Технологические изменения, патенты и инновации
На современном этапе проблема технологических изменений и связанных с ними инноваций относится к числу приоритетных. Сами по себе технологические изменения могут быть охарактеризованы как процесс введения более высоких по качеству продуктов, технологий, методов производства, которые рано или поздно обусловливают устаревание существующих продуктов, производственных процессов, форм организации бизнеса. Технологические изменения оказывают существенное воздействие на формы организации производства, качество производимой продукции, уровень занятости, доходов и прибылей, что в свою очередь значительно определяет конкурентные позиции фирмы.
В экономике отраслевых рынков значительное место занимает вопрос о характере влияния рыночных структур, форм организации бизнеса и его размеров на эффективность и результативность исследований и разработок. Деятельность в области научно-иссле-довательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) формирует стратегии бизнеса, которые относятся к неценовым. Эти стратегии могут приобретать разнообразные формы, включая оборонительную, имитирующую, наступательную и др. Важное значение также имеет вопрос об инновациях.
Сегодня фирмы на отраслевых рынках инвестируют средства в исследования и разработки для создания новых технологий и новых продуктов, что ведет к изменению деловой среды рынка и конкурентной стратегии фирм.
Основной задачей НИОКР является разработка новой продукции или технологии от стадии возникновения идеи до практической реализации проекта.
При принятии решений относительно инвестиционных расходов на НИОКР учитываются следующие условия:
1) эффективность вложения средств либо в рыночные инвестиции, либо в физические активы, либо в НИОКР. Фирма должна принять решение, какую долю средств она вложит в НИОКР;
2) вероятность успеха проекта, которая основывается на двух видах прогноза: относительно будущего денежного потока и относительно технического успеха проекта;
3) затраты на НИОКР зависят от роста фирм, т.к. из-за неопределенности проектов НИОКР они, как правило, финансируются из нераспределенной прибыли.
Продуктивность разработок и инноваций обусловлена тремя факторами:
– масштабами деятельности. Большое число проектов, разрабатываемых фирмой, значительно снижает риск инноваций, т.к. над проектами работает коллектив ученых, что позволяет делиться информацией;
– технологические возможности. Существуют межотраслевые различия в использовании ресурсов НИОКР. В некоторых отраслях (например, химической, микробиологической и др.) традиционно занято большое число ученых, выделяется значительное количество финансовых средств, по сравнению с другими отраслями. Следовательно, технические возможности у наукоемких отраслей значительно выше;
– управление фирмой. Успех инноваций, осуществляемых фирмой, зависит от степени заинтересованности руководства фирмы и от интенсивности связи с внешним научным сообществом.
Процесс исследований и разработок в целях его структурного анализа ученые подразделяют на следующие взаимосвязанные стадии:
1) фундаментальные исследования (изобретение). Изобретение представляет собой творческий процесс обоснования новой идеи ее первичного применения. Коммерческие предприятия могут быть не заинтересованы в проведении подобных исследований из-за высокой степени неопределенности из результатов. Следствием этого является концентрация такого рода деятельности в государственных научных учреждениях при поддержке правительства. Также в последние десятилетия активное участие в подобной деятельности стали принимать ТНК;
2) прикладные исследования. Имеют заданные целевые установки, включая анализ потенциальной экономической отдачи от их применения;
3) разработки. Сущностью данной стадии является придание новой идее или изобретению формы, обеспечивающей их последующее коммерческое применение. На этой стадии особое значение имеет отбор наилучших решений для дальнейшей реализации продукта, в случае ошибки и выпуска на рынок неудачного товара издержки фирмы могут быть значительны;
4) коммерческое производство (инновации). На этой стадии происходит полномасштабное производство нового продукта или применение новой технологии. Под инновацией здесь понимается процесс трансформации новой идеи в формы пригодные для ее практического использования. На этой стадии еще существует доля риска по неоправданности внедрения продукта на рынок;
5) диффузия инноваций. На заключительной стадии происходят распространение новых идей в рамках данной фирмы, а также среди других фирм данного или других отраслевых рынков. Процесс диффузии инноваций имеет и пространственный аспект, в рамках которого новые идеи распространяются с помощью иностранных инвестиций, через лицензионные соглашения или совместные предприятия.
К числу ведущих факторов, воздействующих на стимулирование инноваций, относится патентная система, посредством которой изобретатель получает определенные имущественные права на новые знания, заключенные в изобретениях. Благодаря патентованию новые знания в правовом отношении признаются в качестве экономического актива, а обществу передается информация о появлении нового изобретения. Владелец может по-разному распорядиться полученным им экономическим активом. Он может использовать запатентованное изобретение самостоятельно или передать право пользования изобретением другому лицу через оплату этим лицом лицензии. Возможно полное отчуждение патента через его продажу.
Изобретение, претендующее на получение патента, должно удовлетворять утвержденным требованиям, к числу которых относятся следующие:
– изобретение должно быть новым, т.е. оно не должно ранее использоваться, публиковаться или демонстрироваться публично;
– изобретение не должно быть «очевидным», т.е. оно не должно представлять уже существующее изобретение, в нем должно отражаться развитие знания;
– изобретение должно иметь практическое применение на коммерческой основе, т.е. результаты чисто научного значения не являются объектом патентования.
Защищая имущественные права на новые знания, воплощенные в инновациях, патенты обусловливают формирование определенной монополии на эти результаты, давая собственнику патента определенную рыночную власть. Именно появляющаяся при этом возможность использовать данную рыночную власть для получения сверхприбыли является главным стимулом для проведения оригинальных исследований и разработок.
Структура рынка оказывает влияние на НИОКР, проводимые фирмой. С одной стороны, высокая рыночная концентрация является стимулом для исследований и разработок для фирм, имеющих рыночную власть, т.к. у них больше возможностей для исследований. С другой – развитая конкурентная среда способна обеспечить большие стимулы для научных исследований и разработок.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой дифференциация товара?
2. Какие продукты являются дифференцированными?
3. Охарактеризуйте виды дифференциации продукта.
4. Опишите основные типы дифференциации продукта. В чем их отличительные особенности?
5. Какие модели пространственной дифференциации продукта существуют?
6. В чем состоят основные последствия дифференциации продукта?
7. Каковы условия инвестирования в НИОКР?
8. Каковы основные факторы, обусловливающие продуктивность разработок и инноваций?
9. Охарактеризуйте стадии процесса исследований и разработок.
10. В чем состоят основные требования для получения патента на изобретение?
Рекомендуемая литература
1. Авдашева С.Б. Теория отраслевых рынков: учебник. – СПб.: Эконом.шк., 2005. – 624 с.
2. Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков: учеб.пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 253 с.
3. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства: учебник. – М.: Экономика, 2009. – 815 с.