Структурная перестройка экономики: понятие, сущность, модели
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 28 страниц, 4 рис., 1 табл., 18 источников.
ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА, СТРУКТУРА, СДВИГИ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ОТРАСЛЬ, СТРУКТУРА, ТЕНДЕНЦИИ, РАЗВИТИЕ
Объект курсовой работы – проблемы в структурной политике в Республике Беларусь.
Предмет курсовой работы – особенности и тенденции структурных сдвигов национальной экономики в Республики Беларусь.
Цель курсовой работы – изучение структурной трансформации экономики Республики Беларусь и оценка ее перспектив.
Методы исследования: системный, аналитический, диалектический.
Исследования и разработки: рассмотрены особенности структурных сдвигов в национальной экономике, а так же в промышленности Республики Беларусь; проанализированы различные тенденции на современном этапе; описаны пути совершенствования экономики Республики Беларусь.
Cодержание
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Основные предпосылки осуществления структурных сдвигов в современных условиях…………………………………………………………………………...7
1.1 Структурная перестройка экономики: понятие, сущность, модели……………………………………………………………………………..7
1.2 Структура экономики – объект структурных преобразований....…..10
2 Актуализация структурных сдвигов в переходный период…………...…….13
2.1 Структура промышленности Республики Беларусь.…………….….13
2.2 Анализ структуры промышленности Республики Беларусь...…..…16
3. Перспективы проведения структурных сдвигов в переходной экономике Беларуси…………………………………………………………………....….….19
Заключение……………………………………………………………………..…25
Список используемых источников…………………………………………...…27
Введение
Структуре национальной экономики в настоящее время уделяется огромное внимание. Это связано с тем, что экономика Республики Беларусь является переходной и необходимо изменение структуры экономики с точки зрения следующих основных макроэкономических пропорций: макроэкономической, межотраслевой, внутриотраслевой, межгосударственной.
Современная переходная экономика Беларуси и других постсоциалистических стран представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой экономической системы к рыночной экономике, содержанием которого является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений по направлению демократизации и либерализации.
Причины структурного кризиса в странах СНГ кроются, с одной стороны, в структурной деформации экономики, доставшейся в наследство от СССР, а с другой – в трансформационных изменениях при переходе к рыночной экономике. Сформировавшись в свое время, как составная часть единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, Республика Беларусь специализировалась на машиностроении, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, а также животноводстве, льноводстве и картофелеводстве [1, с.65].
С целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь. За последние 20 лет в Республики Беларусь произошли определенные структурные сдвиги, как положительные, так и отрицательные. Наиболее положительные сдвиги произошли в отраслевой структуре экономики. В частности, существенно сократился удельный вес производственной сферы при одновременном росте сферы услуг. Значительно увеличилось количество малых предприятий, в том числе в сфере производства, ранее практически отсутствовавших. Постепенно изменяется социальная структура экономики, возрастает доля негосударственных форм собственности, в том числе частного сектора. Ограничивается монополизация экономики, создается конкурентная среда.
К негативным тенденциям относится заметно ухудшившаяся технологическая структура экономики, сократилась доля передовых технологий. В структуре народного хозяйства значительно снизилась доля отраслей, производящих потребительские товары. Технологическое отставание приводит к потере конкурентоспособности отечественной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В тяжелой ситуации находится аграрно-промышленный комплекс. Не преодолены кризисные явления в сельском хозяйстве.
Необходимость структурной перестройки в Республики Беларусь обусловлена следующими факторами:
Во-первых, это морально устаревшая материально-техническая база, не позволяющая эффективно работать в условиях рынка.
Во-вторых, сложившаяся отраслевая структура, которая характеризуется отставанием производственной и социальной инфраструктур, сферы услуг.
В-третьих, низкая конкурентоспособность большинства видов производимой продукции.
В-четвертых, неоптимальная концентрация производства – доминирование крупных и сверхкрупных предприятий.
