Основные экономические школы
Экономическая наука прошла длительный и сложный путь развития.
1 этап– античный этап – 4 век до н.э.
В законах Древней Греции и в Библии мы находим первые сведения о хозяйственном быте древних народов. Так, греческий мыслитель Ксенофонт за 3 столетия до н.э. описывал «домострой» как науку, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство, а хозяйством он считал всё полезное имущество, чем умеет пользоваться человек. Ксенофонт в своих трудах рассматривал проблемы семейного бюджета, трудовое воспитание детей.
Аристотель под экономикой понимал богатство, имеющее границы, т.е. совокупность благ, достаточную для хорошей жизни. Аристотелем вводятся понятия «обмен», «потребительная стоимость», «меновая стоимость».
Дальше формирование экономической науки происходило очень медленно.
2 этап – меркантилизм(от итал. mercante — торговец, купец), первая экономическая школа, объектом изучения которой являлась сфера торговли. Экономическая политика эпохи т. н. первоначального накопления капитала, выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь и проводилась в интересах купечества. Для раннего меркантилизма [последняя треть 15 — сер. 16 вв., основные представители: У. Стаффорд (Англия), Г. Скаруффи (Италия)] характерна теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. Главным элементом позднего меркантилизма, достигшего расцвета в 17 в., являлась система активного торгового баланса. Основные представители позднего меркантилизма: Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция). Ими выдвигался принцип: покупать дешевле, продавать дороже. Политика меркантилизма заключалась в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, поощрении развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной.
3 этап – физиократия (франц. physiocrates; от греч. physis — природа и kratos — сила, власть, господство), представители классической школы политич. экономии 2-й пол. 18 в. во Франции (Ф. Кенэ, А. Р. Тюрго и др.). Физиократы исследовали сферу производства, положили начало научному анализу воспроизводства и распределения общественного продукта. «Чистый продукт» создается, по физиократам, только сельскохозяйственным трудом. Делили буржуазное общество на классы. Выступали против меркантилизма; сторонники свободной торговли.
4 этап – классическая буржуазная политэкономия –18 век, А. Смит, Д. Рикардо, У. Петти. Представители данного этапа анализировали фундаментальные закономерности процесса воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Особое внимание на данном этапе уделялось исследованию процесса труда.
5 этап - марксизм философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого — К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов — движущая сила истории, а ее высшее выражение — социальная революция. Капитализм — последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности). На основе марксизма возникла политэкономия социализма.
Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли 19-20 вв. В то же время подверглись критике содержавшиеся в нем утопические, противоречивые и ошибочные представления. В марксизме абсолютизировалась роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата, неадекватно истолковывался труд как источник стоимости; утверждалась необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергалась общечеловеческая нравственность. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, которое с нач. 20 в. разделилось на революционное (В. И. Ленин и др.) и реформистское (Э. Бернштейн и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму. Крушение тоталитарных режимов с кон. 80-х гг. во многих странах, где марксизм был государственной идеологией, открыло новый этап его изучения и оценки.