Мировая цена и характеристика цены международного контракта

В процессе формирования мирового рынка возникают сложные от­ношения обмена между участниками международной торговли, опосре­дуемые такой экономической категорией, как цена. Необходимо иметь в виду, что как ценообразование, так и динамика цен в международной торговле существенно отличаются по своему характеру от ценообразо­вания и динамики цен внутри отдельных стран. Это обусловлено тем, что на механизм ценообразования и динамику цен в международной торговле влияют факторы, действие которых выходит за рамки одной страны и, следовательно, за границы влияния ее внутренней ценовой политики. Между мировыми и внутренними ценами существует относи­тельная взаимосвязь. В частности, уровень мировых цен оказывает тем большее влияние на величину внутренних цен данного товара, чем меньше препятствий и ограничений имеется на пути международной торговли и платежей за товары.

Под мировой ценой понимается цена, по которой проводятся круп­ные коммерческие экспортные и импортные раздельные операции с платежом в свободно конвертируемой валюте. Мировые цены — это экспортные цены основных поставщиков данного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Если по сырьевым товарам мировую цену определяют основные страны-поставщики, то в отношении готовых изделий и оборудования решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные типы и виды изделий. В практике международной торговли наибольшее рас­пространение получили поставки товаров по условиям «фоб» и «сиф».

Под ценой «фоб» обычно понимается экспортная цена товара, а под ценой «сиф» — импортная. В то же время импортные цены в важнейших центрах мировой торговли при купле-продаже на условиях «каф» (стоимость и фрахт) или «сиф» (стоимость, страховка и фрахт) имеют опре­деленное преимущество, поскольку таким путем выравниваются раз­новеликие экспортные цены «фоб» (фоб означает ответственность продавца за товар до момента его поступления на борт судна).

Продажа товаров на условиях «фоб» и «сиф» наиболее приемлема для продавца, так как он в обоих случаях снимает с себя риск случайной гибели или повреждения товара с момента погрузки товара на судно и получения коносамента, а иногда – с момента принятия товара к пог­рузке в порту отправления. При этом продавец получает платежи сразу после поставки товара и предъявления банку соответствующих доку­ментов, т.е. задолго до получения покупателем отправленного ему това­ра. Кроме того, при сделках «сиф» продавец получает возможность фрахтовать судно по своему усмотрению и тем самым извлекать допол­нительную прибыль за счет разницы между стоимостью фрахта, зало­женной в цене, и фактически уплаченной фрахтовщику, а также путем использования зафрахтованного тоннажа для перевозки обратным рейсом своих импортных грузов.

В условиях плановой экономики установление внешнеторговых цен на подавляющую массу товаров находилось в исключительной компе­тенции государства, посредством чего реализовывалась монополия внешней торговли и валютная монополия. В рыночной экономике это положение не действует. При выборе базы внешнеторговой цены фир­мы ориентируются, как правило, на цены основных мировых товарных рынков, по которым осуществляются крупные коммерческие сделки в свободно конвертируемой валюте. Данные сделки должны носить регу­лярный, а не случайный характер. В частности, не принимаются во вни­мание цены специальных сделок при продаже товаров в кредит, прода­жа по клирингу (форма безналичных расчетов, погашаемых встречны­ми поставками), с оплатой в неконвертируемой валюте, в порядке това­рообменных операций или помощи и т.д.

Уровень мировых цен складывается под влиянием многих экономи­ческих, природно-климатических, географических, политических и дру­гих факторов. Одновременное воздействие этих факторов на рынок приводит к тому, что мировая цена на один и тот же товар может быть разной в различных регионах земного шара. Однако в любом случае эта цена должна быть достаточно представительной, т.е. относиться к крупным партиям товаров, регулярно продаваемым или покупаемым за сво­бодно конвертируемую валюту в условиях свободного торгово-эконо­мического режима. Как отмечалось выше, это фактически цены продавцов в основных центрах по экспорту конкретного товара и цены по­купателей в важнейших центрах по его импорту.

Тем не менее современный этап развития международной торговли характеризуется множественностью цен. В частности, на один и тот же товар может быть не одна представленная цена, а целый ряд различных по уровню цен, зависящих от характера операций и взаимоотношении их участников, от валюты платежа и других условий. К. таким ценам от­носятся цены обычных коммерческих сделок, биржевые котировки, це­ны товаров, поставляемых по межправительственным соглашениям, цены по биржевым сделкам, цены, регулируемые межгосударственны­ми товарными соглашениями и т.д. Поэтому существует проблема пра­вильного выбора цены, которую можно считать мировой или близкой к ней. В этой связи следует подчеркнуть, что любая мировая цена являет­ся ценой международной торговли, но не всякая цена международной торговли или внешнеторговая цена может быть мировой ценой.

