Б. Целесообразно ли введение государственных гарантий банковских вкладов?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Какое значение имеет соотношение тезаврации и кредитного накопления для развития страны? Какой из этих вариантов реализации функции накопления характерен для современной России?

· Постарайтесь найти в журналах статистику структуры сбережений. Какая часть накоплений граждан хранится «в чулке»?

· Обдумайте факторы, толкающие население к тезаврации. Могут ли государственные гарантии увеличить приток денег в банки?

· Нужны ли дополнительные гарантии государства, если основная масса вкладов населения итак лежит в принадлежащем государству Сбербанке России?

· Какие минусы может повлечь введение государственных гарантий? Не придется ли бюджету рассчитываться по вкладам недобросовестных банков?

· Как изменится отношение населения к рискованным, но высокопроцентным вкладам? Не поощрят ли государственные гарантии безответственного поведения вкладчиков и банков?

· Можете ли вы предложить какие-то дополнительные условия предоставления гарантий, которые препятствовали бы мошенническому (или, как говорят экономисты, оппортунистическому) поведению субъектов банковских сделок?

В. Свободное эссе по проблемам денег.Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

ТЕМА 4. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.

2. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?

3. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.

4. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?

5. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Опишите неравновесные ситуации в переходной экономике.

6. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 году. Почему спрос на разные товары изменился не одинаково?

7. Эластичность рыночного предложения по цене.

8. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий.

9. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.

Б. Как влияют на спрос и предложение различные сдвиги в экономической ситуации?

Пометьте крестиками в приведенной ниже таблице клетки, соответствующие наличию влияния. Клетки, где влияние отсутствует, оставьте пустыми. В первой строке таблицы в качестве примера нужные клетки уже помечены.

  Сдвиг кривой спроса Движение вдоль кривой спроса Сдвиг кривой предложения Движение вдоль кривой предложения
a) Изменение цен   Х   Х
b) Изменение цен товаров-заменителей        
c) Внедрение новой технологии производства        
d) Изменение моды        
e) Изменение доходов потребителей        
f) Изменение цен на сырье        
g) Изменение цен дополняющих товаров        
h) Появление сильных инфляционных ожиданий        

В. Как влияют налоги на процессы в экономике и на положение субъектов рынка в разных ситуациях?

Пометьте словами «выше» или «ниже» в приводимой ниже таблице те клетки, в которых проявления перечисленных последствий введения налогов окажутся более или менее выраженными:

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГОВ: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
  ВЫСОКАЯ НИЗКАЯ
Рост цен ниже Выше
Падение объема продаж    
Величина налоговых поступлений в казну    
Потери производителя    
Потери потребителя    
  ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  ВЫСОКАЯ НИЗКАЯ
Рост цен    
Падение объема продаж    
Величина налоговых поступлений в казну    
Потери производителя    
Потери потребителя    

Тесты

Тест Обоснование
1. Закон спроса отражает следующая зависимость: a) прямая зависимость объема спроса от его цены; b) обратная зависимость объема спроса от его цены; c) прямая зависимость между объемом предложения и объемом спроса; d) прямая зависимость между объемом спроса и доходами потребителей; e) прямая зависимость цены от качества товара.  
2. Взаимозаменяемые товары: a) одновременно производятся; b) имеют одинаковую цену; c) дополняют друг друга при сбыте; d) конкурируют друг с другом на рынке; e) стимулируют сбыт друг друга.  
3. Все перечисленное ниже может быть причиной сдвига кривой спроса на товар, кроме: a) изменения вкусов потребителей; b) увеличения доходов покупателей; c) уменьшения цены товара; d) увеличения цены взаимодополняемого товара; e) уменьшения цены взаимодополняемого товара.  
4. Если рост цен на 1% вызывает увеличение предложения на 1,2%, то оно является: a) эластичным; b) неэластичным; c) с единичной эластичностью; d) абсолютно эластичным; e) абсолютно неэластичным.  
5. Два товара являются индифферентными к друг другу (то есть не являются ни взаимозаменяющими, ни взаимодополняющими), если их перекрестная эластичность равна: a) Ecross > 0; b) Ecross < 0; c) Ecross = 0; d) Ecross > 1; e) Ecross < 1.  
2. Наличие на рынке избыточного предложения товара может являться следствием того, что: a) цена на товар равна равновесной цене; b) цена на товар ниже равновесной цены; c) сократился объем предложения данного товара; d) цена на товар выше равновесной цены; e) увеличился объем спроса на данный товар.  
7. Предположим, что эластичность спроса по цене для конкретного товара равна 1,5. Если произошло увеличение объема спроса на 30%, то процентное уменьшение цены в этом случае было: a) 10; b) 15; c) 20; d) 30; e) 50.  
8. На эластичность предложения оказывает влияние: a) уровень доходов потребителей; b) наличие на рынке товаров заменителей; c) фактор времени; d) доля расходов в бюджете на данный товар; e) не влияет ни один из указанных факторов.  
9. Государство увеличивает налог с продаж на некий товар. При этом: a) чем более эластичен спрос, тем большую долю налога платит покупатель; b) чем более эластично предложение, тем большую часть налога платит продавец; c) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит покупатель; d) чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платит покупатель; e) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит продавец.  
10. Контракт – это: a) добровольное соглашение сторон о взаимных правах и обязанностях в рамках трансакции; b) количество проданных товаров и услуг; c) принудительное соглашение о выполнении поставок товаров и услуг.  
11. Эффект сноба - это: a) когда потребление потребителя диктуется желанием не отставать в потреблении от других; b) когда потребителем движет желание быть не похожим на других; c) когда индивидуум покупает блага, недоступные по цене для других; d) все перечисленные ответы не верны.  

Эссе

Наши рекомендации