А. Правило равенства предельных издержек и придельного дохода как универсальный рецепт максимизации прибыли
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Почему правило MR = MC одинаково применимо и к условиям совершенной, и к условиям несовершенной конкуренции?
· Допустим, предприниматель К.К. Шустрик, производящий и продающий вяленую воблу в Самаре, обдумывает возможность начать сбывать свою продукцию во всем Поволжье, а если дело пойдет хорошо, то и по всей России. Можно ли с помощью правила MR = MC решить, как далеко ему следует распространить свою торговлю за пределы родного города?
· Как изменятся предельные издержки при удалении от места производства? Как изменятся предельные доходы?
· Допустим, предприниматель С.С. Заливала обдумывает план рекламной кампании выпускаемого им средства для похудания. Опишите с позиций правила MR = MC принципы выбора оптимального размера средств, которые ему надо отпустить на проведение рекламы (бюджет кампании).
· Какие еще сферы применения правила MR = MC вы можете предложить?
· Существуют ли области коммерческой деятельности, где оно неприменимо?
Б. Дифференциация продукта
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Найдите реальный пример дифференциации продукта из российской или международной практики. Какими методами была достигнута дифференциация? В чем, с точки зрения потребителей, состоят принципиальные отличия данного дифференцированного продукта от недифференцированных и преимущества использования именно его, а не других товаров?
· Опишите плюсы и минусы для предприятия, вызванные дифференциацией ее продуктов.
· Возможно ли копирование данного дифференцированного продукта конкурентами? Насколько близки к данному продукту аналоги, выпускаемые другими фирмами? Существует ли, на ваш взгляд, сильная перекрестная эластичность спроса между данным и конкурирующими продуктами?
· Распространите ваш анализ на всю отрасль. Насколько дифференцированным является совокупное предложение отрасли?
· Как отражается дифференциация продукции на остроте конкурентной борьбы в отрасли? Какие формы она приобретает?
В. Телевизионная реклама
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Проведите анализ телевизионной рекламы за 1—2 дня. Соответствует ли увиденная вами реклама теоретическим принципам рекламирования товаров?
· Опишите основные количественные характеристики рекламы (соотношение рекламы российских и иностранных продуктов, отраслевая структура рекламы, частота повторения роликов).
· На кого ориентирована реклама (попытайтесь определить целевые аудитории клипов)? Какие приемы использованы в роликах, чтобы завоевать симпатии «своего» зрителя? Всегда ли положительно будут реагировать на них клиенты, относящиеся к «чужим» целевым группам?
· Спрогнозируйте коммерческую эффективность нескольких клипов. Можно ли ставить знак равенства между художественным совершенством и коммерческой эффективностью клипов?
· Как проявляются достоинства и недостатки рекламы в ее российском варианте?
Г. Свободное эссе по проблемам монополистической конкуренции. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.
ТЕМА 9. ОЛИГОПОЛИЯ
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?
2. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?
3. Перечислите основные разновидности олигополии.
4. Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии?
5. Почему утрата гибкости цен в силу олигополизации рынка оказывает большое влияние на экономику? Какая трактовка этого феномена (марксистская или маржиналистская) кажется вам более реалистичной?
6. Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях господства картелей?
7. Что такое синдикаты? Опишите роль картельных соглашений в царской России и в современных условиях в нашей стране.
8. Опишите системы «лидерства в ценах» и «издержки плюс». Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России?
9. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?
Б. Объясните, почему монополистическая конкуренция возникает только при дифференцированном продукте, а олигополия и при дифференцированном и при однородном продукте.
Тесты и задача
Тест | Обоснование |
1. Олигополистическая структура наиболее характерна для следующей сферы: a) производство и продажа одежды; b) производство сельскохозяйственной продукции; c) автомобилестроение; d) жилищное строительство; e) сфера услуг. |
2. Кривая спроса в условиях олигополии является: a) абсолютно неэластичной; b) абсолютно эластичной; c) ломаной; d) имеет разрыв; e) неэластичной. |
3. В число допущений, положенных в основу модели Курно, не входит: a) рассмотрение олигополии, состоящей только из двух фирм; b) постоянство предельных издержек; c) наличие информации о планах выпуска продукции конкурентом; d) координация действий конкурентов; e) все перечисленное входит в число допущений. |
4. Негибкость цен при нескоординированной олигополии связана с: a) сговором олигополистов; b) ломаным характером кривой спроса; c) неэластичностью спроса; d) абсолютной неэластичностью спроса; e) иными причинами (указать). |
5. Картелеподобная структура рынка предполагает: a) соблюдение всеми конкурентами негласных правил; b) согласование всех действий олигополистов; c) полное отсутствие какой-либо координации действий олигополистов; d) территориальный раздел рынков; e) введение фиксированных квот производства для каждой фирмы. |
6. В типовое картельное соглашение не входит: a) территориальный раздел рынков; b) введение фиксированных квот производства для каждой фирмы; c) установление единых цен; d) проведение единой политики по закупке ресурсов (единые ставки зарплаты и т.п.); e) установление долей общей прибыли картеля, причитающихся каждому участнику. |
7. К числу разновидностей олигополии не относится: a) дифференцированная олигополия; b) картель; c) нескоординированная олигополия; d) картелеподобная структура рынка; e) относится все. |
8. В сфере производства и цен картель проводит политику, сходную с той, которая существует на рынке: a) совершенной конкуренции; b) монополистической конкуренции; c) нескоординированной олигополии; d) монополии; e) все перечисленное неверно. |
9 Наиболее эффективное распределение ресурсов потенциально способна обеспечивать: a) монополия; b) монополистическая конкуренция; c) совершенная конкуренция; d) олигополия; e) несовершенная конкуренция. |
Задача №1. В условиях дуополистического картеля рыночный спрос задается соотношением D = 300–P. Обе фирмы одинаковы по размерам и имеют постоянные предельные издержки, равные 10. Определить объем производства каждой фирмы.
Эссе