Факторы эластичности предложения

1. Фактор времени. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Вообще говоря, следует ожидать, что чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Почему? Потому что реакция производителей на рост цены продукта X зависит от их способности перераспределить ресурсы в пользу производства продукта X за счет сокращения производства продукта Y. Перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее "подвижность" ресурсов. Следовательно, больше изменится объем производства и выше будет эластичность предложения.

Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, экономисты различают мгновенный, краткосрочный и долговременный рыночные периоды.

Мгновенный (кратчайший) рыночный период(рис 2.9,а) настолько мал, что производитель не успевает отреагировать на изменение спроса и цены. На рис. 2.9,а показана кривая совершенно неэластичного предложения в пределах кратчайшего рыночного периода,когда товаропроизводители не способны отреагировать на предлагаемое увеличение спроса; им также не хватает времени, чтобы расширить производство. Рост цены лишь нормирует потребление фиксированного количества продукции, но никоим образом не ведет к росту ее производства.

В пределах краткосрочного периода(рис. 2.9,б) производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. Так, в рамках данного периода предприятие не претерпевает никаких изменений, но может применить более интенсивные методы производства, прилагая больше труда, используя больше материальных ресурсов. Результатом будет рост производства как реакция на предлагаемое увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения продукции, что и показывает кривая S на рис. 2.9,б. Увеличение цены соответствует в данном случае относительно большему, чем в пределах кратчайшего рыночного периода, количеству предлагаемой продукции и относительно меньшему изменению цены.

Долговременный периоддостаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности. Новые фирмы могут войти в состав отрасли (а старые - покинуть ее).

Такие изменения вызывают еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще более эластичную кривую предложения S. На рис. 2.9 в показано, что результатом будет небольшое изменение цены и большое изменение количества продукции как реакция на предлагаемое расширение спроса.

Таким образом, чем больше времени имеется в распоряжении произво­дителей для того, чтобы отреагировать на изменения цены, тем значитель­нее будут соответствующие изменения в объеме производства. В пределах кратчайшего рыночного периода производителю не хватает времени для того, чтобы изменить объем производства, так что предложение оказывается совершенно неэластичным. В пределах короткого периода производственные мощности остаются неизменными, предложение оказывается более эластич­ным. На протяжении длительного периода могут быть приняты все желательные меры (включая изменение мощностей предприятия), направленные на приспо­собление к изменившемуся спросу, а спрос остается еще более эластичным.

S
S
Факторы эластичности предложения - student2.ru

а) Кратчайший рыночный период

б) Краткосрочный период

в) Долговременный период

Рисунок 2.9 – Фактор времени и эластичность предложения

2. Гибкость производственного процесса. Чем гибче технологический процесс производства продукции, тем выше реакция производителя на изменение рыночной цены, следовательно, предложение эластичнее.

3.Условия и затраты на хранение продукции.Чем сложнее условия хранения продукции и выше затраты на ее хранение, тем менее эластично предложение

2.2 Основы теории потреби­тельского поведения[9]

Важное место в ряду экономических проблем принадлежит проблеме потребительского выбора. Прежде чем анализировать эту проблему в самом общем виде и ответить на вопросы, сколько единиц каждого товара будет покупать потребитель при тех или иных условиях (данном доходе и данных ценах) и как будет изменяться объем закупок потребителя при изменении этих условий, рассмотрим основные понятия и их взаимосвязь.

Мы будем исходить из предположений о суверенитете потребителя и его рациональности. Это означает, что потребитель самостоятельно принимает решения о том, что покупать, а что нет. Причем он стремится выбрать наиболее предпочтительный для себя набор товаров из множества доступных вариантов, который определяется его доходом и ценами товаров.

Как было отмечено ранее, при рассмотрении теории предельной полезности, экономисты XIX века (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) предположили, что потребитель способен оценивать потребляемые им товары с точки зрения величины полезности, приносимой этими товарами. Цель потребителя — максимизация полезности. Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Полезность не объективное свойство товаров, а субъективное отношение людей к товарам. Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называется предельной полезностью (MU). Сумма предельных полезностей дает общую полезность (TU) некоторого количества блага. Следует помнить следующее:

- потребности, удовлетворяемые человеком при использовании неко­торого блага, имеют для него различную значимость, и их можно упорядочить по мере убывания такой значимости.

