Динамика и структура международной торговли услугами
Международная торговля услугами является неотъемлемой частью и одной из наиболее быстро растущих сфер международной торговли в целом. Торговля услугами в мире развивается стремительно, и её динамику определяет ряд долговременных факторов экономического развития.
Научно-технический прогресс (НТП) – это одно из главных условий, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере в экономике. Услуги в настоящее время – это широкий спектр инновационных услуг, связанных с информационными технологиями и компьютеризацией. В конце прошлого века в сферу услуг стран, занимающих лидирующие позиции в мировой торговле услугами, направлялось 2/3 всей потребляемой информационной техники. Кроме того, НТП снимает барьеры оказания услуг на расстоянии, ведёт к появлению новых видов деятельности в сфере услуг, к организации НИОКР, услуги сегодня – это наукоёмкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии.
Функционирование транснациональных корпораций (ТНК)приобретает наибольшее значение в сфере услуг, поскольку именно в этом секторе формируются ключевые факторы экономического роста, такие как нематериальные формы накопления, научное знание, информационные технологии. В конце прошлого столетия из числа 100 крупнейших ТНК мира половина действовала в сфере услуг[31].
Развитие сферы услуги во многом определяется действием и других факторов: политика государства, которая оказывает воздействие посредством смягчения регулирования или усилением контроля над ценообразованием путём снижения ограничений в торговле услугами, ужесточения законов, способствующих защите потребителей и производителей услуг. Социальные изменения,которые выражаются в росте доходов многих групп населения, трансформации стиля жизни. Тенденции развития бизнеса, которые выражаются в расширение сервисной деятельности промышленных предприятий, распространение франчайзинга, ориентацию на повышение качества услуг, ужесточение требований при найме персонала, что означает растущее использование высококвалифицированных специалистов и интеллектуальной собственности.
В результате действия перечисленных факторов растёт глобализация рынка торгуемых услуг – важнейшей сферы человеческой деятельности и бизнеса, поэтому у стран возникает потребность в сбыте излишков своей продукции и услуг на внешних рынках и необходимость получения определённых товаров и услуг извне.
Специфика международной торговли услугами определяется тем обстоятельством, что большинство оказываемых услуг не подлежит экспорту в чистом виде в связи с тем, что процесс производства и потребления услуги нельзя разделить во времени. Учитывая данный факт, Генеральное соглашение по торговле услугами выделяет следующие способы торговли ими[32]:
· трансграничная торговля (на неё приходится около 35%). При таком способе поставки услуга пересекает границу посредством телекоммуникаций или почтовой связи, при этом поставщик и потребитель услуги через границу не перемещаются;
· потребление за рубежом (10–15%). В данном случае потребитель услуги перемещается за границу, где приобретает или потребляет услугу, а поставщик границу не пересекает;
· коммерческое присутствие(около 50%). Организация, предоставляющая какие-либо услуги, пересекает границу с целью открытия представительства или дочерней компании, через которую будут оказываться услуги национальным потребителям;
· физическое присутствие (1–2%). Поставщик услуги перемещается через границу в страну местонахождения потребителей с целью предоставления услуги.
Торговля услугами развивается быстрее, чем торговля товарами : для её двукратного роста потребовалось всего 7–8 лет, тогда как аналогичное увеличение объёма экспорта товаров заняло 15 лет[33].
В последние десятилетия ушедшего века развивался многоплановый мировой рынок услуг. По оценкам Секретариата ВТО, мировой экспорт услуг за 1980–2008 гг. вырос с 381 млрд долл. до 3,7 трлн долл. Мировой экономический кризис (таблица 8), привёл к сокращению объёмов мирового экспорта услуг в 2009 г. до 3,3 трлн долл.
В то же время темпы роста мировой торговли товарами и услугами не вернулись к высоким докризисным показателям. После резкого обвала в 2008–2009 гг. и быстрого восстановления в 2010 г. темпы роста международной торговли товарами и услугами снизились в последующие годы. Их замедление во многом определяется низким уровнем экономической активности в развитых странах.
