Практическое занятие 13. Финансовые основы функционирования экономики региона

Тема 18. Финансовые основы функционирования экономики региона

Вопросы для самоконтроля и дискуссии

1. Что включает финансовая система региона и какое место в ней принадлежит бюджету региона?

2. В чем сущность «бюджетного федерализма»?

3. Какие принципы лежат в основе эффективной модели бюджетного федерализма?

4. В чем сущность самостоятельности бюджета региона?

5. Охарактеризуйте структуру регионального бюджета.

6. В чем сущность межбюджетного выравнивания?

7. Охарактеризуйте порядок использования Фонда финансовой поддержки регионов.

8. Каковы сущность и формы межбюджетных отношений.

Задание для самостоятельного выполнения

Проанализируйте бюджет Чувашской Республики за 2010-2011 гг.

Методические указания

В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Цели бюджетного анализа:

- оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

- обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

- обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

- выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

- выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

- обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

- определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов.

Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

- уровень финансовой самодостаточности территории;

- уровень устойчивости территориального бюджета;

- факторы, воздействующие на финансовое положение территории и степень влияния этих факторов на бюджет;

Финансовые и контролирующие органы проводят:

- анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

- анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;

- анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций.

Методы и инструментарий для анализа бюджета:

1. Метод сравнения. Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости.

2. Метод группировки. Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

4. Бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ – сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ – определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ – проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за несколько лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ – выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели.

Методы анализа устойчивости территориального бюджета

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы – это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, т.е. это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета;

2) нормальное состояние бюджета;

3) неустойчивое состояние бюджета;

4) кризисное состояние бюджета.

Наши рекомендации