- как бы не использовал потребитель благо, каждая дополнительная единица товара увеличивает общую полезность.

- каждая следующая единица товара приносит меньшее увеличение общей полезности, чем предыдущая.

В современной теории потребительского выбора предполагается: а) денежный доход потребителя ограничен; б) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; в) все покупатели представляют предельную полезность продуктов; г) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность потребляемого набора благ.

Представим графически (для простоты) систему предпочтений потребителя. В силу ограничений, которые определяет графический метод, рассмотрим двухтоварный вариант потребления. Доказано, что выводы, полученные для двухтоварного случая, могут быть распространены на случай любого количества товаров.

Итак, пусть потребитель имеет возможность потреблять два товара X и Y Причем стремится потребить некоторую их комбинацию.

По оси абсцисс откладывается количество единиц товара X, а по оси ординат - количество единиц товара Y. Любая комбинация товаров может быть представлена в виде точки на графике. Например, точка А на рис. 2.10 – это комбинация, содержащая X1 единиц товара X и Y1 единиц товара Y.

Соединив все точки, характеризующие наборы товаров, имеющие некоторый определенный уровень полезности, получим кривую, которую принято называть кривой безразличия (рис. 2.10). Для потребителя безразлично, в какой точке на данной кривой он находится, т. к. все эти точки характеризуют комбинации товаров, обеспечивающие одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Соединив точки со всеми наборами товаров, имеющими какой-либо иной уровень полезности, мы получим «карту кривых безразличия» - графическое изображение шкалы предпочтений потребителя.

Y
Факторы эластичности предложения - student2.ru

Рис. 2.10 – Кривая безразличия

Кривые безразличия имеют некоторые свойства. Наиболее важные из них следующие:

- кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Они характе­ризуют некоторый уровень удовлетворения потребностей потребителя. Кривая, лежащая выше начала координат, характеризует более высокий уровень удовлетворения потребностей, чем та, которая лежит ниже.

- две кривые безразличия не могут пересекаться.

- кривая безразличия может быть проведена через любую точку в пространстве товаров.

Предельной норма замещения товара Y товаром X (MRS) называется то количество товара Y, которое потребитель согласен пожертвовать в обмен на увеличение товара X на единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным. Ясно, что норма замены будет уменьшаться при движении вдоль кривой безразличия. С увеличением количества блага X и соответственно с уменьшением количества блага Y потребитель все больше ценит ставшее относительно более редким (дефицитным) благо Y и, как следствие, готов уступить все меньшее количество единиц этого блага в обмен на каждую следующую единицу блага X.

MRS равна угловому коэффициенту наклона касательной к кривой безразличия. Как правило, предельная норма замены уменьшается при движении вдоль кривой безразличия. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Случаи, когда MRS = 0 или MRS = const достаточно редки.

После того как описана система предпочтений потребителя, необходимо определить (описать) множество доступных потребителю наборов товаров. Потребитель располагает в некоторый промежуток времени некоторым доходом (I). Общие расходы на приобретение товаров не могут превышать его дохода. Если Рх и Ру - это цены единицы товаров X и Y соответственно, то потребитель может приобрести любой набор товаров, удовлетворяющий условию

Рх * Х + Ру * У = I

Выражение называется бюджетным ограничением. Линия, описываемая уравнением, является границей множества доступных потребителю наборов товаров и называется бюджетной линией (рис. 2.11).

Факторы эластичности предложения - student2.ru

Рис. 2.11 – Бюджетное ограничение

Перейдем к рассмотрению выбора потребителем оптимального набора товаров из множества доступных. Напомним, что потребитель стремится удовлетворить свои потребности на максимально возможном уровне: выбрать набор товаров, имеющий максимальную суммарную полезность.

