Общая характеристика логического доказательства
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО КАК СПОСОБ ОБОСНОВАНИЯ ИСТИННОСТИ СУЖДЕНИЙ ИЛИ ТЕОРИЙ.
Общая характеристика логического доказательства
Доказательство— это логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных наукой и конкретной практикой.
Примером доказательства может служить следующее рассуждение: «Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. В отличие от общественных товаров, товары, спрос на которые выражается в денежной форме и может: быть удовлетворен рынком, называются частными. Общественный товар может перейти полностью или частично в разряд частного товара. Так, Мировой океан раньше обладал качествами общественного товара, а ныне его ресурсы ограниченны, их индивидуальное потребление наносит ущерб интересам других потребителей. Все это не согласуется с общественным товаром, объем потребления которого для отдельного человека не ограничен, а само потребление происходит не в ущерб другим. Следовательно, в ресурсной части Мировой океан превратился из общественного товара в частный, но с точки зрения мореплавания он остается общественным товаром».
Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательство должно основываться на данных науки, правилах логического мышления и конкретной практики. Убеждения же могут складываться не только на основе доказательства, но и в результате свободного выбора.
Доказательство как особый логический способ обоснования истины имеет свое строение. Всякое доказательство включает: тезис, аргументы, демонстрацию.Каждый из этих элементов в логической структуре доказательства выполняет свои особые функции, поэтому ни один из них нельзя игнорировать при построении логически правильного доказательства.
Рассмотрим логическую характеристику каждого из указанных элементов.
Тезисом доказательства называется то положение, истинность или ложность которого требуется доказать. Если нет тезиса, то и доказывать нечего. Поэтому все доказательное рассуждение целиком подчинено тезису и служит для его подтверждения (или опровержения). Известный русский логик СИ. Поварнин сравнивал роль тезиса в доказательстве со значением фигуры «короля» в шахматной игре. Этой фигуре подчинен весь процесс игры, с ее «интересами» сообразуется каждое движение других шахматных фигур. Аналогично и в доказательстве: главная цель всех рассуждений — тезис, его подтверждение или опровержение.
Тезис может быть сформулирован как в начале доказательства, так и в любой другой его момент. Тезис часто высказывается в форме категорического суждения, например: «Положение, которое я доказываю, состоит в следующем», «Вот мой тезис», «Передо мной стоит задача доказать», «Вот мое положение», «Я глубоко убежден, что...» и т.п. Нередко тезис формулируют и в форме вопроса, например: «Разве в условиях снижения курса франка и марки к доллару на 22—25% Франция и Германия обходятся без внутренней инфляции?» Ответ на этот вопрос и будет являться доказательством.
Аргументами (или основаниями) доказательства называются те суждения, которые приводятся для подтверждения или опровержения тезиса. Доказать тезис — значит привести такие суждения, которые были бы достаточными для обоснования истинности или ложности выдвинутого тезиса.
В качестве аргументов при доказательстве тезиса может быть приведена любая истинная мысль, если только она связана с тезисом, обосновывает его. Основными видами аргументов являются: факты, законы науки, аксиомы, определения, документальные свидетельства и т.п. Рассмотрим их содержание более подробно.
Фактом, как уже отмечалось, называется явление или событие, имевшее место в действительности. Факты являются очень важным видом аргумента.
Важным видом аргументов выступают законы науки. Ссылка на закон является веским аргументом. Авторитетность законов науки как аргументов связана с нашим пониманием того, что такое закон. Законы науки — это истины особого порядка, которые отличаются от других знаний как своим содержанием, так и формой их открытия. Законы науки являются отражением законов объективного мира и выражают внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями и процессами.
Но всякий закон имеет границы своего действия. Законы действуют в определенных условиях, с изменением которых может появиться другой закон. Поэтому при обосновании какого-либо положения при помощи закона надо знать, можно ли доказываемы тезис обосновать именно данным законом.
Аксиомы — это положения и принципы, которые в данных пре делах принимаются за истинные без доказательств. Истинность аксиом, лежащих в основе доказательства, не удостоверяется в каждом отдельном случае потому, что проверка этой истинности многократно производилась ранее, подтверждена практикой человека.
Постулаты — это исходные допущения, принимаемые без доказательств.
При доказательстве истинности или ложности какого-либо, положения в качестве аргументов часто приводятся определения понятий. Если выдвинутое положение с необходимостью вытекает и приведенного в качестве аргумента определения понятия, то он признается доказанным. Определение является результатом глубокого познания предметов, отраженных в данном понятии. Определение раскрывает содержание понятия, включает признаки, выражающие сущность предметов. Поэтому ссылка на определение может оказаться достаточной для признания истинности положения подпадающего под данное определение. Определение в таких случаях принимается за истину, не требующую доказательства.
