Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Совершенная конкуренция - это рыночная структура, характеризующаяся большим количеством мелких фирм, которые предлагают однородную про­дукцию многим покупателям, возможностью свободного вхо­да и выхода из рынка и равной для всех доступностью ин­формации. чистая монополия — модель, при которой одна фирма становится единственным продавцом товара, не имеющего близких за­менителей, и когда проникновение в отрасль других фирм практически невозможно из-за существующих барьеров. Монополистическая конкуренция – рыночная струк­тура, характеризующаяся довольно большим числом фирм, выпускающих схожую, но не идентичную продукцию, при сравнительно легких условиях входа и выхода из рынка. Сеть ресторанов, производство одежды, обуви. Олигополия – ситуация, когда имеется небольшое количество фирм, выпускающих однородную или диффе­ренцированную продукцию. Рыночные структуры делят на две группы: идеальные и реальные. К первой относят совершенную конкуренцию и монополию, ко второй - монополистическую конкуренцию и олигополию. Идеальные модели позволяют изучить пове­дение фирм при заранее определенной системе ограниче­ний, определить оптимальный вариант выбора.

Модель конкуренции Кол-во и размеры фирм Характер продукции
Совершенная Множество мелких фирм Однородный (стандартизированная продукция)
Монополистическая Множество небольших фирм Разнородный(дифференциров.прод.)
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные стандарт-ый или диф.
Монополия Одна фирма уникальный,нет близких заменителей
     
Барьеры Доступность инфы Контроль над ценой
Никаких затруднений равный доступ ко всем видам инфы отутствует
Никаких затруднений Некоторые ограничения некоторый
Возможны отдельные препятствия Некоторые ограничения ограничен. Взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре
Практически непреодолимые препятствия Некоторые ограничения значительный


Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.

Сов конк. – рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками:

- атомизация рынка – большое число продавцов и покупателей, которые не обладают достаточными размерами и мощностью, что бы оказывать влияние на производство

- однородность продукции

- отсутствие барьеров для вхождения в отрасль и выхода из нее

- полная прозрачность рынка – все имеют равный доступ к информации

- ни одна конкурентная фирма не может установить рыночную цену, но может приспосабливаться к ней.

Модель сов.конк. предполагает что каждая фирма принимающая решение сталкивается с определенными ограничениями – издержки, спрос на продукцию.

Кривая спроса эластична т.к. дополнительные единицы продукции фирма может продать по постоянной цене. Кривая придельного дохода совпадает с кривой совершенно эластичного спроса.

Оптимальный уровень производства: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельным издержками. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).

13. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.

14. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочно периоде.

Совершенная конкуренция и эффективность.

Модель совершенно конкурентного рынка обеспечивает производственную и распределительную эффективности. Достижение производственной эффективности требует, чтобы товар производился наименее дорогостоящим образом, т.е. с наименьшими издержками. Эффективность распределения ре­сурсов предполагает, что ограниченные экономические ресурсы распределяются между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям) Оба эти условия выполняются на рынке совершенной конкуренции, который и является наиболее эффективной рыночной структурой. Совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей. Это создает равенство возможностей, однако не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для инновационного процесса Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции, т.е. не учитывает диапазон потребительского выбора. Итак, совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей, обеспечивается при условии, когда Р = МС.

Наши рекомендации