Если точка потребительского выбора лежит ниже бюджетной линии, это означает, что некоторая часть дохода потребителя осталась неизрасходованной. Точки пересечения бюджетной линии и кривой безразличия не являются оптимальными, т. к. между ними есть точки, лежащие на более высоких кривых безразличия и, следовательно, являющиеся более предпочтительными.

Y
Факторы эластичности предложения - student2.ru

Рис. 2.12 – Положение равновесие потребителя

Точкой оптимума потребителя будет точка касания наиболее высоко лежащей из доступных потребителю кривых безразличия и бюджетной линии. Отметим некоторые важные моменты. Наклоны двух линий в точке их касания равны. В точке оптимума Е (рис. 2.12) наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия. Наклон кривой безразличия в точке опти­мума равен предельной норме замены MRS, а наклон бюджетной линии - соотношению цен товаров X и Y: РХУ.

Каждый потребитель старается максимизировать совокупную полезность приобретаемого набора товаров и услуг. При этом действует закон убывания предельной полезности, который говорит, что предельная полезность каждой последующей единицы блага не больше, чем предельная полезность предыдущей его единицы.

Человек решает, что ему выбрать: единицу блага А или единицу блага Б, отвечая на вопрос: «Что принесет мне больше удовольствия?», т.е. сравнивает предельные полезности оцениваемых благ. Однако с учетом того, что бюджет у потребителя ограничен, реально этот вопрос должен звучать так: «Что принесет мне больше удовольствия на единицу затраченных денег?»

Максимум совокупной полезности при ограниченном доходе достигается тогда, когда предельные полезности последних единиц приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми, т.е.

Предельная полезность товара А Предельная полезность товара Б

------------------------------------------- = -------------------------------

Цена товара А Цена товара Б

2.3 Производство и издержки фирмы[10]

Затраты фирмы на приобретение факторов производства называются издержками производства. Они подразделяются на экономические и бухгалтерские. Бухгалтерские – это затраты фирмы на оплату привлекаемых факторов производства, они подтверждены документально. Экономические затраты состоят из бухгалтерских и неявных (издержки упущенных возможностей). Неявные затраты – это доходы фирмы, которые она потеряла возможность получить при наилучшем из всех альтернативных вариантов использования собственных факторов производства.

Постоянные издержки (fixed cost, FC) — это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объемов производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы. Понятие постоянных издержек может быть проиллюстрировано на графике (см. рис. 2.13).

Факторы эластичности предложения - student2.ru FC

FC

Q

Рисунок 2.13 - Постоянные издержки

Отложим на оси абцисс количество выпускаемой продукции, а на оси ординат – издержки. Тогда прямая постоянных издержек, представляющая собой константу, параллельна оси абсцисс. Она обычно обозначается FC.

Переменные издержки (variable cost, VC) — это из­держки, величина которых изменяется в зависи­мости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда. Они обозначаются VC. В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения производства, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция, а по мере достижения оптимальных размеров производства происходит относительная экономия переменных издержек. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более быстpoгo роста издержек по сравнению с ростом производства (рис. 2.14).

Факторы эластичности предложения - student2.ru

Рисунок 2.14 - Переменные издержки

Сумма постоянных и переменных издержек при каждом объеме производства дает величину общих (валовых, совокупных) издержек фирмы в краткосрочном периоде. Общие издержки обозначаются ТС и рассчитываются по формуле:

ТС = FC + VC

Графически общие издержки также изображаются суммированием графиков постоянных и переменных издержек (рис. 2.15)

Факторы эластичности предложения - student2.ru

Рисунок 2.15 - Общие, постоянные и переменные издержки

Средние издержки (АТС) - это совокупные затраты в рас­чете на единицу продукции. Средние общие (совокупные) издержки определяются путем деления совокупных издержек выпуска продукции на количество единиц продукции (объем выпуска):

АТС = ТС / Q.

Средние совокупные издержки можно разделить на две составляющие: средние переменные издержки (AVC=VC/Q) и средние постоянные издержки (AFC=FC/Q). Средние пе­ременные затраты и средние постоянные затраты равны в сумме средним совокупным затратам (ATC=AVC+AFC).

