А. Правило равенства предельных издержек и придельного дохода как универсальный рецепт максимизации прибыли

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Почему правило MR = MC одинаково применимо и к условиям совершенной, и к условиям несовершенной конкуренции?

· Допустим, предприниматель К.К. Шустрик, производящий и продающий вяленую воблу в Самаре, обдумывает возможность начать сбывать свою продукцию во всем Поволжье, а если дело пойдет хорошо, то и по всей России. Можно ли с помощью правила MR = MC решить, как далеко ему следует распространить свою торговлю за пределы родного города?

· Как изменятся предельные издержки при удалении от места производства? Как изменятся предельные доходы?

· Допустим, предприниматель С.С. Заливала обдумывает план рекламной кампании выпускаемого им средства для похудания. Опишите с позиций правила MR = MC принципы выбора оптимального размера средств, которые ему надо отпустить на проведение рекламы (бюджет кампании).

· Какие еще сферы применения правила MR = MC вы можете предложить?

· Существуют ли области коммерческой деятельности, где оно неприменимо?

Б. Дифференциация продукта

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Найдите реальный пример дифференциации продукта из российской или международной практики. Какими методами была достигнута дифференциация? В чем, с точки зрения потребителей, состоят принципиальные отличия данного дифференцированного продукта от недифференцированных и преимущества использования именно его, а не других товаров?

· Опишите плюсы и минусы для предприятия, вызванные дифференциацией ее продуктов.

· Возможно ли копирование данного дифференцированного продукта конкурентами? Насколько близки к данному продукту аналоги, выпускаемые другими фирмами? Существует ли, на ваш взгляд, сильная перекрестная эластичность спроса между данным и конкурирующими продуктами?

· Распространите ваш анализ на всю отрасль. Насколько дифференцированным является совокупное предложение отрасли?

· Как отражается дифференциация продукции на остроте конкурентной борьбы в отрасли? Какие формы она приобретает?

В. Телевизионная реклама

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Проведите анализ телевизионной рекламы за 1—2 дня. Соответствует ли увиденная вами реклама теоретическим принципам рекламирования товаров?

· Опишите основные количественные характеристики рекламы (соотношение рекламы российских и иностранных продуктов, отраслевая структура рекламы, частота повторения роликов).

· На кого ориентирована реклама (попытайтесь определить целевые аудитории клипов)? Какие приемы использованы в роликах, чтобы завоевать симпатии «своего» зрителя? Всегда ли положительно будут реагировать на них клиенты, относящиеся к «чужим» целевым группам?

· Спрогнозируйте коммерческую эффективность нескольких клипов. Можно ли ставить знак равенства между художественным совершенством и коммерческой эффективностью клипов?

· Как проявляются достоинства и недостатки рекламы в ее российском варианте?

Г. Свободное эссе по проблемам монополистической конкуренции. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

ТЕМА 9. ОЛИГОПОЛИЯ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?

2. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?

3. Перечислите основные разновидности олигополии.

4. Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии?

5. Почему утрата гибкости цен в силу олигополизации рынка оказывает большое влияние на экономику? Какая трактовка этого феномена (марксистская или маржиналистская) кажется вам более реалистичной?

6. Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях господства картелей?

7. Что такое синдикаты? Опишите роль картельных соглашений в царской России и в современных условиях в нашей стране.

8. Опишите системы «лидерства в ценах» и «издержки плюс». Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России?

9. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?

Б. Объясните, почему монополистическая конкуренция возникает только при дифференцированном продукте, а олигополия и при дифференцированном и при однородном продукте.

Тесты и задача

Тест Обоснование
1. Олигополистическая структура наиболее характерна для следующей сферы: a) производство и продажа одежды; b) производство сельскохозяйственной продукции; c) автомобилестроение; d) жилищное строительство; e) сфера услуг.  
2. Кривая спроса в условиях олигополии является: a) абсолютно неэластичной; b) абсолютно эластичной; c) ломаной; d) имеет разрыв; e) неэластичной.  

3. В число допущений, положенных в основу модели Курно, не входит: a) рассмотрение олигополии, состоящей только из двух фирм; b) постоянство предельных издержек; c) наличие информации о планах выпуска продукции конкурентом; d) координация действий конкурентов; e) все перечисленное входит в число допущений.  
4. Негибкость цен при нескоординированной олигополии связана с: a) сговором олигополистов; b) ломаным характером кривой спроса; c) неэластичностью спроса; d) абсолютной неэластичностью спроса; e) иными причинами (указать).  
5. Картелеподобная структура рынка предполагает: a) соблюдение всеми конкурентами негласных правил; b) согласование всех действий олигополистов; c) полное отсутствие какой-либо координации действий олигополистов; d) территориальный раздел рынков; e) введение фиксированных квот производства для каждой фирмы.  
6. В типовое картельное соглашение не входит: a) территориальный раздел рынков; b) введение фиксированных квот производства для каждой фирмы; c) установление единых цен; d) проведение единой политики по закупке ресурсов (единые ставки зарплаты и т.п.); e) установление долей общей прибыли картеля, причитающихся каждому участнику.  
7. К числу разновидностей олигополии не относится: a) дифференцированная олигополия; b) картель; c) нескоординированная олигополия; d) картелеподобная структура рынка; e) относится все.  
8. В сфере производства и цен картель проводит политику, сходную с той, которая существует на рынке: a) совершенной конкуренции; b) монополистической конкуренции; c) нескоординированной олигополии; d) монополии; e) все перечисленное неверно.  
9 Наиболее эффективное распределение ресурсов потенциально способна обеспечивать: a) монополия; b) монополистическая конкуренция; c) совершенная конкуренция; d) олигополия; e) несовершенная конкуренция.  

Задача №1. В условиях дуополистического картеля рыночный спрос задается соотношением D = 300–P. Обе фирмы одинаковы по размерам и имеют постоянные предельные издержки, равные 10. Определить объем производства каждой фирмы.

Эссе

Наши рекомендации