Показатели затрат на технологические инновации.

Показатели затрат на технологические инновации занимают цент­ральное место в статистике инноваций. Это обусловлено их экономи­ческой значимостью, важностью для оценки состояния и перспектив технологического развития. Затраты на технологические инновации представляют собой выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности. В составе затрат на инновации статистика учитывает текущие и капитальные затраты. В зависимости от целей учета и анализа возможны два подхода к измерению затрат на инновации: расчет затрат на инновации, либо осуществляемые на предприятии в течении года, либо внедренные в течении года. Статистическое наблюдение обычно базируется на первом из этих вариантов.

Для решения широкого круга аналитических задач в статистике используются группировки затрат на технологические инновации, на основе которых появляется возможность сделать выводы о структуре и источниках образования финансовых ресурсов инновационной деятельности, сложившихся пропорциях между отдельными ее видами, целевой ориентации инновационной деятельности предприятий.

В зависимости от вида инновационной деятельности выделяются:

· затраты на научные исследования и разработки, связанные с внедрением новых продуктов и технологических процессов;

  • затраты на приобретение прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей;
  • затраты на приобретение беспатентных лицензий у сторонних предприятий;
  • затраты на приобретение программных средств, связанные с осуществлением инноваций;
  • затраты на производственные проектно-конструкторские работы, связанные с технологическим оснащением, организацией производ­ства и начальным этапом выпуска новой продукции;
  • затраты на технологическую подготовку производства, пробное производство и испытания, связанные с внедрением технологичес­ких инноваций;
  • затраты на подготовку и переподготовку персонала в связи с внед­рением технологических инноваций (работой по новым технологи­ям и на новом оборудовании);
  • затраты на маркетинговые исследования по выпуску новых продук­тов на рынок, включая зондирование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламу (исключая расходы на создание сетей распространения инновационной продукции);
  • капитальные вложения в приобретение машин и оборудования, про­чих основных фондов, связанных с внедрением технологических ин­новаций;
  • прочие затраты (на оплату услуг технологического содержания, консультаций привлеченных специалистов и др.).

Не менее важной является группировка затрат по типам инноваций, отражающая их целевое назначение. В ее основу положена отмеченная выше и принятая в международной практике идентификация двух клас­сов инноваций — продуктовых и процессных.

Статистика учитывает количество приобретенных и переданных технологий (с вы­делением случаев, когда партнерами российских предприятий являются компании из стран СНГ или дальнего зарубежья) по следующим фор­мам приобретения (передачи):

  • патентные лицензии, права на патенты;
  • результаты исследований и разработок (из них по контрактам либо выполненные совместно);
  • ноу-хау, соглашения на передачу технологий;
  • покупка (продажа) оборудования (в случае, если технология переда­ется в укомплектованном виде);
  • покупка (продажа) предприятия либо его части;
  • целенаправленный прием на работу квалифицированных специалистов;
  • вклад объектов промышленной собственности в уставный фонд предприятия;
  • получение технологий в составе предоставленных инвестиций;
  • лизинг;
  • приобретение технологий через организацию совместных предпри­ятий и др.

Указанные показатели дополняются сведениями о совместных про­ектах по выполнению исследований и разработок, а также об источни­ках информации для осуществления инноваций. В числе последних рас­сматриваются внутренние источники самого предприятия, внешние коммерческие источники (поставщики, потребители, конкуренты, науч­ные организации и т.п.) либо общедоступная информация (патентная, научно-техническая литература, конференции, выставки и иные рек­ламные мероприятия).

Наши рекомендации