По мере увеличения выпуска продукции АТС и AVC сначала уменьшаются, а потом начинают расти. A AFC снижаются, поскольку постоянные затраты не изменяются с увеличением выпуска продукции в краткосрочном периоде.

Предельные издержки (МС) - это изменение совокупных затрат при изменении выпуска продукции:

МС = ΔTC/ ΔQ .

Предельные издержки представляют собой затраты, связанные с производством дополнительной единицы про­дукции. МС - это первая производная функции издержек ТС = f(Q), то есть МС = dC/dQ, показывают, на сколько изме­няются затраты при изменении выпуска продукции на ма­лую величину.

Предельные издержки не зависят от постоянных затрат, так как постоянные затраты не изменяются при изменении объема выпуска продукции. На величину предельных из­держек влияют только переменные затраты.

Взаимосвязь средних и предельных издержек изображена на рис. 2.16

MC
ATC
Факторы эластичности предложения - student2.ru Факторы эластичности предложения - student2.ru

Рисунок 2.16 - Взаимосвязь средних и предельных издержек

Издержки за короткий период времени на различных предприятиях соответствуют приблизительно одинаковой модели. Эта модель может быть объяснена с помощью зако­на убывающей предельной производительности, который утверждает, что, начиная с некоторого момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса к неизменному, фиксированному постоянному ресурсу, дает уменьшающийся добавочный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

Этот закон иногда называют "законом переменных пропорций", поскольку он отражает то, как изменяется про­изводство продукции, когда соотношение между перемен­ным фактором и постоянными факторами в производстве изменяется. Суть закона убывающей отдачи состоит в том, что пре­дельный продукт переменного фактора при прочих неиз­менных факторах производства через некоторое время на­чинает снижаться. Уровень, с которого начинается умень­шение предельной производительности, зависит от характе­ра производственной функции.

В форме всех трех кривых, изображенных на рис. 2.17, находит отражение закон убывающей отдачи.

Факторы эластичности предложения - student2.ru

Рисунок 2.17 – Закон убывающей отдачи

Кривая совокупного продукта отражает, как изменяется выпуск продукции при изменении одного из факторов, когда другие остаются постоянными.

При движении по кривой общего продукта производст­во может быть увеличено, если увеличивается соотношение между переменным фактором и постоянными факторами (рис. 2.17). Кривая показывает также, что мак­симально возможный выпуск продукции при постоянном количестве всех других факторов может быть достигнут в точке С. Если применить большее ко­личество часов труда в соответствии с той частью кривой, которая обозначена пунктиром, производство продукции уменьшается.

Используя кривую совокупного продукта, можно по­строить кривые среднего и предельного продуктов. Кривая среднего про­дукта труда обозначена на графике АРL (рис. 2.17). По верти­кальной оси на данном графике откладывается величина среднего продукта труда (АРL = Q/L), измеряемая в единицах произве­денной продукции за час труда. Предельный продукт переменного фактора производст­ва - дополнительный продукт, произведенный при использо­вании дополнительной единицы этого фактора (при прочих равных условиях).

В краткосрочном плане производство можно разделить на три стадии (см. рис. 2.17).

Стадия Iсвязана с началом производства, когда L = 0, и продолжается до того момента, когда L=L', а величина среднего продукта труда наибольшая. На этой стадии отно­шение труда к капиталу еще недостаточно. Капитал, являясь постоянным фактором производства, находится в избытке. Наблюдается растущая отдача в производительности при увеличении пропорции между трудом и капиталом.

Стадия IIначинается с того момента, когда средний продукт имеет наибольшую величину, и продолжается до того, как предельный продукт труда станет равен нулю. Только на данной стадии не наблюдается избытка эффек­тивно используемых труда и капитала.

Стадия III.На этой стадии предельный продукт имеет отрицательные значения. На данной стадии количество пе­ременного фактора слишком велико по отношению к посто­янному фактору производства (избыток труда по отношению к капиталу).

Наши рекомендации