Таблица 8 – Мировой экспорт товаров и услуг, млрд долл.
Мировой экспорт | Год | ||||||
Товары | 7 376 | 9 500 | 15 775 | 12 490 | 15 238 | 18 255 | 18 401 |
Услуги | 1 763 | 3 260 | 3 730 | 3 350 | 3 664 | 4 170 | 4 350 |
Источник: www.wto.org/statistics 2003–2012.
В международной торговле услугами ведущее место занимают развитые страны. На их долю в 1980 г. приходилось свыше 80 % мирового экспорта услуг. Однако, по оценкам ЮНКТАД (таблица 9), их доля в мировом экспорте услуг уменьшилась с 73,2% в 2005 г. до 67,3%, в 2011 г., а доля развивающихся стран за тот же период времени увеличилась с 24,6% до 29,8%. Данная тенденция имеет такую же направленность для международной торговли товарами, где увеличивается доля развивающихся государств[34].
В международной торговле услугами, как и товарами, ведущее место принадлежит в первую очередь ЕС и США. В 2011 г. на долю ЕС приходилось 42,5 % экспорта и 35,3% импорта услуг. В последнее время их доля несколько снизилась (за 7 лет почти на 6% в экспорте и 9% в импорте) из-за расширения поставок услуг филиалами ТНК в развивающихся странах, доля которых неуклонно возрастает (за 5 лет на 5% в экспорте и 8% в импорте).
Таблица 9 – Динамика географической структуры международной торговли услугами в 2005–2011 гг.
Группа стран | Год | ||||||
Доля в экспорте, процентов | |||||||
Весь мир | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Развитые страны | 73,2 | 72,3 | 71,7 | 70,6 | 70,3 | 67,6 | 67,3 |
Северная Америка | 16,9 | 16,3 | 15,8 | 15,5 | 16,3 | 16,2 | 15,9 |
ЕС | 46,9 | 46,6 | 47,0 | 46,1 | 44,9 | 42,4 | 42,5 |
Развитые страны Азии | 4,7 | 4,7 | 4,3 | 4,4 | 4,3 | 4,3 | 4,1 |
Развивающиеся страны | 24,6 | 25,3 | 25,7 | 26,5 | 27,0 | 29,7 | 29,8 |
Африка | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,4 | 2,2 |
Латинская Америка и страны Карибского бассейна | 3,4 | 3,4 | 3,3 | 3,3 | 3,4 | 3,5 | 3,5 |
Восточная Азия | 14,6 | 15,2 | 15,6 | 15,3 | 16,7 | 17,8 | 17,6 |
Юго-Восточная Азия (АСЕАН) | 6,2 | 6,4 | 6,2 | 6,2 | 6,5 | 6,9 | 6,8 |
Южная Азия | 2,5 | 2,9 | 3,0 | 3,2 | 3,1 | 3,8 | 3,7 |
Страны с переходной экономикой | 2,2 | 2,4 | 2,6 | 2,9 | 2,7 | 2,7 | 2,9 |
Доля в импорте, процентов | |||||||
Весь мир | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Развитые страны | 68,8 | 67,0 | 65,9 | 64,9 | 64,5 | 61,4 | 60,1 |
Северная Америка | 19,2 | 18,4 | 16,9 | 15,7 | 15,2 | 15,3 | 14,8 |
ЕС | 40,0 | 40,0 | 40,5 | 39,3 | 38,6 | 36,0 | 35,3 |
Развитые страны Азии | 5,2 | 5,1 | 4,8 | 5,0 | 4,7 | 4,9 | 5,1 |
Развивающиеся страны | 28,4 | 30,0 | 30,8 | 31,6 | 32,3 | 35,2 | 36,3 |
Африка | 3,1 | 3,4 | 3,7 | 4,1 | 4,0 | 4,1 | 4,1 |
Латинская Америка и страны Карибского бассейна | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 4,0 | 4,2 | 4,6 | 4,8 |
Восточная Азия | 8,6 | 8,9 | 9,2 | 9,1 | 9,5 | 10,5 | 11,0 |
Юго-Восточная Азия (АСЕАН) | 5,6 | 5,7 | 5,7 | 5,6 | 5,6 | 6,1 | 6,5 |
Южная Азия | 2,9 | 3,1 | 3,1 | 3,3 | 3,3 | 4,2 | 4,1 |
Страны с переходной экономикой | 2,8 | 3,0 | 3,3 | 3,5 | 3,2 | 3,4 | 3,6 |
Источник: UNCTAD Handbook of Statistics 2011–2012.