Однако необходимо учитывать, что не всякое определение может быть аргументом. Чтобы определение могло быть использован для обоснования тезиса, оно должно" быть истинным, правильные общепринятым, утвердившимся в науке. Определение, которое оспаривается, требует своего уточнения, не может быть аргументом.
Демонстрацией (или формой доказательства) называется способ логической связи тезиса с аргументами. По своей логической форме тезис и аргументы доказательства являются суждениями. Выраженные в грамматических предложениях, они воспринимаются нами непосредственно: тезис и аргументы можно увидеть, если он написаны, услышать, если они произнесены.
Однако тезис и аргументы сами по себе, вне логической связи друг с другом, еще не составляют доказательства. Аргументы начинают приобретать определенное значение лишь тогда, когда мы вы водим из них тезис. Процесс выведения тезиса из аргументов и есть демонстрация. Она всегда выражается в форме умозаключения. Это может быть отдельное умозаключение, но чаще — цепочка умозаключений. Обоснование тезиса может принимать форму дедукции индукции или аналогии, которые применяются самостоятельно или в различных сочетаниях. При этом особенность умозаключений, форме которых протекает демонстрация, состоит в том, что нуждающееся в обосновании суждение, выступающее тезисом доказательства, является заключением и формулируется заранее, а суждения об аргументах, которые служат посылками, остаются неизвестными и подлежат восстановлению. Таким образом, в процессе доказательства по известному заключению (тезису) восстанавливаются посылки вывода (аргументы).
Доказательство составляет логическую основу аргументации. Структура доказательства полностью входит в структуру аргументации, но не исчерпывает ее полностью. Это связано с тем, что знание воспринимается не только разумом, но и чувствами человека. Поэтому целесообразно говорить о логическом и психологическом компонентах структуры аргументации.
Виды доказательства
Для эффективного использования логического доказательства необходимо иметь четкое представление о его видах.
Доказательные рассуждения различаются прежде всего по своему отношению к выдвинутому тезису. В результате можно или подтверждать истинность тезиса, или опровергать, доказывая его ложность.
Целенаправленность демонстрации служит исходным основанием для деления всех доказательств. Она предопределяет все построение и характер дальнейшего рассуждения. Цель определяется не произвольно, а в зависимости от содержания обосновываемого положения. Невозможно подтвердить тезис, который не соответствует действительности, нельзя также опровергнуть истинный тезис.
Поэтому различают два рода доказательств: подтверждение и опровержение.
По способу аргументации все доказательства делятся на два вида: а) прямые и б) косвенные.
Прямое доказательство заключается в непосредственном выведении из основания по определенным правилам умозаключения истинности или ложности данного тезиса.
Косвенное доказательство заключается в обосновании ложности или истинности положения, находящегося в определенном отношении с тезисом, и отсюда опосредованно устанавливается истинность тезиса или, наоборот, его ложность.
Рассмотрим каждый вид доказательства более подробно.
Подтверждение тезиса. Доказательство, в котором истинность тезиса обосновывается непосредственно аргументами, называется прямым подтверждением тезиса. Например, для доказательства тезиса «Для обеспечения эффективности управления деятельностью фирмой необходимо использовать консультационное агентство» можно привести следующие аргументы:
плата за услуги непосредственно связана с объемом этих услуг, и смету можно ежегодно пересматривать;
сотрудники, работающие сдельно, выполняют заказы множества различных клиентов в разных областях PR и накапливают благодаря этому значительный опыт. Более того; можно использовать коллективный опыт сотрудников для решения особо сложных проблем;
руководители консультационных агентств независимы и могут поэтому дать непредвзятый и объективный совет. К советам посторонних специалистов прислушиваются, как правило, более внимательно, чем к столь же качественным советам своего штатного консультанта;
если фирму не устраивает работа агентства, всегда можно прервать контракт после соответствующего предупреждения.
Обоснование истинности тезиса в данном случае строится в форме умозаключения неполной индукции, в котором из истинных посылок с определенной степенью вероятности следует истинность заключения (тезиса). Это — прямое подтверждение выдвинутого тезиса. Оно осуществляется в два этапа: подыскиваются подходящие аргументы и затем демонстрируется, что из них логически вытекает тезис.
Прямое подтверждение Тезиса осуществляется двумя методами.
1. Дедуктивное подтверждение тезиса. Его сущность состоит в выведении тезиса из установленной истинности аргументов, в подведении частного случая под общее правило.
2. Индуктивное подтверждение тезиса. Достигается через неполную или полную индукцию, путем исчерпывания всех возможных случаев истинности доказываемого тезиса и обобщения их в едином выводе.
Таким образом, при прямом подтверждении тезиса задача состоит в том, чтобы найти убедительные аргументы, из которых логически вытекает данный тезис.