Чтобы внешнеторговую цену можно было рассматривать как миро­вую, она, во-первых, должна быть ценой, по которой проводятся круп­ные коммерческие сделки, предусматривающие раздельные, взаимно несвязанные экспортные или импортные операции, во-вторых, плате­жи по таким коммерческим операциям должны, как правило, осущес­твляться в свободно конвертируемой валюте, в-третьих, данная цена должна быть ценой регулярных экспортных или импортных коммерчес­ких сделок в важнейших центрах международной торговли, где посто­янно совершаются значительные внешнеторговые операции, в-четвер­тых, коммерческие сделки должны заключаться без каких-либо ограни­чений. Поэтому лишь небольшое количество из регулярно публикуе­мых цен отвечают всем требованиям мировых цен. В то же время пра­ктически по каждому товару можно найти цену, которая наиболее при­емлема для современной международной торговли и в наибольшей ме­ре соответствует понятию мировой цены.

Мировые цены служат основным ориентиром при формировании международных контрактов. Цена международного контракта — это цена, зафиксированная в международной сделке купли-продажи то­вара. Данные об уровне цены и другие условия контракта скрепляются подписями участников международного договора. В практике международных коммерческих операций при установлении цены в контракте купли-продажи определяются, во-первых, единица измерения, на кото­рую устанавливается цена, во-вторых, базис цены, в-третьих, валюта цены, в-четвертых, способ фиксации цены, в-пятых, уровень цены.

Определение единицы измерения, на которую устанавлива­ется цена связано с выбором данной единицы, зависящим от характера товара и от практики, сложившейся в торговле данным товаром на ми­ровом рынке. Цена в контракте может быть установлена:

• на определенную количественную единицу (или за определен­ное число единиц) товара, обычно применяемую в торговле данным то­варом (вес, длина, площадь, объем, штуки, комплект и т.д.), или в счет­ных единицах (сотня, дюжина);

• на весовую единицу, исходя из базисного содержания основного
вещества в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты, химика­
ты и др.);

• на весовую единицу в зависимости от колебаний натурального
веса, содержания посторонних примесей и влажности.

При поставке товара различного качества и ассортимента цена уста­навливается на единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельнос­ти. При поставке по одному контракту большого числа разных по качес­твенным характеристикам товаров цены на них, как правило, указывают­ся в спецификации, составляющей неотъемлемую часть контракта. При поставках комплектного оборудования цены обычно устанавливаются по позициям на каждую частичную поставку или на отдельные комплектую­щие части и указываются в приложении к контракту. Если за основу цены берется весовая единица, необходимо определить характер веса (брутто, нетто, брутто за нетто) или оговорить в контракте, включает ли цена сто­имость тары и упаковки. Это указание необходимо также в тех случаях, когда цена устанавливается за штуку или за комплект.

Определение базиса цены при фиксации в контракте цены товара имеет большое значение в отношении места его поставки. Базис цены устанавливает, включаются ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке товара в его цену. Базис цены обычно опре­деляется применением соответствующего термина («фоб», «сиф» и др.) с указанием названия пункта сдачи товара.

При заключении контрактов на условиях «сиф» цена товара может быть определена двумя способами:

– в виде твердой величины, включающей все расходы по перевозке товара;

– в виде твердой цены без учета стоимости фрахта, размер которого
определяется при поставке товара в зависимости от существующих в это время фрахтовых ставок. В этом случае экспортер заинтересован в предотвращении риска, связанного с изменением фрахтовых ставок в период действия контракта.

Устанавливаемая в контракте цена может быть выражена в валюте страны экспортера, импортера или в валюте третьей стороны. При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами. Например, в контрактах на каучук, цветные металлы, принято указывать цены в фунтах стерлингов, в контрактах на нефтепродукты, пушнину – в американских долларах. При этом экспортер стремится зафиксировать цену в более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесценению.

Применение способа фиксации цены при заключении международных коммерческих сделок связано с тем, что цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения, на протяжении срока действия контракта, к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.

Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение срока его действия. Такая цена применяется как в сделках с немедленной поставкой и с поставкой в течение короткого срока, так и в сделках, предусматривающих длительные сроки поставки. Обычно делается оговорка «Цена твердая, изменению не подлежит».

Подвижная цена — это цена, зафиксированная при подписании контракта, которая может быть пересмотрена, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится. Для этого в контракте делается оговорка о возможности повышения или понижения цены. Обычно в контракте оговаривается допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной (2–5 %), в пределах которого пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в контракте обязательно должен быть указан источник, по которому следует судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены чаще всего устанавливаются на промышленные, сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным контрактам.

Скользящая цена – это цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра базисной цены с учетом изменения в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта. Если контрактом предусматриваются частичные поставки, то скользящая цена рассчитывается отдельно на каждую поставку. Скользящие цены применяются в контрактах на товары, требующие длительного срока изготовления, чаще всего это крупное промышленное оборудование, суда и т.д.

При подписании контракта на товары с длительным сроком изготовления фиксируется так называемая базисная цена и оговаривается ее структура, т.е. доля в. процентах постоянных расходов (прибыль, накладные расходы, амортизационные отчисления и др.), расходов на сырье и материалы и расходов на заработную плату, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользоваться. Чаще всего на практике используется метод расчета скользящей цены предложенный Европейской экономической комиссией ООН и изложенныйв общих условиях экспортных поставок машинного оборудования. Этот метод предусматривает применение для расчета скользящей цены следующую формулу:

Р1= Мировая цена и характеристика цены международного контракта - student2.ru (а + b)· Мировая цена и характеристика цены международного контракта - student2.ru

где Р1 – окончательная цена по счету; Р0 – договорная (базисная) цена, установленная на день заключения контракта (обычно этой ценой являетсяпредусмотренная в контракте цена за вычетом стоимости упаковки-перевозки и страхования); М1– средняя арифметическая или средневзвешенная цена (или средняя индексов цен) на перечисленные в договоре сырье и материалы за период исполнения контракта,. М0 – цена (или индексы цен) на упомянутые материалы в момент подписания контракта; S1 – средняя арифметическая или средняя взвешенная зарплата (включая расходы и отчисления на социальное обеспечение) или соответствующие индексы в отношении определенной в договоре категории рабочей силы за установленный период; Sо – зарплата или соответствующие индексы в отношении тех же категорий рабочей силы в момент подписания контракта; а, b, с – установленное в контракте процентное соотношение отдельных элементов договорной цены (их сумма равна 100): а – постоянная часть расходов, b – доля затрат на материалы, с – доля расходов на зарплату (включая расходы и отчисления на социальное обеспечение).

В контракте обязательно оговариваются источники, на основе которых определяются изменения материалов и ставок заработной платы за расчетный период. В практике международной торговли используются и другие методы расчета скользящей цены. При установлении скользящей цены в условиях повышательной конъюнктуры рынка в интересах импортера в контракт могут быть внесены некоторые ограничительные условия. В частности, может быть установлен в процентах к договорной цене предел, в рамках которого пересмотр цены не производится, а так­же в процентах определен предел возможного изменения базисной це­ны (например, не свыше 10 % общей суммы заказа).

В контракте может быть предусмотрено, что скольжение распрос­траняется не на всю сумму издержек производства, а лишь на их определенные элементы (например, на металл при постройке судна). Сколь­жение цены может быть предусмотрено не на весь срок действия кон­тракта, а на более короткий период (например, на первые шесть меся­цев от даты заключения контракта), так как в течение этого периода поставщик может закупить все необходимые материалы для выполне­ния заказа. На практике иногда применяется смешанный способ фиксации цены, когда часть цены фиксируется твердо при заключении кон­тракта, а другая часть в виде скользящей цены.

Цена с последующей фиксацией – это цена, фиксируемая в ходе исполнения контракта. В этом случае в контракте оговариваются условия фиксации и принцип определения уровня цены. Например, цена может устанавливаться по договоренности сторон перед поставкой каждой предусмотренной контрактом партии товара, а при долгосроч­ных поставках – перед началом каждого календарного года. Покупате­лю может быть предоставлено право выбора момента фиксации цены в течение срока исполнения сделки с оговоркой, какими источниками ин­формации о ценах ему следует пользоваться для определения уровня цен. Так, при сделках на биржевые товары оговаривается, по котиров­кам какой биржи и по какой рубрике котировочного бюллетеня будет определяться цена, а также срок, в течение которого покупатель обязан уведомить продавца о своем желании зафиксировать цену в контракте. Такие сделки называются онкольными.

