Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения
Эластичность предложения по цене (Es) характеризует чувствительность изменения количества поставляемой на рынок продукции к изменениям в цене, т.е. показывает, как изменится объём предложения в ответ на изменение цены товара. Если небольшой рост цен заставляет продавцов значительно увеличивать выпуск продукции, предложение считается эластичным по цене, если объём предложения изменяется незначительно – предложение неэластично по цене.
Эластичность предложения по цене – реакция относительного изменения величины предложения товара при изменении его цены
Коэффициент эластичности предложения по цене – относительное изменение величины предложения товара, деленное на относительное изменение его цены. Он показывает, на сколько процентов изменится величина предложения товара при изменении его цены на один процент и определяется по формуле:
или
.
С использованием метода средней точки коэффициент эластичности предложения рассчитывается по формуле:
.
Различают следующие виды эластичности предложения по цене:
– эластичное предложение (ЕS/Р>1). Цена изменяется в меньшей степени, чем изменяется величина предложения;
– неэластичное предложение (ЕS/Р<1). Цена изменяется в большей степени, чем изменяется величина предложения;
– совершенно (абсолютно) эластичное предложение (ЕS/Р=∞).Бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечно большое изменение величины предложения;
– совершенно (абсолютно) неэластичное предложение(ЕS/Р=0). Изменение цены не вызывает никакого изменения величины предложения;
– единичная эластичность (ЕS/Р=1). Изменение цены на один процент вызывает изменение величины предложения на один процент.
Эластичность предложения зависит от таких факторов, как: возможность длительного хранения и стоимость хранения; специфика производственного процесса; цены других благ и ресурсов; степень достигнутого применения ресурсов (трудовых, материальных, природных).
Важнейшим фактором, определяющим эластичность предложения, является время, которым располагает производитель для реагирования на изменение цены товара.
В коротком периоде времени невозможно быстро изменить факторы производства и выпуск продукции, Es <1 – неэластичное предложение.
В длительном периоде времени можно изменить факторы производства и выпуск продукции, Es >1 – эластичное предложение. Таким образом, чем длительнее период времени, тем более эластичным будет предложение.