Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике
Совершенная конкуренция - это рыночная структура, характеризующаяся большим количеством мелких фирм, которые предлагают однородную продукцию многим покупателям, возможностью свободного входа и выхода из рынка и равной для всех доступностью информации. чистая монополия — модель, при которой одна фирма становится единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей, и когда проникновение в отрасль других фирм практически невозможно из-за существующих барьеров. Монополистическая конкуренция – рыночная структура, характеризующаяся довольно большим числом фирм, выпускающих схожую, но не идентичную продукцию, при сравнительно легких условиях входа и выхода из рынка. Сеть ресторанов, производство одежды, обуви. Олигополия – ситуация, когда имеется небольшое количество фирм, выпускающих однородную или дифференцированную продукцию. Рыночные структуры делят на две группы: идеальные и реальные. К первой относят совершенную конкуренцию и монополию, ко второй - монополистическую конкуренцию и олигополию. Идеальные модели позволяют изучить поведение фирм при заранее определенной системе ограничений, определить оптимальный вариант выбора.
Модель конкуренции | Кол-во и размеры фирм | Характер продукции |
Совершенная | Множество мелких фирм | Однородный (стандартизированная продукция) |
Монополистическая | Множество небольших фирм | Разнородный(дифференциров.прод.) |
Олигополия | Число фирм невелико, есть крупные | стандарт-ый или диф. |
Монополия | Одна фирма | уникальный,нет близких заменителей |
Барьеры | Доступность инфы | Контроль над ценой |
Никаких затруднений | равный доступ ко всем видам инфы | отутствует |
Никаких затруднений | Некоторые ограничения | некоторый |
Возможны отдельные препятствия | Некоторые ограничения | ограничен. Взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре |
Практически непреодолимые препятствия | Некоторые ограничения | значительный |
Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.
Сов конк. – рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками:
- атомизация рынка – большое число продавцов и покупателей, которые не обладают достаточными размерами и мощностью, что бы оказывать влияние на производство
- однородность продукции
- отсутствие барьеров для вхождения в отрасль и выхода из нее
- полная прозрачность рынка – все имеют равный доступ к информации
- ни одна конкурентная фирма не может установить рыночную цену, но может приспосабливаться к ней.
Модель сов.конк. предполагает что каждая фирма принимающая решение сталкивается с определенными ограничениями – издержки, спрос на продукцию.
Кривая спроса эластична т.к. дополнительные единицы продукции фирма может продать по постоянной цене. Кривая придельного дохода совпадает с кривой совершенно эластичного спроса.
Оптимальный уровень производства: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельным издержками. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).
13. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.
14. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочно периоде.
Совершенная конкуренция и эффективность.
Модель совершенно конкурентного рынка обеспечивает производственную и распределительную эффективности. Достижение производственной эффективности требует, чтобы товар производился наименее дорогостоящим образом, т.е. с наименьшими издержками. Эффективность распределения ресурсов предполагает, что ограниченные экономические ресурсы распределяются между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям) Оба эти условия выполняются на рынке совершенной конкуренции, который и является наиболее эффективной рыночной структурой. Совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей. Это создает равенство возможностей, однако не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для инновационного процесса Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции, т.е. не учитывает диапазон потребительского выбора. Итак, совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей, обеспечивается при условии, когда Р = МС.