При определении уровня цены в контракте обычно ориентируются на два вида цен: публикуемые и расчетные цены поставщика.

Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных фир­менных источниках информации. Они, как правило, отражают уровень мировых цен. К публикуемым ценам относятся справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов и торгов, цены статистических справочников, цены фактических сделок, цены предложения крупных фирм, цены прейскурантов, каталогов и проспектов.

Справочные цены представляют собой цены товаров во внутренней оптовой или внешней торговле промышленно развитых стран, публикуемые в различных печатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты, журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги и прейскуранты. Эти цены могут быть либо чисто номинальными, не связанными с реальными коммерческими операция­ми (запросы или неуторгованные предложения продавцов), либо отражающими прошлые операции, совершенные за истекшую неделю или месяц.

Справочные цены по некоторым товарам играют роль лишь отправной точки, с которой начинается согласование цен при заключении сделки, поэтому они являются ценами продавцов, а не ценами фактических сделок. В справочных ценах всегда предусматривается определенный запас на уторговывание, что затрудняет возможность их использования в информационных целях. Эти цены применяются при ценообразовании на сырье, материалы, топливо, прокат металлов, химическую продукцию. Иногда справочные цены используются для определения уровня цены с последующей фиксацией, подвижной или скользя­щей цены.

Справочные цены в большинстве случаев представляют собой так называемые базисные цены, т.е. цены товара определенного качества и количества, спецификации, размеров, химического состава, в том или ином заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Справочные цены подразделяются на цены экспор­теров и импортеров. Справочные цены экспортеров обычно форми­руются на условиях «фоб» и характерны для сырьевых товаров. Спра­вочные цены импортеров формируются на условиях «сиф» или «сип» и характерны для готовой продукции. Справочные цены фактически выступают в виде оптовых цен.

Биржевые котировки — это цены товаров, которые являются объектами биржевой торговли и отражают фактические сделки. В тех случаях, когда биржевые котировки не имеют за собой конкретных сде­лок, при их публикации перед ценой ставится буква Н, означающая но­минальность котировки. Биржевые цены рассчитываются и публикуются котировочной комиссией биржи в биржевых бюллетенях, инфор­мационными и телеграфными агентствами, а также в массовых периодических изданиях.

Биржевые котировки (цены) распространяются в основном на сырьевые товары. В настоящее время публикуются главным образом официальные биржевые котировки, по которым в рамках сессии про­шло наибольшее число фактических сделок на фьючерсной основе. Это обусловлено тем, что на современных биржах подавляющее число сде­лок совершается не ради купли-продажи реального товара, а с целью заключения контрактов на покупку и продажу товаров в спекулятивных целях и в целях хеджирования. Однако традиционным остается отраже­ние базисных условий в официальных биржевых котировках, когда сделки на бирже заключаются только ради реального товара.

Биржевые котировки по основным видам сырья и топлива формиру­ются обычно на условиях «фоб». Это обусловлено тем, что данная груп­па товаров имеет довольно широкую сферу применения и реализуется в больших объемах. Продавец доставляет товар лишь до базисных пунк­тов, и поэтому основная транспортная составляющая в структуру цены не входит. По мере сужения сферы использования товара биржевые условия котировки формируются на других условиях, например, «сиф», когда продавец принимает на себя большую часть расходов (товар име­ет более узкую сферу применения и транспортируется в сравнительно ограниченном количестве). Официальные котировки международных товарных бирж являются наилучшим источником информации о миро­вых ценах, поскольку в наибольшей степени соответствуют всем при­знакам мировой цены.

Цены аукционов и торгов близки к котировкам бирж, так как они отражают реальные сделки. Международными аукционами обычно являются крупные акционерные компании, монополизировавшие тор­говлю конкретным товаром. Эти компании скупают товар у производи­телей и затем перепродают его оптовым посредникам. Другой формой организации аукциона являются специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов, т.е. продавцов и покупателей. Клиенты в аукционе не участвуют, а лишь выплачивают брокерам вознагражде­ние. Организаторы аукционной продажи получают вознаграждение в виде разницы цен покупки и продажи товара или комиссионного про­цента от цены общего объема проданного товара.

