Государственная миграционная политика: сущность, виды, цели и инструменты
Государственная миграционная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию потоков экспорта и импорта рабочей силы. Различают государственную иммиграционную и государственную эмиграционную политику.
Государственная иммиграционная политика связана с регулированием процессов импорта рабочей силы в страну. Целью данной политики является обеспечение оптимального количественного и качественного состава прибывающих в страну трудящихся-мигрантов.
На иммиграционную политику могут оказывать влияние различные факторы:
1) демографическая ситуация в стране;
2) обеспеченность рабочей силой в той или иной отрасли народного хозяйства;
3) необходимость привлечения в страну дополнительных инвестиций и другие факторы.
Инструменты иммиграционной политики дифференцируются в зависимости от категории эмиграции:
1) семейная эмиграция связана с воссоединением семьи: супругов, детей и родителей, братьев и сестер. Для регулирования этой категории используется такой инструмент, как установление степени родства, т.е. одним категориям родственников может быть разрешено воссоединение семьи, а другим запрещено;
2) экономическая эмиграция связана с необходимостью привлечения в страну иностранного капитала. Эмиграция поощряется для создания на территории страны предприятий, приобретения крупной недвижимости. В качестве инструментов регулирования для этой категории могут использоваться размер собственного капитала, требование о создании в стране-импортере рабочей силы предприятия с определенным числом работников и другие;
3) профессиональная эмиграция связана с поощрением притока в страну квалифицированной рабочей силы в требуемые секторы национальной экономики. В качестве инструментов регулирования используются: возрастной ценз, требования к состоянию здоровья, уровню образования, стажу работы, специальности, личностной благонадежности (пребывание в тюрьме), установление национально-географических приоритетов (проживание только в определенном районе государства). Кроме того, могут использоваться и такие инструменты регулирования как лимиты и квотирование (установление количественных ограничений на импорт рабочей силы), а также временные ограничители (по срокам временного пребывания в стране);
4) эмиграция в категории за особые достижения связана с желанием привлечь в страну выдающихся ученых, спортсменов, художников и т. д. Как правило, для этой категории важнейшим критерием выступает наличие личных достижений на международном уровне. В качестве инструментов регулирования выступают специальные программы, предоставляющие большие возможности и льготы для этой категории специалистов;
5) гуманитарная эмиграция связана с предоставлением статуса беженца по политическим, национальным или религиозным причинам. Для этой категории также устанавливаются лимиты и квоты.
В зависимости от сроков пребывания эмигрантов в стране-импортере рабочей силы различают три типа иммиграционной политики:
1) политика, ограничивающая время пребывания иммигранта в стране;
2) политика, разрешающая проживание в стране без ограничений по срокам пребывания;
3) политика, разрешающая постоянное проживание иммигранта в стране с возможностью последующего получения гражданства.
Эмиграционная политика связана с регулированием оттока рабочей силы из страны.
Инструменты эмиграционной политикиможно дифференцировать на инструменты прямого и косвенного воздействия на эмиграционные процессы.
К инструментам, прямо влияющим на эмиграцию, можно отнести:
1) рыночные инструменты, например, введение своеобразного налога на выезд, который покрывает затраты государства на образование и социальную поддержку (например, в Израиле);
2) использование административных запретов на выезд из страны через лимитирование выдачи загранпаспортов, запрет на выезд определенных категорий работников и другие меры.
К инструментам косвенного регулирования эмиграции можно отнести:поощрение валютных переводов из-за рубежа, открытие эмигрантам валютных счетов под более высокую процентную ставку, другие инструменты.
Миграционные политики, как в стране-реципиенте, так и в стране доноре должны взаимно корректироваться, так как их действия взаимосвязаны. Например, когда страна-реципиент отправляет мигрантов на родину по истечении срока их законного пребывания в стране, для страны-донора этот процесс обернется ростом предложения рабочей силы на ее рынке. С другой стороны, если страна-донор не создает новых рабочих мест для «возвращенцев», в стране-реципиенте будет расти нежелательная нелегальная миграция.
Взаимосвязанность миграционных политик стала причиной их международного регулирования. Оно осуществляется как на двухсторонней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отработанных международными организациями.
Страны, ратифицируя международные конвенции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством. Международное право предусмотрело разделение ответственности между странами — реципиентами и донорами за контроль миграционных потоков. Страна-реципиент отвечает за прибытие и использование мигрантов, а страна-донор — за регулирование оттока рабочей силы и защиту интересов своих граждан за рубежом.
Международных организаций, регулирующих режим миграционных потоков, достаточно много (прежде всего в рамках ООН). Особая роль принадлежит МОТ (Международная организация труда), которая отрабатывает режим использования труда мигрантов. Возрастает и роль МОМ (Международная организация по миграции), которая балансирует межстрановую миграцию и является одновременно информационным центром по данным вопросам.