Глава I. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой и Российской Федерации

Перевод экономики региона

На инновационный путь развития

Владимир, 2008

УДК 342

ББК 65.9(2Рос) я 72

К 48

Авторы: Валерий Алексеевич Кретинин, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист РФ;

Александр Валерьевич Колесников, аспирант ВлГУ.

Рецензенты: Лапыгин Ю.Н., доктор экономических наук, профессор;

Дмитриев Ю.А., доктор экономических наук, профессор.

Кретинин В.А., Колесников А.В. Перевод экономики региона на инновационный путь развития. Монография. - Владимир: Владимирское книжное издательство «Собор», 2008. - 176 С.

ISBN 5- 94002-783-6

В монографии рассматриваются теоретические и практические вопросы трансформации хозяйственной системы региона в инновационном направлении. На примере Владимирской области обосновываются стратегия, эффективные направления и механизмы государственного воздействия для перевода экономики региона на инновационный путь развития.

Рекомендуется для руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов управления, коммерческих организаций, научных и практических работников, аспирантов и студентов, изучающих проблемы экономического развития России и её регионов.

Издаётся при финансовой поддержке Владимирского филиала РАГС.

© В.А. Кретинин, 2008

© А.В. Колесников, 2008

©Владимирский филиал Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 2008

© Владимирское книжное издательство «Собор», 2008

Содержание  
Введение.........................................................................................................
Глава I. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой и Российской Федерации.......................................................................................................    
1.1. Эволюция теории инноваций и её современные аспекты..............  
1.2. Опыт управления инновационным развитием регионов в странах с развитой рыночной экономикой.....................................................    
1.3. Институциональные основы инновационной деятельности в Российской Федерации.......................................................................    
Глава II. Состояние и приоритетные направления перевода региональных хозяйственных систем на инновационный путь развития (на примере Владимирской области)...........................................................    
2.1. Анализ состояния и динамики инновационных процессов на региональном уровне.....................................................................    
2.2. Обоснование структуры и содержания стратегии трансформации хозяйственной системы региона в инновационном направлении.............................................................      
2.3. Механизм формирования и реализации инновационной политики в регионе.............................................................................    
Глава III. Формирование инновационной стратегии трансформации хозяйственной системы региона..................................................................    
3.1. Концепция стратегического управления трансформацией экономики региона в инновационном направлении........................    
3.2. Обоснование содержания инновационной политики в структуре стратегии инновационной трансформации экономики региона....    
3.3. Региональные и межрегиональные аспекты территориального планирования инновационного развития.........................................    
3.4. Развитие кадрового потенциала для инновационной экономики..  
Заключение....................................................................................................
Список используемых источников и литературы......................................
Приложения...................................................................................................

Введение.

Переход Российской Федерации к рыночной экономике, разрыв устоявшихся экономических связей вызвал длительный системный кризис, который затронул не только государственные основы и общественные устои, но и всю экономическую систему. По ключевым макроэкономическим и социальным показателям Россия попала в полосу значительной отрицательной динамики. Перейти к устойчивому экономическому росту, вернуть Россию в число промышленно развитых стран возможно лишь на основе системного понимания всего комплекса накопившихся проблем, целенаправленных действий государства и бизнеса по инновационному преобразованию экономических и социальных подсистем.

К сожалению, в настоящее время многие проблемы вместо системного изучения просто декларируются, не подкрепляя сказанное реальными практическими действиями. Часто умалчивается, что некоторые позитивные изменения достигнуты на старой производственной базе, при значительном сокращении темпов обновления производственных фондов, что не может гарантировать необратимость происходящих процессов. Инвестиционный голод в экономике и, прежде всего в научной и производственных сферах вызвал катастрофическое сокращение научно-технической и инновационной деятельности, прогрессирующее старение производственного аппарата. Это ведёт в резкому падению конкурентоспособности товаров и экономики России в целом, крайне медленному повышению жизненного уровня основной массы населения страны.

Деформирована внутренняя структура воспроизводства, что проявляется в многочисленных диспропорциях. Используемые на практике модели управления территориальным развитием оказались неадекватными реально складывающейся ситуации. Новый этап реформирования экономики, обусловленный необходимостью ее перевода на инновационный путь развития, требует новых принципов и подходов к повышению устойчивости функционирования хозяйственных систем. Возрастает теоретическая и практическая значимость детального исследования тенденций развития, дальнейшего совершенствования форм и методов государственного регулирования хозяйственных процессов на федеральном и региональном уровнях управления.