Косвенным подтверждением тезиса называется такое доказательство, которое устанавливает истинность доказываемого тезиса, исследуя не сам тезис, а некоторые другие положения, находящиеся с ним в определенных логических отношениях. Эти положения так связаны с доказываемым тезисом, что из установления их ложности необходимо вытекает истинность доказываемого тезиса.
Косвенное подтверждение тезиса также осуществляется двумя методами.
1. Апагогическое подтверждение тезиса. К его истинности приходят путем обоснования ложности антитезиса. Антитезисом называется суждение, противоречащее тезису.
Апагогическое подтверждение тезиса проходит следующие этапы: выдвигается антитезис и из него выводятся следствия с намерением найти среди них хотя бы одно ложное; устанавливается, что в числе следствий действительно есть ложное; делается вывод, что антитезис неверен; из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение, что выдвинутый тезис является истинным.
Для примера подтвердим данным методом истинность тезиса «Некоторые короткие фразы об экономике не являются внутренне лживыми». Сформулируем антитезис: «Любая короткая фраза об экономике внутренне лжива». Но сама эта фраза, являющаяся короткой, есть фраза об экономике, точнее говоря, фраза о фразах об экономике. Как таковая, она тоже должна быть внутренне лживой. Но то, что она не лжива, означает, что есть короткие фразы об экономике, не являющиеся лживыми. Следовательно, некоторые короткие фразы об экономике не являются внутренне лживыми. Что и требовалось доказать. Косвенное апагогическое подтверждение тезиса называют еще «сведением к абсурду» или «доказательством от противного».
2. Разделительное подтверждение тезиса. Его сущность состоит в том, что доказываемый тезис рассматривается как одно из некоторого числа предположений, в своей сумме исчерпывающих все возможные по данному вопросу предположения.
Разделительное подтверждение тезиса применяется в тех случаях, когда можно быть уверенным, что доказываемое положение входит в число всех рассматриваемых возможностей. Косвенное подтверждение тезиса этим способом ведется так: одна за другой исключаются все альтернативы, кроме одной, которая и является доказываемым тезисом. В апагогическом подтверждении тезиса альтернативы (тезис и антитезис) исключают друг друга в силу законов логики. В разделительном же подтверждении тезиса взаимная несовместимость возможностей и то, что ими исчерпываются все мыслимые ситуации, определяются не логическими, а фактическими обстоятельствами. Отсюда понятна обычная ошибка при разделительном подтверждении тезиса: выдвинутые возможности, вместе взятые, не исчерпывают всех возможных альтернатив.
Косвенное подтверждение тезиса представляет собой эффективное средство обоснования выдвигаемых положений. Однако его специфика в определенной мере ограничивает использование в ар-гументационном процессе. Имея дело с этим доказательством, мы все время вынуждены сосредоточивать свое внимание не на тезисе, истинность которого следует обосновать, а на отрицании других положений, являющихся ошибочными предположениями. Вот почему, после того как такое доказательство проведено, ход его иногда рекомендуют тут же забыть, оставив в памяти только подтвержденный тезис. Необходимо отметить, что найденное подтверждение какого-то положения, как правило, удается перестроить в прямое подтверждение этого же положения.
Опровержение тезиса. Подтверждению тезиса в доказательстве противостоит его опровержение — доказательство ложности какого-либо тезиса. Опровержение отличается от подтверждения своим отношением к выдвинутому тезису. Поэтому опровержение является как бы зеркальным отображением подтверждения тезиса. Избегая повтора, ограничимся анализом методов опровержения.
Прямое опровержение тезиса:
а) опровержение тезиса путем лишения основания. Это достигается:
разрушением выставленного Основания фактами, новыми положениями, законами науки (фактическое лишение основания);
через демонстрацию отсутствия необходимой связи между данным тезисом и выдвинутым основанием (логическое лишение основания). Успешное использование данного способа опровержения предполагает четкое представление о правилах и ошибках соответствующих умозаключений — дедукции, индукции или аналогии, в форме которых протекает обоснование тезиса;
б) опровержение тезиса через опровержение вывода. Это достигается в соответствии с логическим правилом отрицающего модуса условно-категорического умозаключения, когда рассуждение направлено от отрицания следствия к отрицанию основания.
Косвенное опровержение тезиса:
а) апагогическое опровержение тезиса. Выдвигается антитезис и
доказывается любым из методов подтверждения его истинность.
Тезис, таким образом, опровергается косвенным путем через подтверждение антитезиса;
б) разделительное опровержение тезиса. Оно строится по схеме:
Либо А, либо В, либо С есть Р.
А есть Р.
Следовательно, ни В, ни С не есть Р.
. Рассмотренные методы основных видов опровержения тезиса применяются не только самостоятельно, но и в сочетании друг с другом в самом мышлении, а также в процессе аргументации.
Убеждающая сила рассуждения во многом определяется также рациональным сочетанием подтверждения и опровержения, способствующим достижению в каждом конкретном случае несомненных, объективно-истинных результатов.