Переход от планового хозяйства к рыночному неизбежно ведет к существенному изменению структуры всей экономики. Построение принципиально новых, кардинально-противоположных механизмов управления экономикой неразрывно связаны с тяжелыми кризисными явлениями, которые можно решить, только проводя грамотную, основанную на прошлых опытах структурную политику[2, с.42].
Неконкурентоспособность на мировых рынках показала несовершенство и неэффективность белорусской экономики. Наличие перспективных отраслей, способных достойно конкурировать и тем самым обеспечивать устойчивое развитие экономики и рост благосостояния населения является предпосылкой успешного выхода на мировые рынки. Именно поэтому остро ощущается необходимость проведения программы структурной перестройки экономики.
Переход к рыночной экономике требует глубоких изменений институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизации) и введения института частной собственности, либерализации экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.). Такие изменения в макроэкономической системе государства получили названия структурной перестройки.
Приоритетными направлениями структурной перестройки являются увеличение ВВП в том числе на душу населения, совершенствование систем экспорта и импорта, содействие в развитии среднего и малого бизнеса, совершенствование законодательной базы управления государственным имуществом и приватизации, повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, развитие наиболее перспективных отраслей, совершенствование таможенного и налогового законодательств и т.д.
Роль государства в переходный период должна быть активной, так как если процесс перехода пустить своим ходом, то в результате перестройки можно получить экономику с серьезными и тяжелыми структурными деформациями.
1 Основные предпосылки осуществления структурных сдвигов в современных условиях
Структурная перестройка экономики: понятие, сущность, модели
Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения (пропорции) между этими элементами принято называть экономической структурой. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.
Структурная перестройка экономики, или реструктуризация – это изменения в структуре национальной экономики, которые выводят государство на принципиально высшую ступень общественного развития и знаменуют его последовательный переход на более высокий уровень экономического и общественного развития.
Значение структурной перестройки экономики состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, которые преобладали до сих пор, должно начаться и набирать темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов экономической деятельности. Их рост первоначально компенсирует спад в устаревших производствах и тем самым позволяет достичь устойчивой стабилизации объема ВВП, увеличения выпуска продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем темп роста более эффективного сектора должен превзойти размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции, и таким образом, будет преодолена общая тенденция к спаду, начнется рост экономики в целом.
В целом, структурная перестройка экономики имеет четкий отраслевой характер и заключается в радикальном изменении пропорций экономики и связана с глубокими преобразованиями в производительных силах, обусловленными необходимостью технологического обновления производства. При этом она ведет к глубоким сдвигам в отраслевой, технологической, региональной и других структурах национальной экономики [3, c.181].
Практически во всех постсоциалистических странах переход от командной к рыночной экономике сопровождается структурно-институциональным кризисом — ломкой взаимосвязей и количественных соотношений между составными частями национальной экономики, нарушением ее сбалансированности. Это проявляется в деформации и ухудшении структуры национальной экономики, падении объемов производства, технологической деградации. Структурный кризис - одна из составляющих экономического кризиса, сдерживающих развитие экономики.
Причины структурного кризиса в странах СНГ кроются, с одной стороны, в структурной деформации экономики, доставшейся в наследство от СССР, а с другой — в трансформационных изменениях при переходе к рыночной экономике.
В зависимости от того, какую часть структуры предприятия затрагивает реструктуризация, выделяют:
- предметную реструктуризацию — систему кардинальных изменений в технологии и технических средствах предприятия;
- организационную реструктуризацию — систему мер, связанных с организационно-экономическими преобразованиями, изменением юридического статуса предприятия. Оба вида реструктуризации на практике редко встречаются в чистом виде. Как правило, они проводятся одновременно.