Наибольший вклад в рост вносят страны Восточной (Китай) и Юго-Восточной (НИС) Азии. Для развивающихся стран характерно отрицательное сальдо в торговле услугами. Вместе с тем некоторые из них являются крупными экспортёрами услуг. Например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – туристических, Сингапур и Гонконг – финансовых[35]. Доля стран с переходной экономикой в мировом рынке услуг невелика, их торговое сальдо также является отрицательным.
Данные таблиц 10 и 11 подтверждают, что доминирующее положение в международной торговле коммерческими услугами занимают США с долей 13,9% в экспорте и 10,1% в импорте в 2011 г.
Таблица 10 – Ведущие страны-экспортёры коммерческих услуг, %
Страна | Год | |||||||||
доля | место | доля | место | доля | место | доля | место | доля | место | |
США | 8,7 | 14,0 | 14,2 | 14,1 | 13,9 | |||||
Великобритания | 8,3 | 7,6 | 7,2 | 6,2 | 6,6 | |||||
Германия | 9,5 | 6,3 | 6,5 | 6,3 | 6,1 | |||||
Китай | 5,1 | 3,7 | 3,9 | 4,6 | 4,4 | |||||
Франция | 4,0 | 4,1 | 4,2 | 3,8 | 3,9 | |||||
Индия | 4,0 | 2,8 | 2,6 | 3,0 | 3,6 | |||||
Япония | 2,7 | 3,9 | 3,8 | 3,8 | 3,4 | |||||
Испания | 3,5 | 3,8 | 3,7 | 3,3 | 3,4 | |||||
Нидерланды | 2,5 | 2,7 | 2,8 | 3,0 | 3,1 | |||||
Сингапур | 3,1 | 1,9 | 2,2 | 3,0 | 3,0 |
Источник: World Trade Report 2008–2012.
Следует отметить, что в импорте доля США снижается (за 5 лет – на 4%), а в экспорте возрастает (за 5 лет – на 5%). Главными европейскими трейдерами трансграничных услуг выступают Германия (2-е место), Великобритания (3-е место) и Франция (5-е место). Из развивающихся стран необходимо выделить Китай, Индию и Сингапур, которые постепенно усиливают свои позиции, причём, если Китай больше импортирует услуг, чем экспортирует, то у Индии и Сингапура наблюдается положительное сальдо в торговле.
Таблица 11 – Ведущие страны-импортёры коммерческих услуг, %
Страна | Год | ||||||||||
доля | место | доля | место | доля | место | доля | место | доля | место | ||
США | 14,2 | 10,5 | 12,7 | 10,2 | 10,1 | ||||||
Германия | 6,7 | 8,2 | 7 ,9 | 7,3 | 7,3 | ||||||
Китай | 7,4 | 4,4 | 7,4 | 5,5 | 6,1 | ||||||
Великобритания | 4,4 | 5,7 | 4,4 | 4,5 | 4,4 | ||||||
Япония | 4,3 | 4,8 | 4,4 | 4,4 | 4,3 | ||||||
Франция | 4,4 | 3,9 | 3,8 | 3,6 | 3,6 | ||||||
Индия | 3,5 | 2,6 | 3,5 | 3,3 | 3,4 | ||||||
Нидерланды | 3,5 | 2,6 | 3,3 | 3,1 | 3,1 | ||||||
Италия | 2,5 | 3,8 | 2,5 | 3,1 | 3,0 | ||||||
Ирландия | 2,6 | 3,0 | 2,8 | 3,0 | 2,9 | ||||||
Источник: World Trade Report 2008–2012.