Все составные компоненты социально-экономической системы страны взаимосвязаны, но особую роль в ней всё больше играет региональный уровень, что предопределяется многими причинами, в том числе: передачей значительной части полномочий и ответственности за их выполнение на региональный уровень государственной власти по созданию комплекса условий для полноценной жизнедеятельности сообщества людей, проживающих на данной территории; необходимостью реализации различных моделей территориального управления с учетом природно-климатических, социально-экономических, национально-этнических и других особенностей в условиях усиливающейся дифференциации развития регионов России; большей эффективностью ряда направлений экономических реформ, задействования ресурсных возможностей и материально-финансовых источников развития на региональном уровне, особенно в условиях упразднения отраслевых структур управления на Федеральном уровне; потребностью учета специфики территорий в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики и т.д.

В тоже время ассиметрия в социально-экономическом развитии регионов постоянно усиливается, при этом более 50% суммарного ВРП страны производится в десяти субъектах РФ. В них же сосредоточены основные инвестиции и другие ресурсы экономики, что порождает социальные противоречия и конфликты.1

Во многих регионах не созданы полноценные материально-технические и экономические условия для реализации региональными и муниципальными органами власти своих полномочий, что проявляется в высоком уровне дотационности бюджетов 67 субъектов Российской Федерации, низких темпах обновления основных производственных фондов и их активной части, медленном решении ряда социальных проблем.

Российская экономическая система перестала воспроизводить полноценные внутренние факторы саморазвития, в том числе инновационные. Недостаточная системность работы государственных органов управления не позволяет создать и запустить единый хозяйственный механизм подъёма страны, решить насущные социально-экономические проблемы. Отсутствие инвестиционных накоплений ещё раз подтверждает необходимость поиска наиболее оптимальных, с точки зрения социальной результативности, путей экономической трансформации России и её регионов.

По многим параметрам научно-технической сферы ситуация в стране резко ухудшилась. За годы реформ число работающих в науке России уменьшилось более чем в трое. На порядок сократились размеры финансирования НИОКР в промышленности. Объём инновационной продукции, в производстве которой использованы современные технологии, достигает лишь 2,5-3% от общего её объёма.

На мировом рынке наукоёмкой продукции, объём которой оценивается более чем в 2 трлн. долл., доля России составляет всего 0,3%, в то время как США — 39%, Японии — 19%. В результате резкого замедления обновления производственного аппарата его старения достигло критически опасного уровня.1

Затраты на НИОКР в процентах к ВВП составляют: в США — 2,55%, Германии — 2,26, Японии — 2,78, Франции — 2,05, Италии — 1,13, Великобритании — 2,05%. В России же доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП лишь 1,16%. Из общего числа мировых научных кадров около 10% работает в нашей стране. Удельный вес предприятий, разрабатывающих и внедряющих новые, либо усовершенствованные продукты и технологические процессы, в промышленности составляет 9,2%. Это значительно ниже, чем в Португалии (26%) и Греции (29%), отличающихся минимальными показателями инновационной активности среди стран Европейского союза. Разрыв же по указанному показателю с лидирующими государствами, такими, как Нидерланды (62%), Австрия (67%), Германия (69%), Дания (71%) и Ирландия (74%), достигает 10-12 раз.2 Так в России в 5 раз больше учёных на тысячу населения, в 2,5 раза больше выпускников инженерных специальностей, чем в Китае. В тоже время на мировом рынке наукоёмкой продукции доля Китая достигла 6%, а России — где-то около половины процента.3

Возникает потребность формирования новых подходов к управлению функционированием и развитием региональных хозяйственных систем и, прежде всего, выработки эффективной инновационной политики, обеспечивающей поступательное и комплексное развитие региона.

Актуальность указанной работы обусловлена ещё и тем, что для обеспечения устойчивого функционирования экономики России и её регионов необходимы стратегический, системный подход к внедрению в экономику научных достижений, разработка механизмов активизации инновационной деятельности как базового компонента экономической устойчивости региона, государственного регулирования процессов формирования целостного инновационного комплекса субъекта Российской Федерации.

Возникает потребность в чётко разработанной и продуманной государственной инновационной политике, как в Российской Федерации, так и её регионах. Следует использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационных процессов, увеличение продолжительности жизненного цикла инноваций и рост их эффективности. «Очевидно, для реализации поставленных целей нужны и совершенно новые требования к государственному управлению. Оно должно способствовать формированию чётких целей развития и создавать систему, ориентированную на их достижение. Реальные результаты в построении инновационного общества должны стать главным критерием оценки работы всей государственной машины».1

Предстоит осуществить эффективную трансформацию хозяйственной системы региона не методом проб и ошибок, а придать этому процессу научный, стратегический характер, исходя из долгосрочных целей и текущих задач территориального развития. Всё это требует проведения комплексных научных исследований по созданию оптимального механизма воздействия на региональную хозяйственную систему с учётом важнейших достижений отечественной и мировой науки.

Отработка механизма государственного регулирования2 трансформационных процессов позволит значительно сократить время и объём вовлекаемых ресурсов на осуществление реформ, а также ослабить их побочные негативные проявления.

Трансформационным процессам на федеральном и региональном уровнях государственного регулирования уделяется повышенное внимание как российских, так и зарубежных исследователей.