Ценами международных аукционов и торгов являются цены при специализированной форме международной торговли, которая основа­на на выдаче заказов на поставку товаров или сдачу подрядов на прове­дение определенных работ. Во многих случаях этот вид цен регули­руется со стороны государства. Характерно, что ценовая информация аукционов и торгов является, как правило, нерегулярной и закрытой.

Средние экспортные и импортные цены статистических справочников, исчисленные на основе данных внешнеторговой ста­тистики путем деления стоимости товара на его количество, являются более показательными, чем справочные цены, хотя и отражают не столько цены фактически совершенных в данный период экспор­тно-импортных сделок, сколько экспорт или импорт, осуществленный в соответствующий отрезок времени. Это смещение во времени имеет особенно большое значение в тех отраслях, где наблюдается большой разрыв между сезоном продаж и фактическим экспортом, как в торгов­ле пиломатериалами.

Цены фактических сделок являются наиболее реальным критери­ем для определения уровня цены в контракте. Однако эти цены, как правило, регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизоди­чески лишь по отдельным операциям. Тем не менее, сопоставление цен фактических сделок со сравнительными дает возможность более пра­вильно установить уровень цены в контракте. Свежая информация о ценах фактических сделок составляет коммерческую тайну. Поэтому при отсутствии информации об абсолютных уровнях цен необходимые ценовые величины определяют расчетным путем. Для этого использу­ют публикуемые в международных статистических сборниках средние и удельные показатели трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости и нормы прибыли по отраслям. При этом нельзя оперировать только локальными ценовыми показателями (даже самыми новыми), а необхо­димо анализировать динамические ряды цен. Тем самым будет повы­шаться корректность и объективность ценовых показателей. Это имеет особое значение тогда, когда они являются не ценами фактических сде­лок, а ценами продавцов. Анализ цен за продолжительное время позво­ляет полнее определить ценовой «навес» продавца и нивелировать спекулятивные колебания цен. Если товар реализуется на нескольких рынках, то необходимо сопоставить и проанализировать цены всех форм организации торговли. В частности, многие виды продукции (например, сырьевые товары) реализуются через биржи и по прямым контрактам. В этом случае подвергаются анализу как биржевые котировки, так и справочные цены.

Цены предложений крупных фирм менее представительны, чем цены фактических сделок прежде всего потому, что цены предложений по существу имеют характер справочных цен. Это связано с тем, что первоначально определенный уровень цены при заключении сделок в результате уторговывания обычно понижается. Данные цены разраба­тываются на изделия мелкосерийного и индивидуального производства. Информация об уровне этих цен передается потенциальным потреби­телям. Эти цены могут публиковаться в рекламных проспектах, бюлле­тенях, в отраслевых периодических изданиях. В ряде случаев цены предложений могут не публиковаться, а информация о них непосред­ственно высылается по прямым каналам заказчику.

Цены предложений в отличие от прейскурантных характеризуются меньшей агрегированностью, усредненностью и имеют более адресный характер. При формировании этих цен в первую очередь учитывается не конъюнктура рынка, а внутрипроизводственные условия. Цены пред­ложений могут формироваться на основе затрат на производство про­дукции, могут использоваться параметрические, нормативно-парамет­рические, экспертные методы, а также методы с учетом полезного эф­фекта продукции.

Цены прейскурантов, каталогов и проспектов разрабатывают­ся производителями на базисные виды товаров массового производ­ства, для которых характерным является наличие конкурентных рын­ков. Вследствие этого при разработке прейскурантных цен прежде все­го учитываются цены конкурентов. Прейскурантные цены публикуются в отраслевых изданиях. По причине многочисленности прейскурантных товаров цены публикуются с высокой степенью агрегирования и усред­нения. Характерно, что прейскурантные цены не имеют специальной экспортной направленности. Тем не менее, на некоторые виды продук­ции могут существовать специальные экспортные прейскуранты. Пос­кольку цены прейскурантов, каталогов и проспектов являются ценами продавцов, то в этом состоит их сходство со справочными ценами. Од­нако в отличие от последних прейскурантные цены бывают как оптовы­ми (сырье, прокат и т.д.), так и розничными (швейные изделия, легко­вые автомобили и т.д.).