Как следует из таблицы 12, за последние десятилетия произошли коренные изменения в структуре мировой торговле услугами.
Таблица 12 – Динамика структуры мирового экспорта коммерческих услуг по категориям за 2007–2011 гг., %
Вид услуги | Год | ||||
Все услуги | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Транспортные | 22,8 | 23,5 | 20,9 | 21,3 | 20,6 |
Туристические | 26,0 | 25,2 | 26,0 | 25,4 | 25,6 |
Прочие коммерческие: | 51,2 | 51,3 | 53,1 | 53,3 | 53,8 |
Коммуникационные и телекоммуникационные | 2,4 | 2,4 | 2,5 | 2,3 | 2,5 |
Строительные | 2,0 | 2,2 | 2,4 | 2,6 | 2,4 |
Страховые | 2,1 | 2,2 | 2,4 | 2,3 | 2,1 |
Финансовые (банковские) | 8,4 | 7,8 | 7,3 | 7,2 | 7,4 |
Компьютерные и информационные | 4,6 | 5,2 | 5,5 | 5,8 | 6,0 |
Роялти и лицензионные платежи | 5,5 | 5,7 | 6,3 | 6,6 | 6,4 |
Прочие деловые | 24,9 | 24,7 | 25,5 | 25,3 | 25,7 |
Личные, культурные и рекреационные | 1,4 | 1,1 | 1,2 | 1,2 | 1,3 |
Источник: International Trade Statistics 2007–2012.
Доля транспортных и туристических услуг значительно сократилась в результате расширения сферы и стоимости деловых услуг, что отражает рост значения нематериальных видов деятельности, характерных для постиндустриальной экономики. Среди деловых услуг растёт доля компьютерных и информационных, лицензионных и прочих деловых услуг (услуги, связанные с торговлей, лизингом, PR, рекламой, маркетинговыми исследованиями, профессиональные и технические услуги).
Прочие коммерческие услуги являются самым динамичным сектором. Если за 2005–2011 гг. среднегодовые темпы роста туристических услуг составляли около 8%, транспортных – 9%, то для прочих коммерческих этот показатель равнялся 11%.
Дадим характеристику основным видам коммерческих услуг.
Международная торговля транспортными услугами.Транспортные услуги охватывает все виды перевозок грузов, пассажиров, специализированные виды перевозок, а также сопутствующие или вспомогательные операции. Классификатор ГАТС делит транспортные услуги в зависимости от вида транспорта или от характера операций (транспортная или вспомогательная). Различают следующие виды транспорта: морской, внутренний водный, железнодорожный, автодорожный, трубопроводный, воздушный, космический. Вспомогательные операции включают транспортно-экспедиторские операции, погрузочно-разгрузочные и складские работы, доступ к портовым услугам и пользование портами, аэродромами, заправку топливом и др. Кроме того, ГАТС к международным транспортным операциям относит такое перемещение груза, когда это перемещение происходит между физическими и юридическими лицами – резидентами различных стран, а также, когда транзитная операция в ходе которой, товары и транспортные средства проходят через территорию какой-либо страны, через которую осуществляется движение грузов.
В мировом хозяйстве с ростом международной торговли ежегодно увеличиваются объёмы перевозок грузов в международном сообщении, темпы прироста которых превышают темпы прироста мировой торговли за счёт увеличения внутрипроизводственных перевозок полуфабрикатов, запасных частей и комплектующих транснациональных корпораций, доля которых составляет около 30% от всех перевозимых международных грузов. Развитие международной торговли в последние десятилетия было связано во многом с удешевлением и развитием внешнеторговых и внутренних перевозок, а в более широком плане – с резким повышением эффективности всего транспортного обслуживания внешней торговли.
