая доля созданных нашими же руками доходов принадлежать нам не будет.

Из всего вышесказанного следует, что повышение уровня и качества жизни всех слоёв общества является достижением максимальной эффективности экономики в целом. Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Субъекты экономических отношений складываются в процессе глобализации и локализации на всех уровнях хозяйственной системы. Их отличает наличие определенных интересов и потребностей, у каждого из них своя цель, но все они хотят одного: эффективного стимулирования своей деятельности.

Глава 2. Теоретические основы

Наши рекомендации