Бюджет. Распределительная функция бюджета
Государство использует бюджет в качестве одного из инструментов обеспечения своей деятельности и важного элемента проведения экономической и социальной политики.
Бюджетные отношения – это финансовые отношения, которым присуща денежная форма и основные функции финансов.
Бюджет – это роспись денежных доходов и расходов государства, составляемый на определенный срок.
Бюджет выполняет следующие функции:
· Перераспределение ВВП
· Государственное регулирование и стимулирование экономики
· Контроль над образованием и использованием денежных средств.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управлением.
С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие определенных отраслей и регионов. Регулируя экономические отношения, государство способно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капитала и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Бюджетная система определяется действующим государственным устройством. Бюджетная система России состоит из 3х звеньев:
1. Государственный бюджет
2. Бюджет членов Федерации (субъектов)
3. Местные бюджеты.
Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, бюджеты Москвы и Московских субъектов, около 29тыс. местных бюджетов, 1 областной бюджет автономной области.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга. Федерального устройство разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации является предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса и базируется на следующих основных принципах:
1. Самостоятельности бюджетов разных уровней.
закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направление расхода бюджета. Недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов вышестоящих бюджетов. Компенсация бюджета расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления.
2. Разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней в целях достижения общей экономической политики.
3. Соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям.
4. Наличие механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти.
5. Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликта между различными уровнями органов государственной власти и управления.
6. Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций.
7. Разработка исполнительными органами власти и утверждение социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Каждая из сфер экономической жизни испытывает воздействие государственной политики в виде определенных правообеспеченных регулирующих действий. Существует разграничение полномочий центра и регионов в финансовой, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической и других сферах хозяйственной деятельности.
В соответствии с теорией общественного благосостояния основным критерием экономической эффективности является удовлетворение индивидуальных предпочтений потребителя. Когда механизм рынка не срабатывает, то имеют место провалы рынки, ликвидировать которые обязано государство.
Общество использует систему бюджетно-налоговых институтов, т.е. устанавливает и собирает налоги с юридических и Физических лиц, затем тратит по своему усмотрению, в том числе, на предоставление «общественных благ». Основным критерием общественным благ является критерий неограниченного пользования. Особая природа общественных благ заключается в совместном и равном потреблении.
Государственное регулирование деятельности организаций бюджетной сферы и других производителей общественных благ осуществляют федеральные министерства и ведомства.
Основным принципом экономического федерализм является соблюдение оптимального размещения ресурсов.
Одна из основных функций органов власти заключается в распределении местных общественных благ в соответствии с предпочтениямирезидентов данного административно-территориального образования. Бюджетный федерализм реализуется через единую социально-эконмическую и бюджетно-финансовую политику государства.