Для торговли транспортными услугами в России характерно следующее. Активное сальдо по транспортным услугам в России достигается за счёт выгодного географического положения и интенсивной эксплуатации транспортных средств, а не за счёт конкурентоспособности отечественных перевозчиков. Так, в 2012 г. в экспорте услуг доля грузовых перевозок составила 34,2%, пассажирских – 37,1%, вспомогательных и дополнительных транспортных услуг – 28,7%, в импорте услуг 50%, 32%, 18% соответственно. В российском экспорте и импорте пассажирских перевозок наибольший объём денежных поступлений обеспечивается авиационным транспортом – 93,7% (2012 г.), а в импорте – 88,6%. В структуре грузовых перевозок большая часть доходов от экспорта поступает от предприятий трубопроводного транспорта, что говорит о сырьевой направленности российского товарного экспорта[36].
Транспорт выступает в качестве фактора, создающего и организующего единое мировое экономическое пространство, способствует дальнейшему развитию международного разделения труда и реализации сравнительных региональных преимуществ. Актуальным в настоящее время становится дальнейшее совершенствование технологий перевозки грузов. Ещё в середине XX в. в США была предложена идея использования многократной тары для перевозки грузов. Перевозка грузов в контейнерах является важнейшей тенденцией современной международной логистики. Использование контейнеров – одного из самых прогрессивных способов доставки грузов в международном сообщении, который позволяет достичь большой степени сохранности грузов, существенно сокращает расходы на перевозку и хранение, повышает скорость доставки. В настоящее время в мире около 60% так называемых контейнеропригодных грузов перевозится в контейнерах, и ежегодно наблюдается рост этого показателя. Анализ международного рынка перевозок показал, что с 1990 по 2011 гг. объём контейнерных перевозок увеличился почти в 6 раз, в то время как темпы роста объёмов перевозок сухих массовых грузов и нефти – всего в 1,5 раза. Масштаб глобальной контейнерной торговли за последние два десятилетия увеличивался значительнее, чем объём международной торговли в целом. Среднегодовой темп прироста за этот период оценивается в 10%, однако вследствие финансового кризиса рост контейнерных перевозок замедлился и составил 5% в 2008 г., а в 2009 г. объём торговли товарами, перевозимыми в контейнерах, сократился на 10%, после финансового кризиса уровень спроса достиг своего первоначального значения[37]. В России контейнерные перевозки играют существенно меньшее значение, чем в других странах. Доля перевозок в контейнерах в общем объёме перевозок грузов колеблется от 3% до 10%, по мнению разных экспертов, причём основная часть из них приходится на внешнеторговые грузы.
Международная торговля туристическими услугами.Международный туризм – это система путешествий, осуществляемая на базе межгосударственных договоров с учётом международных норм и обычаев.
Развитие туризма в последние десятилетия XXI в. свидетельствует о его существенном влиянии на экономические, культурные и политические межгосударственные контакты. Несмотря на конфессиональные различия в составе населения стран, туризм способствует укреплению культурных и духовных связей, выполняя важнейшую миротворческую функцию.
На развитие основных видов международного туризма в XXI в. оказывают влияние следующие основные тенденции:
− новое развитие традиционных форм туризма;
− применение высоких технологий в туризме;
− смена предпочтений туристов при выборе направления.
В конце XX – начале XXI в. некоторые традиционные формы туризма получили новый вектор развития. Так, медицинский туризм является одним из ярчайших примеров видов туризма, получивших новое видение в современных условиях. Причины, которые побуждают людей в настоящее время искать решение своих проблем со здоровьем за рубежом, носят самый разнообразный характер: более низкая стоимость услуг, наличие необходимых природных компонентов, более квалифицированные специалисты, а сегодняшним «ноу-хау» являются ультрасовременные медицинские услуги, предоставляемые только в определённых странах (клиниках) мира (пластическая хирургия, SPA-услуги и др.).
Другой не менее важной тенденцией в современном развитии туризма является применение высоких технологий в формировании новых направлений. На этой основе складываются абсолютно новые, уникальные формы туризма, такие как, например, космический туризм. Согласно оценкам, опросам и исследованиям общественного мнения, у многих людей есть сильное желание полететь в космос. В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС). Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз» на российский сегмент МКС. Организацией полётов туристов занимаются Федеральное космическое агентство России (Роскосмос) и Space Adventures (США). Начиная с 2001 г. Space Adventures сотрудничает с Роскосмосом и в космосе уже побывали восемь туристов.
