Виды банковских гарантий


В зависимости от условий уплаты бенефициару денежной суммы гарантия можем быть гарантией по первому требованию (безусловной) и условной гарантией. В первом случае гарант обязан заплатить по первому письменному требованию бенефициара, составленному в соответствии с условиями гарантии. Во втором случае гарант также должен произвести платеж в соответствии с условиями гарантии по письменному требованию бенефициара, но уже сопровождаемому документами, доказывающими или подтверждающими неисполнение (ненадлежащее исполнение) принципалом своих обязательств.

Характеристиками нормальной банковской гарантии являются срочность и безотзывность, которые означают, что гарант не вправе в одностороннем порядке, т.е. без согласия бенефициара, отказаться от принятых на себя обязательств. Отзывные гарантии встречаются крайне редко, так как не соответствуют природе банковской гарантии и вызывают недоверие со стороны бенефициаров.

Гарантии бывают обеспеченными и необеспеченными. Обеспеченная гарантия предполагает наличие залога имущества или иного способа обеспечения, в то время как необеспеченная – это простое письменное обязательство банка.

Подтвержденная банковская гарантия – это гарантия, подтвержденная в полной сумме либо частично другим банком, который несет перед бенефициаром солидарную ответственность.

Синдицированная (консорциальная) гарантия банка – гарантия, в выдаче которой могут участвовать сразу несколько банков, действующих через основной банк-гарант. Такие гарантии применяются в крупных (в том числе, в международных) сделках, и чем больше банков задействовано в выдаче гарантии, тем более дорогостоящей является эта услуга.

Гарантии также делят на прямые и контргарантии. В первом случае обязательство перед бенефициаром принимает на себя сам банк-гарант. Контргарантия же выдается в случае, если банк по поручению принципала требует выдачи гарантии от другого банка (в том числе, зарубежного), выдав встречное обязательство.

Отсутствие у банковской гарантии признаков акцессорности по отношению к основному обеспечиваемому обязательству означает, что она:

  1. не прекращается с прекращением основного обязательства и не изменяется с его изменением;
  2. не является недействительной при признании недействительным основного обеспечиваемого обязательства;
  3. не дает гаранту права ссылаться при предъявлении к нему требований бенефициаром на возражения, которые связаны с обеспечиваемым обязательством;
  4. не ставит действительность обязательства гаранта перед бенефициаром в зависимость от каких-либо требований или возражений принципала, основанных на отношениях принципала с гарантом или бенефициаром;
  5. устанавливает, что обязательство гаранта оплатить денежную сумму должно быть исполнено при повторном требовании бенефициара даже в случаях, когда обязательство, обеспеченное банковской гарантией, полностью или в части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям либо недействительно.

32. Элементы банковской гарантии и договора о предоставлении банковской га­рантии.

Субъектами отношений по банковской гарантии являются гарант, принципал и бенефициар. Гарант – это лицо, выдавшее письменный документ, содержащий обязательство выплатить денежную сумму в случае представления бенефициаром письменного требования об оплате, составленного в соответствии с условиями банковской гарантии. Принципал – лицо, являющееся должником по обязательству, исполнение которого обеспечивается банковской гарантией, выданной гарантом по его просьбе. Бенефициар – лицо, в пользу которого, как кредитора принципала, выдается банковская гарантия.

Выдача банковской гарантии – это односторонняя сделка. Для ее совершения требуется волеизъявление одной стороны – гаранта. Обязанности гаранта возникают по общему правилу с момента выдачи банковской гарантии, так как она вступает в силу со дня ее выдачи, если в ней не предусмотрено иное (с определенной даты, с момента выдачи бенефициаром кредита принципалу и т. д.) (ст. 373 ГК РФ).

Гарантия составляется в письменной форме. Выдача гарантии связана с передачей письменного документа принципалу или бенефициару. В ст. 3 Унифицированных правил МТП для банковских гарантий по первому требованию (ред. 1992 г.) указано, что тексты самих гарантий, как и другие документы, связанные с ней, должны быть ясными, точными и исключать спорные моменты.

В документе, составляемом при выдаче банковской гарантии, как минимум указывают:

1) наименование гаранта;

2) наименование принципала;

3) наименование бенефициара;

4) ссылка на основной договор, в котором предусмотрена необходимость выдачи гарантии;

5) максимальная денежная сумма, подлежащая выплате;

6) срок, на который выдана гарантия, или иной юридический факт, при наступлении которого прекращается гарантийное обязательство;

7) правила осуществления платежа.

Выдача гарантии порождает обязательство гаранта перед бенефициаром. Для возникновения гарантийного обязательства не требуется извещения гаранта о принятии бенефициаром гарантии, если иное прямо не предусмотрено в тексте самой гарантии.

Банковская гарантия независима от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана (ст. 370 ГК РФ). Следствием данного обстоятельства является то, что:

– банковская гарантия не прекращается с прекращением основного обязательства и не изменяется с его изменением;

– не является недействительной при признании недействительным основного обеспечиваемого обязательства;

– не дает гаранту права ссылаться при предъявлении к нему требований бенефициаром на возражения, которые связаны с обеспечиваемым обязательством;

– не ставит действительность обязательства гаранта перед бенефициаром в зависимость от каких-либо требований или возражений принципала, основанных на отношениях принципала с гарантом или бенефициаром.

Банковская гарантия может быть отзывной и безотзывной; передаваемой и непередаваемой .

В случае исполнения гарантом обязательства за принципала гарант получает право потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии (ст. 379 ГК РФ).

Выдача банковской гарантии является возмездной сделкой: принципал обязан выплатить гаранту за совершение указанной банковской операции вознаграждение. Размер данного вознаграждения может быть установлен как самой кредитной организацией в стандартных условиях выдачи гарантии, так и в отдельном договоре между принципалом и гарантом.

Выдача гарантии порождает риски для гаранта. Во-первых, это риск обращения требований бенефициаром в силу неоплаты основного долга принципалом. Во-вторых, это риск неисполнения обязательств принципалом по возврату суммы долга гаранту. В соответствии с нормативными актами Банка России кредитные организации создают под указанные риски резервы.

Прекращение обязательств гаранта, вытекающих из банковской гарантии, происходит в соответствии со ст. 378 ГК РФ по следующим основаниям:

1) уплата принципалом суммы, на которую выдана гарантия;

2) окончание определенного в гарантии срока, на который она выдана;

3) отказ бенефициара от своих прав по гарантии и возвращение ее гаранту;

4) отказ бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.

Обязательства гаранта считаются прекращенными независимо от того, возвращена ли ему гарантия, за исключением случая, когда имеет место отказ бенефициара от своих прав по гарантии и возвращение ее гаранту. Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, обязан без промедления уведомить об этом принципала.

33. Ответственность по банковской гарантии и договору о предоставле­нии банковской гарантии.

Наши рекомендации