Рассмотренные разновидности публикуемых цен носят преимущес­твенно справочный характер и довольно часто существенно отклоняются от фактических цен реализации продукции вследствие широкого применения надбавок и системы специальных скидок. Надбавка к цене устанавливается в зависимости от особых требований покупателя, нап­ример, при выполнении специального или индивидуального заказа, за повышение качества товара, предоставление дополнительных сервис­ных услуг и т.д. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателями и от конъюнкту­ры рынка в момент заключения сделки. В настоящее время в практике международной торговли используется много различных видов скидок.

Общая (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или справочной цены товара. Простая скидка составляет 20–30%, а в не­которых случаях 40% цены. Такие скидки широко практикуются при заключении сделок на машины и оборудование, в частности, на стан­дартные виды оборудования. Скидки со справочной цены используются при поставках промышленного сырья и составляют в среднем 2–5%. К простой скидке можно отнести также скидку, предоставляемую при покупке товара за наличный расчет (сконто). Она делается продавцом в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит, а покупатель согласен оплатить наличными. Эта скидка состав­ляет 2–5% справочной цены или соответствует размеру ссудного процента, существующего на денежном рынке.

Скидка за количество или серийность (прогрессивная) пред­оставляется покупателю при условии покупки им определенного зара­нее и увеличивающегося количества товара. Серийные заказы пред­ставляют большой интерес для производителей, так как при изготовле­нии машин одного и того же типа и размера снижаются издержки их производства.

Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным по­купателям на основании специальной договоренности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в течение определенного срока (обычно один год), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15–30% оборота.

Дилерские скидки предоставляются производителями своим посто­янным покупателям или посредникам по сбыту, в том числе загранич­ным. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов. Дилерские скидки составляют в среднем 15–20% рознич­ной цены.

Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К категории специальных скидок относятся также скидки на пробные партий и заказы.

Экспортные скидки предоставляются продавцам при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Они имеют целью повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.

Сезонные скидки предоставляются за покупку товара вне сезона. Например, по сельскохозяйственным удобрениям они составляют око­ло 15%.

Скрытые скидки предоставляются покупателю в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплат­ных услуг, предоставления бесплатных образцов, количество которых достигает товарного характера.

Скидки за возврат ранее купленного товара у данной фирмы в размере
25–30% прейскурантной цены предоставляются покупате­лю при возврате им ранее купленного у фирмы товара устаревшей мо­дели. Такие скидки широко применяются при продаже автомобилей, электрооборудования.

Расчетные цены поставщика применяются в контрактах на нес­тандартное специальное оборудование, производимое, как правило, по индивидуальным заказам. Различия такого оборудования в отношении конструкции, эксплуатационных свойств настолько велики, что стано­вится невозможным сравнение его с другим аналогичным оборудовани­ем того же назначения. Поэтому цены на спецоборудование рассчиты­ваются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного зака­за, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа.

На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то об­стоятельство, что спецмашины и оборудование чаще всего выпускают фирмы, господствующие в узкой области и производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями или усовершенство­ванной технологией. Сведения о ценах на спецоборудование встреча­ются в печати эпизодически, и их, как правило, невозможно использо­вать для сравнения при выборе уровня цены.

К расчетным ценам могут относиться цены предыдущих сделок. Они используются в случае относительной стабильности цен и, прежде всего, на промышленное сырье, а также на машины и оборудование. Как правило, они практикуются при размещении заказов в условиях устойчивых связей между контрагентами обмена.

Цена международного контракта (контрактная цена) с уче­том возможных надбавок и скидок является базой для установления внешнеторговых цен, формируемых в рамках внешнеторговой и та­моженной политики государства. Основными задачами внешнеторго­вой политики является обеспечение конкурентоспособности отечес­твенной продукции на внешнем рынке, защита отечественных товароп­роизводителей, проведение эффективной фискальной политики.

В свою очередь, таможенная политика представляет собой систему политико-правовых, организационно-экономических и других мер в сфе­ре государственного регулирования внешнеэкономической деятельнос­ти, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономичес­ких интересов государства через таможенно-штрафное регулирование посредством таможенных платежей. Инструментами реализации внеш­неторговой и таможенной политики являются дифференциация тамо­женных пошлин, использование демпинговых (бросовых) цен, введение прямых запретов на ввоз продукции, способной нанести ущерб отечес­твенным товаропроизводителям и населению. При этом основными эко­номическими инструментами являются дифференциация таможен­ных пошлин и порядок определения таможенной стоимости.

Наши рекомендации