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые, сопутствующие сектора хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. Туризм и услуги, связанные с путешествиями, занимают ведущее место в международной торговле коммерческими услугами. С начала нового столетия наблюдается значительный рост доходов от туризма в мировой торговле услугами. Согласно данным ВТО, рост доходов от туристских услуг по отношению к концу XX в. на 2005 г. составил 54 %, при уменьшении доли туризма в числе всех коммерческих услуг почти на 14 %.
Различают туристический импорт и экспорт:
1) Туристический импорт – это ввоз в страну впечатлений, которые сопровождаются одновременным вывозом туристом денег из данной страны. Это пассивный туризм.
2) Туристический экспорт – это вывоз из страны туристических впечатлений, которые сопровождаются одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Это активный туризм.
Когда платежи за предоставление туристических услуг, то есть денежные потоки, идут в какую-то страну – это означает экспорт туризма, то есть активный туризм. Иностранный турист, приезжая в данную страну, тратит деньги на удовлетворение своих туристических потребностей, которые ему предоставляет принимающая сторона, и деньги туриста оседают на её территории. Одновременно это означает импорт туризма для той страны, из которой турист вывозит деньги.
Наибольшее значение в международной торговле услугами, помимо транспортных, имеют туристические услуги, являясь крупным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран, так для стран с переходной экономикой. По данным World Tourism Organization в 2012 г. выручка от туристических услуг в мире составила 105 млрд долл. – 25,6% от общего мирового экспорта услуг. Российская доля в мировом экспорте туристических услуг в 2011 г. составила меньше 1,1%, в импорте туристических услуг Россия занимает 5-ю позицию и 3,4% от общего мирового импорта туристических услуг, ежегодное процентное приращение в 2010 г. – 27%, в 2011 г. – 22%.
Туристические потоки можно оценить числом посещений, либо поступлениями от туризма, в стоимость которых входят все затраты туристов на иностранной территории, включая расходы на международный транспорт. Так по посещаемости в 2011 г., первые десять стран расположены в следующем порядке: Франция, США, Китай, Испания, Италия, Турция, Великобритания, Германия, Малайзия, Мексика. По доходам от туризма порядок стран несколько другой: США (116, 3 млрд долл. США), Испания ( 59,9 млрд долл. США), Франция (53,8 млрд долл. США), Китай (48, 5 млрд долл. США), Италия (43,0 млрд долл. США), Германия (38,8 млрд долл. США), Великобритания (35,9 млрд долл. США), Австралия (31,4 млрд долл. США), Макао (Китай), Гонконг (Китай) (27,7 млрд долл. США).
Страны-экспортёры туристов (США, Германия, Франция, Великобритания и другие) дают мировому туризму, по некоторым оценкам, более 50% всех поступлений. Это очень высокая концентрация капитала по сравнению с другими рынками и секторами экономики. В этих условиях можно говорить, что именно борьба за туристов этих стран определяет конкуренцию на туристическом рынке.
В некоторых странах доходы от туризма являются определяющей статьей ВНП: Бермудские острова – 34,7%, Сейшельские острова – 27,4%, Антигуа –58,5%, Багамы –52,1%. По статистике в 49 наименее развитых странах мира туризм занимает второе место после нефти в качестве источника поступлений в иностранной валюте.
Ежегодные исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (The World Travel & Tourism Council) показали, что за период 2010–2012 гг. вклад индустрии туризма в мировую экономику растёт. Так, в 2012 г. создано более 4 млн новых рабочих мест в 184 странах и 24 регионах мира. В настоящее время в сфере туризма занято свыше 260 млн человек, то есть каждый одиннадцатый работник в мире. Кроме того, положительный экономический эффект от международного туризма проявляет себя быстрее, чем эффект от других отраслей экономики.