Механизм структурной перестройки экономики заключается:
- во взвешенном сочетании прямого государственного регулирования посредством межотраслевого и внутриотраслевого распределения ресурсов всеми методами (бюджетными, налоговыми, кредитными);
- в разработке региональных программ развития на базе местного ресурсного потенциала и управления этим процессом путем организации, финансирования и стимулирования научно-технических исследований для обеспечения усиления связи науки и производства;
- ускорение научно-технического прогресса. Именно под воздействием этого фактора образуются новые отрасли промышленности и производства. Так, только за последние десятилетия под влиянием ускорения научно-технического прогресса появились такие отрасли, как комбикормовая промышленность, энергомашиностроение, производство космической техники и др.;
- экономическая политика государства. Государство, осуществляя свою избранную политику, может поддерживать отдельные отрасли экономики, наиболее значимые в экономическом и социальном плане, и тем самым влиять на темпы их развития;
- наличие в стране полезных ископаемых, пригодных для промышленной разработки;
- уровень культуры и материального благосостояния народа. Этот фактор влияет на отраслевую структуру многопланово. От материального уровня жизни народа зависит его способность приобретать товары народного потребления, что является основой для развития отраслей, их производящих;
- плановая отраслевая структура капитальных вложений, финансируемых из государственного бюджета.
- объем и структура рыночного спроса. При снижении рыночного спроса на продукцию данной отрасли многие предприятия сокращают производство, а иные вовсе выходят из отрасли и переключают производство на выпуск другой продукции. В результате объем продукции отрасли уменьшается, что приводит к уменьшению ее доли в общем производстве[4, с.51].
В целом, главная задача структурной перестройки экономики состоит в устранении накопившихся глубоких структурных деформаций. Важнейшими целями такой перестройки экономики являются реорганизация производства на основе ликвидации неэффективных звеньев, разделения и слияния структурных подразделений, замены физически и морально устаревших основных фондов, выпуск новой продукции, внедрение технических нововведений. Следовательно, структурная перестройка осуществляется не только на государственном уровне, она затрагивает каждое предприятие.
В этой связи существует несколько моделей реструктуризации, которые можно классифицировать по определенным критериям. В зависимости от области применения выделяют макроуровень и микроуровень реструктуризации. Макроэкономическая реструктуризация заключается в изменении структуры национальной экономики как единого целого и направлена на достижение долговременных экономических целей. Микрореструктуризация относится к отдельным предприятиям и направлена на кардинальное изменение их структуры в целях адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования [4, c.56].
В зависимости от целей реструктуризации и ситуации, в которой находится предприятие, можно выделить исправляющую и развивающую реструктуризацию. Если предприятие убыточное или находится в состоянии банкротства, то реструктуризация осуществляется с целью его сохранения и выживания. Показателями такой ситуации могут быть значительное снижение объема производства, невозможность уплаты кредитов или процентов по ним в установленные сроки, падение уровня рентабельности, снижение конкурентоспособности, и уменьшение доли на рынке и др. В этом случае применяется исправляющая реструктуризация. Она заключается в проведении определенных краткосрочных действий, направленных на улучшение финансово-экономического состояния предприятия. К ним относятся улучшение внутрифирменного управления, совершенствование организации труда, мероприятия по снижению стоимости продукции и улучшению ее качества, а также действия по сокращению неэффективных производств: продажа части имущества, сдача имущества в аренду, увольнение части работников и др.
В зависимости от того, какую часть структуры предприятия затрагивает реструктуризация, выделяют [5, c.190]:
- предметную реструктуризацию – систему кардинальных изменений в технологии и технических средствах предприятия;
- организационную реструктуризацию – систему мер, связанных с организационно-экономическими преобразованиями, изменением юридического статуса предприятия. Оба вида реструктуризации на практике редко встречаются в чистом виде. Как правило, они проводятся одновременно.
Таким образом можно сделать вывод, что структурная перестройка экономики есть реструктуризация национальной экономики, которая выводит страну на более высокий уровень экономического и общественного развития; преобразует старые, неэффективные производства; ведет к глубоким сдвигам в отраслевой, технологической, региональной структурах национальной экономики Беларуси; устраняет накопившиеся глубокие структурные деформации как на макро, так и на микроэкономическом уровне.