Власть фирм на отраслевом рынке. Показатели рыночной власти
Источник рыночной власти, как правило, заключен в высокой концентрации продавцов или захвате обширной доли рынка. Рыночная концентрация продавцов товара отражает удельный вес крупных фирм, доминирующих на данном рынке, или удельный вес крупных фирм в отрасли, доминирующих по объему выпуска продукции и соответственно по объему продаж на рынке.
Существуют два основных параметра для оценки уровня рыночной концентрации: численность продавцов на рынке (производителей в отрасли) и распределение рыночных долей фирм, реализующих товар на данном рынке. Уровень концентрации считается выше, если на рынке функционирует меньшее число фирм. При одинаковом числе фирм на рынке уровень концентрации выше, чем больше неравномерность в распределении рыночных долей.
Для измерения рыночной концентрации используются показатели или индексы концентрации, среди которых следует выделить: коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, коэффициент Джини.
Коэффициент концентрации. Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:
Ck = Σ Yi, i =1, 2...k, (7)
где Yi – размер фирмы (например, рыночная доля);
k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель.
Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм: чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Однако информация, которую дает нам индекс концентрации, далеко не достаточна для характеристики рынка. Показатель индекса концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Это показатель концентрации на отраслевом рынке, или, иначе говоря, распределения рыночной власти между всеми участниками рынка. При расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наименьшей к наибольшей:
HHI или IHH = S²1 + S²2 + S²3 + …+S²n, (8)
где IHH – индекс Херфиндаля-Хиршмана;
S1 – удельный вес самой крупной фирмы в отрасли, %;
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы, %;
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100 % выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
С 1982 г. индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Его основным преимуществом служит способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке.
Индексы Хана и Кея. Это более общий класс индексов концентрации, но присваивающий разные веса фирмам отрасли:
(9)
гдеа=const>0, значение которой определяется исследованием. Приа=2 индекс превращается в индекс Херфиндаля-Хиршмана. Параметра вводит степень свободы в процесс измерения концентрации. Увеличивая значения а, можно придать больший вес более крупным фирмам, функционирующим на рынке – это главное достоинство индексов.
Индекс энтропии показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:
E = ΣYi ln(1/Yi), i = 1, ,n. (10)
Индекс энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке. Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между фирмами рынка: чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену.
Коэффициент Джини – это статистический показатель, основывающийся на кривой Лоренца. Кривая Лоренца, отражающая неравномерность распределения признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм. Индекс Джини представляет собой отношение площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения рыночных долей (так называемой «кривой абсолютного равенства»), к площади треугольника, ограниченного кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и осями абсцисс и ординат.
Коэффициент вариации – это отношение стандартного отклонения в распределении рыночных долей к среднему значению размера фирмы. Он оценивает меру разброса в распределении рыночных долей.
В результате концентрации фирмы получают власть на рынке. Результатом же проявления рыночной власти фирмы служит получаемая фирмой прибыль. Большинство показателей рыночной власти фирм исследователи в той или иной мере связывают с оценкой прибыльности деятельности фирмы, а точнее, доходности используемого капитала.
Рыночная власть фирмы – свойство, характеризующее степень ее влияния на цену товара, устанавливаемого выше конкурентного уровня. Власть определяется влиянием на цену.
Показатели рыночной власти
В литературе приводятся следующие показатели рыночной власти фирм: коэффициенты Бейна, Лернера, Тобина, Папандреу.
Коэффициент Бейна или норма экономической прибыли – это показатель, фиксирующий получаемую экономическую прибыль на единицу используемого инвестиционного капитала: г
. (11)
В условиях совершенной конкуренции на товарном рынке и эффективно функционирующего финансового рынка норма экономической прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Если же норма прибыли для какого-либо актива превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, а следовательно, и отраслевой рынок не является конкурентным. Но если дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосрочном периоде – значит, предполагается наличие у данной фирмы определенной экономической власти.
Индекс Лернера.Другой подход к определению степени рыночной власти фирмы базируется на положении о том, что в условиях совершенной конкуренции цена совпадает с предельными издержками. Следовательно, фирма обладает рыночной властью только тогда, когда она имеет возможность влиять на установление рыночной цены выше предельных издержек, т.е. выше конкурентного уровня рыночной цены. Такой случай имеет место там, где функционирует монополия:
, (12)
где IL– индекс монопольной власти Лернера;
Pm – монопольная цена;
MC – предельные издержки;
Ed – ценовая эластичность спроса.
Показатель индекса Лернера варьируется в пределах от 0 до 1. Чем более монополизирован рынок, тем индекс больше. В совершенной конкуренции он равен 0. Индекс Лернера показывает, что монополист имеет лишь ограниченный контроль над ценой. Если ценовая эластичность спроса велика (значительно превышает единицу по абсолютной величине), то цена, максимизирующая прибыль монополиста, будет лишь немного превышать предельные издержки MCm. Менее эластичная кривая рыночного спроса монополиста обеспечивает большую монопольную надбавку к конкурентной среде.
Но рассчитать индекс Лернера по приведенной формуле непросто в связи с трудностью определения предельных издержек. Поэтому на практике вместо предельных издержек часто используют средние издержки (АС):
. (13)
Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет находиться совокупная прибыль, а в знаменателе совокупный доход:
, (14)
где П – величина прибыли;
TR – совокупный доход.
Таким образом, согласно индексу Лернера, высокая прибыль – признак монопольной власти фирмы.
Коэффициент Тобина
Отражает взаимосвязь рыночной стоимости фирмы и ее восстановительной стоимости:
, (15)
где Р – рыночная стоимость активов фирмы, измеряемая ценой ее акций;
С – восстановительная стоимость активов, равная сумме расходов, которые необходимо было бы произвести, если бы пришлось покупать их по текущим ценам.
Если q> 1, то это расценивается как свидетельство ожидания прибыли. Преимуществом этого коэффициента является отсутствие необходимости рассчитывать норму доходности или предельные издержки для отрасли.