Международный туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики (рисунок 2).
Рисунок 2 – Показатели значимости туризма в мировой экономике в 2012 г.
В туристическом бизнесе создано в 2012 г. около 9% (6,6 трлн долл.) ВВП всех стран мира, поступило около 7% общего объёма инвестиций, 5% всех налоговых поступлений, израсходовано 11% мировых потребительских расходов, получено 6% мирового экспорта. Доля рынка туристических услуг в мировой экономике выросла с 30 % в 1980 г. до 47 % в 2012 г., и ожидается, что достигнет 57 % к 2030 г.
Центры туризма – Европа, Северная Америка. Нетто-экспортёры туристических услуг – Франция, Италия, Испания, Мексика, Китай, Россия.
По данным российского платёжного баланса, по статье «поездки» отрицательное сальдо продолжает увеличиваться, если в 2004 г. оно составляло 9,7 млрд долл., то в 2012 г. – 31, 6 млрд долл., что объясняется расширением туристических поездок за рубеж. В структуре экспорта туристических услуг преобладают деловые поездки (64,2%) над личными (35,8%), в то время как в структуре импорта наблюдается обратная ситуация: на деловые поездки приходится лишь 4,7%, а на личные – 95,3%[38].
Международная торговля прочими услугами.Среди прочих услуг самые быстроразвивающиеся виды – компьютерные и информационные, коммуникационные и телекоммуникационные, страховые и банковские. В области коммуникационных и телекоммуникационных услуг ведущее место занимают ЕС и США; финансов и страхования – ЕС, США, Швейцария; компьютерных и информационных услуг: ЕС, Индия, США. Новейшим и самым динамичным сектором деловых услуг стала электронная торговля через Интернет. Каждые 2–2,5 года происходит удвоение этой торговли, а её потенциал оценивается в 30% ВВП развитых стран. Её преимущества – экономия издержек и сокращение времени совершения сделок[39].
Растущая глобализация рынков торгующих услуг означает растущее использование консалтинговых, информационных услуг с целью повышения конкурентоспособности компании, отрасли, экономики в целом.
Консалтинг – консультации и помощь в решении деловых проблем. Это услуги, связанные с управлением фирмой, менеджерами; помощь в организации деятельности, формирование имиджа, аудит-консалтинговые сети, налоговый консалтинг, создание компьютерных сетей логистики, менеджмента. Крупные консалтинговые компании – это американские, японские (мозговые центры, персонал, производство, продвижение товаров за рубеж). Большая часть заказов приходится: в мире – на разработку управленческих решений (80% заказов), а в РФ – на аудиторско-консалтинговые услуги.
Информационные услуги – предоставление деловой, правовой, медицинской, экологической информации. Владельцы информации – издательства, НИИ, специализированные учреждения. Большая часть рынка у ведущих стран – США более 50%, Японии, Великобритании (до 3/4 рынка). Особенности данного рынка: растущий спрос на данный вид услуг, компьютеризация, относительное увеличение виртуальной части, возрастание роли этих услуг.
Одним из динамичных направлений торговли прочими услугами является международный обмен технологиями, имеющий важнейшее значение для организации современных высокотехнологичных производств. Международный обмен технологиям – это предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность:
Во-первых, лицензионная торговля, которая является основной формой международной торговли технологиями. Её объектом являются патентные и беспатентные лицензии на передачу технологического опыта, изобретений, промышленных секретов и управленческих знаний. По классификации ВТО различают:
1. Обмен в некоммерческой форме – публикации, выставки, конференции.
2. Обмен в коммерческой форме:
· лицензионные соглашения – передача прав пользования патентами, технической документацией, инжиниринговые услуги, стажировка специалистов;
· лизинговые соглашения (их относят также к финансовым услугам).
Во-вторых, «ноу-хау» – это предоставление технического опыта и секретов производства, которые включают сведения технологического, экономического, финансового характера, использование которых обеспечивает определённые преимущества. Предметом купли-продажи в данном случае обычно являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность.
