Страны с переходной экономикой в системе мирового хозяйства. Тенденции развития стран восточной Европы
Все бывшие социалистические страны стали перед очень сложной задачей — полноценного приобщения к мировому хозяйству. Сложности этого процесса связаны с недавним прошлым этих стран, которое определило специфический характер структуры их экономики, сделавший непригодными эффективное взаимодействие в мировом хозяйстве. Все это предопределило абсолютную необходимость целого комплекса реформаторских мер во всех странах бывшего социализма.
Общим направлением этих мер является реструктуризация экономики через ее разгосударствление, либерализацию цен и финансовое оздоровление.
Первое направление движения постсоциалистических стран к мировому хозяйству — разгосударствление экономики. Во всех бывших социалистических странах государственный сектор прямо или косвенно охватывал почти 100 % экономики, который означает чрезмерную централизацию и ведет к уничтожению предпринимательской инициативы.
Однако государственная собственность, безусловно, имеет право на существование, но она должна быть существенно ограничена. Согласно некоторым расчетам, если государственный сектор в экономике превышает 15%, то экономика не может быть эффективной.
Государство должно брать на себя лишь роль регулятора в рамках проведения либеральной экономической политики, организации системы экономической помощи безработным, тем, кто пострадал в результате закрытия нерентабельных производств или сокращения штатов, урегулирования социальных конфликтов и т.д.
Основная цель перехода к рыночным отношениям заключается в восстановлении эффективности производства, без чего невозможно обеспечить потребности населения и включить страну в международное разделение труда.
Второе направление — финансовое оздоровление и обуздание инфляции.
Во всех бывших социалистических странах наблюдается сложная финансовая ситуация, которая явилась объективным результатом так называемого социалистического хозяйствования. Мощные потоки денежных средств рождались в гипертрофированном военном комплексе, чрезмерном капитальном строительстве, то есть во всех сферах не создавались источники покрытия денег. Поэтому финансовый кризис к переходному периоду был неизбежен. Очень тесно к проблеме оздоровления финансовой сферы примыкает проблема либерализации цен.
Свободные цены — один из главных фундаментальных принципов рыночного хозяйства. Свободные цены означают, что производители товаров могут устанавливать их только исходя из конъюнктуры рынка.
Во всех бывших социалистических странах осуществлена либерализация цен. Эта реформа— одна из самых болезненных рыночных реформ, имеющая исключительную политическую остроту. Единовременное объявление свободных цен при отсутствии товарных потоков на потребительском рынке вызвало почти во всех странах переходного периода гиперинфляцию.
Открытие национальных границ для экспорта и импорта товаров, услуг и капитала представляет собой еще один элемент перехода к рыночной экономике. Это предполагает на начальном этапе снижение реального курса национальной валюты, чтобы стимулировать экспорт и ограничить импорт.
В практике существуют две альтернативы экономических реформ: радикальные реформы — «шоковая терапия», через которую прошли Россия, Польша и др., и постепенного эволюционного перехода — Китай, Венгрия.
Реформирование экономики в странах Восточной Европы и России первоначально базировалосьв основном на реализации концепции «шоковой терапии», подразумевающей быстрое обеспечение финансовой стабилизации и либерализации цен, создания многообразия форм собственности, расширения прав экономических субъектов, открытие внутреннего рынка. Однако практика показала, что переход к рыночным отношениям требует боле длительной и постепенной трансформации всего комплекса макроэкономических и микроэкономических преобразований.
Политическая трансформация стран Восточной Европы, соответственно и экономические перемены оказали определенное воздействие на ситуацию в мировой экономике. Кризис в странах Восточной Европы, разрыв экономических связей между новыми государствами бывшего Союза, способствовал еще большему сокращению объемов производства, ослаблению процесса стабилизации национальных экономик.
За последние годы страны Восточной Европы добились определенных экономических успехов в углублении рыночных преобразований. Особенно это заметно в Польше, Чехии, Венгрии и Словакии.
Одним из важнейших показателей успехов экономических преобразований является экономический рост. По темпам экономического роста (рост ВВП и промышленного производства) лидером в 2000 году является Венгрия — 3,7 и 10 %. За ней следуют Польша — 3,5 и 6 %, Словения — 2,5 и 2,5 %. Чехия имела устойчивые темпы прироста, однако в 1999 году обозначились некоторые тенденции к снижению.
Таким образом, структура экономики стран Центральной и Восточной Европы имеет следующие соотношения: сельскохозяйственное производство дает от 4,4 % ВВП в Словении от 6,9 % ВВП в Польше. Промышленность производит от 30,9 % ВВП в Венгрии до 41,7 % в Чехии. На услуги приходится от 53,7 % ВВП в Чехии до 62,5 % в Венгрии. Большую роль в этом играют финансовые услуги и туризм, который для большинства стран Центральной и Восточной Европы является отраслью международной специализации.
В структуре промышленности наиболее устойчивыми темпами развиваются отрасли потребительского спроса — текстильная, пищевая, мебельная, полиграфическая, обувная. Свое развитие получили в современных условиях наукоемкие производства — электронная, электротехническая промышленность, приборостроение.
Быстрое расширение внешней торговли становится фактором экономического роста. Основной торговый партнер — Европейский Союз. Приоритетным для себя эти страны считают интеграцию в западноевропейскую экономику, вступление в ЕС. В Венгрии, Польше, Чехии, Словении доля ЕС во внешней торговле составляет уже от 60 до 70 %. Однако само присоединение стран Восточной Европы к ЕС оказывается весьма дорогостоящим проектом. Проведение финансовой помощи отстающим регионам через «структурные фонды», а также обязательства в рамках общей сельскохозяйственной политики для бюджета ЕС обошлось бы увеличением ежегодных расходов на 55-65 млрд. долл. Это одна из причин отсутствия единого мнения в сроках принятия стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз.
В целом макроэкономические показатели развития Восточной Европы отмечаются стабильностью развития, и для большинства стран характерен устойчивый подъем экономики, хотя по степени и уровню развития они занимают разные позиции.