В научных трудах видных ученых - Л.И. Абалкина, А.А. Аверченкова, Н.Н. Агапова, Р. Акоффа, И. Ансоффа, А.В. Антонова, Ю.Н. Аренса, О.Т. Богомолова, В.И. Вернадского, Е.П. Велихова, Л. Гохберга, А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, О.Л. Кузнецова, В.И. Кушлина, О.П. Литовка, П.Ф. Лойко, Н.Н. Лукьянчикова, В.Д. Магилевского, Н.М. Мамедова, В.П., Николаева В.А., Орлова, И.М. Потравного, Г.С. Розенберга, Н.П. Тихомирова, В.Ф. Уколова, А.Д. Урсула, А.Н. Фоломьева, Н.В. Чепурных, Б.М. Штульберга, А.В. Яблокова, Ю.В. Яковца и других критически проанализированы итоги трансформационных процессов, разработаны обновленные теоретические и методические подходы к переводу экономики России, ее отдельных регионов и территориальных экономических подсистем на принципы устойчивого развития. Изложение научных взглядов на стратегию управления социально-экономическими системами разного уровня дано в работах зарубежных учёных П. Райветта, Р. Акоффа, М. Гэри, Д. Джонсона, Р. Хилсмена, Р. Штойера, К. Иберла, а также российских учёных — К. Балдина, Л. Бирмана, В. Варфоломеева, Н. Карданской, О. Кулагина, В. Ременникова, Р. Фатхутдинова, В. Цыгичко и др.

Однако, существующие теоретические и методологические подходы к оценке региональных экономических потенциалов инновационного развития недостаточно совершенны, поскольку не отражают в полной мере особенностей регионального воспроизводства, необходимости комплексного подхода к учету и анализу сложившихся на территории производительных сил, изменившихся экономических отношений в разрезе "государство – субъект РФ", что порой приводит к принятию ошибочных стратегических решений.

Для преодоления негативных тенденций, определения и реализации эффективных направлений развития общества возникает острая необходимость усиления государственного регулирования экономики, формирования механизма перехода к расширенному инновационному воспроизводству, рациональной структуре хозяйственного комплекса, ориентированного не только на потребности существующего рынка, но и на будущее рациональное потребление при вступлении в ВТО.

Предстоит создать отлаженную систему взаимодействия "центр - регион", так как переход к инновационному развитию Российской Федерации в целом возможен только при условии обеспечения инновационного развития всех её субъектов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов субъектов РФ.

К сожалению экономическая практика современного развития региональных хозяйственных систем опережает осуществляемые научные изыскания по ряду вопросов, связанных со структурными, научно-технологическими, социальными и прочими трансформациями, нарушающими стабильность развития. В связи с этим назрела острая потребность в новых поисках такого качества хозяйственной системы и механизма его достижения, которые позволили бы экономике субъекта Федерации с нарастающей результативностью развиваться в инновационном направлении.

С учетом большой научной и практической значимости представляется целесообразным по вопросу инновационного обновления хозяйственной системы региона проводить дополнительные и комплексные исследования, позволяющие разрабатывать механизм и выявлять ресурсное сопровождение необходимых преобразований, а также обеспечивать стратегическое управление трансформационными процессами в регионе.

Глава I. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой и Российской Федерации.

В современных условиях достижение поступательного развития экономики и социальной сферы России, обеспечение национальной безопасности, высокого качества уровня жизни населения невозможно, с использованием традиционной техники, технологий и методов управления, сформированных ранее. В мире активно происходит переворот не только в технике, технологиях, знаниях, но и в самом представлении о подходе к экономическому развитию, ресурсам, целям и способам их достижения. Экономика большинства развитых стран уже функционирует на принципиально ином научно-техническом, технологическом, информационном уровнях развития, чем в РФ.

Это объясняется тем, что при переходе к рынку рассчитывали, что рыночные отношения сами организуют инновационные процессы. Однако, при этом не были учтены особенности России, заключающиеся с одной стороны, в наличии высокоразвитого научного потенциала и технологических возможностей выхода на мировые рынки с наукоёмкой продукцией, с другой – в недостатке финансирования инновационной деятельности, практическом отсутствии экономических механизмов их стимулирования. Это, в итоге, привело к резкому падению конкурентоспособности российских товаров и экономики России в целом, жизненного уровня основной массы населения страны.

Поэтому сегодня в России основная проблема состоит в создании постоянно действующей мотивации хозяйствующих субъектов к инновационному обновлению и способствующих этому экономических механизмов. Сформировать их возможно на основе критичного анализа достижений теории инноваций, обобщения положительного опыта стран с развитой рыночной экономикой, совершенствования стратегического управления инновационными процессами в экономических и социальных системах. Исходя из этих задач определены структура и содержание настоящей главы.

Наши рекомендации