В-третьих, инжиниринг – услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции, обслуживания объектов: инженерно-расчётные, услуги в процессе строительства. Развитие рынка инжиниринговых услуг зависит от объёма привлёченных инвестиций, развития научно-технического прогресса, от наличия свободного капитала (для этого рынка), от возрастания спроса на данные виды услуг. Наибольшее число фирм по предоставлению инжиниринговых услуг сосредоточено в ФРГ и Австрии, а также в Великобритании, Нидерландах, Швеции, Финляндии. Однако большая часть контрактов по инжиниринговым услугам находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 53%, а в Европе – 38%.
Быстрое развитие торговли технологиями в современных условиях определяется следующими причинами: прежде всего, это формирование в XVIII–XIX вв. патентных систем. Другой причиной является значительное усиление неравномерности развития экономики отдельных стран и как результат – неодинаковый уровень научно-технического развития в разных странах. В условиях быстрого НТП наблюдается концентрация передовой техники и технологии в небольшой группе развитых стран, которые ежегодно тратят огромные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Например, США расходуют на НИОКР больше, чем затраты на эти цели во Франции, Великобритании, ФРГ, Италии, Японии, вместе взятых. В результате большая часть передовых научных исследований оказалась сосредоточенной в США.
Ещё одной причиной роста международной торговли технологиями является заинтересованность других стран, не имеющих достаточных средств для выполнения НИОКР, в обеспечении высоких темпов роста экономики за счёт внедрения зарубежных передовых технологий.
Крупнейшие ТНК, осуществляющие дорогостоящие НИОКР, тратят огромные суммы на исследовательские разработки, что являются ещё одной причиной роста торговли научно-техническими знаниями. ТНК при помощи экспорта результатов научно-технической деятельности, стремятся создать свои филиалы за рубежом и установить контроль над фирмами других стран, а также проникнуть в прогрессивные, высокотехнологичные отрасли промышленности. Действуя в наиболее наукоёмких отраслях, ТНК расширяют продажу новейших видов наукоёмкой продукции, значительную часть которой составляют услуги. Например, компьютеры продаются с программным обеспечением к ним. А производитель электронной техники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара. Опасаясь быстрого морального старения, ТНК стремятся быстрее окупить полученные научно-технические результаты и продают лицензионные соглашения, а также предоставляют различные технологические услуги.
Среднегодовые темпы прироста международных платежей и поступлений от лицензий и роялти (отчисления от дохода покупателя лицензионного соглашения, которые периодически поступают продавцу) в странах ОЭСР в 2010–2012 гг. составили 10,6%, что значительно опережает динамику совокупного ВВП указанных стран. С начала 1990-х годов в мире наблюдается существенный рост числа патентных заявок с 997 тыс. в 1990 г. до 1980 тыс. в 2010 г., 2149 тыс. в 2011 г. и 2348 тыс. в 2012 г.[40]. Это во многом обусловлено включением в патентную защиту программного обеспечения, а в некоторых странах нетехнологических объектов, таких как ведение бизнеса.
Современные особенности международной торговли результатами научно– технической деятельности – это экспорт услуг, связанных с наукоёмкой продукцией; увеличение государственных расходов на НИОКР; увеличение числа коллективных научно-исследовательских фирм. Агентами на международном рынке технологий, кроме ТНК выступают мелкие инновационные фирмы, венчурные компании.
Термины и понятия
Услуги
Виды услуг
Особенности сферы услуг
Факторы роста сферы услуг
Международная торговля услугами
Географическая структура экспорта услуг
Отраслевая структура экспорта услуг
Вопросы и задания к самостоятельной работе
1. Дайте определение сферы услуг. Какие факторы способствуют её развитию?
2. Перечислите виды классификации услуг.
3. Охарактеризуйте особенности сферы услуг.
4. Какова роль развитых стран в развитии мирового рынка услуг? Назовите ведущих мировых экспортёров услуг.
5. Каково соотношение транспортных, туристических и прочих видов услуг в современной мировой торговле?
6. Каково значение международного обмена технологиями?