Активная фирма на отраслевом рынке. Рыночная власть фирмы

Фирмы на отраслевом рынке неоднородны и играют разную роль. Их делят на две составляющие:

- обычные фирмы - предприятия, поведение которых полностью зависит от ситуации на отраслевом рынке;

- активные фирмы – предприятия, которые сами способны оказывать влияние и на структуру рынка, и на поведение конкурентов, и на потребителей.

Активная фирма, в силу обладания возможностью влиять на структуру рынка, поведение других его участников в соответствии со своей стратегией вмешивается в функционирование рыночного механизма. Т.е. активная фирма пытается корректировать механизм отраслевого рынка или проявлять собственную рыночную власть.

Источник рыночной власти заключен в высокой концентрации продавцов или захвате обширной доли рынка.

Понятие «рыночной» или «монопольной власти» базируется на сравнении анализируемых рынков с рынком совершенной конкуренции. Наиболее типичным индикатором при этом является взаимосвязь «предельные издержки – цена». Чем больше цена продукции фирмы отклоняется от предельных издержек, тем больше рыночная власть фирмы, и, соответственно, несовершеннее рассматриваемый рынок. Поэтому основным свидетельством рыночной власти фирмы являются полученная прибыль и величина доходности капитала.

Наиболее удален от рынка совершенной конкуренции рынок монополии, поэтому показатели, характеризующие рыночную власть фирмы, часто называют показателями монопольной власти.

К числу таких показателей относят:

· коэффициент Бейна (норма экономической прибыли);

· коэффициент Лернера;

· коэффициент Тобина;

· коэффициент Папандреу.

Все эти показатели основаны на оценке либо экономической прибыли, либо разницы между ценой и предельными издержками.

Коэффициент Бейна

Одним из первых предложил использовать оценку уровня рыночной власти Джо Бейн. Этот показатель показывает экономическую прибыль, получаемую на единицу инвестированного капитала:

Кб = (Пб-Пн)/Кс

где Пб - бухгалтерская прибыль; Пн - нормальная прибыль; Кс - собственный капитал фирмы.

P.S.

1) Экономическая П – разность между полученной выручкой (ВД) и экономическими издержками (явные + неявные издержки (упущенных возможностей));

2) Бухгалтерская П – разность между полученной выручкой (ВД) и бухгалтерскими (явными) издержками.

3) Нормальная П – соответствует средней норме П на капитал (НПК): ПНОРМ = К*НПК / (100 - СП), где СП – ставка налога на П в соответствии с действующим законодательством;

В условиях совершенной конкуренции на товарном рынке и эффективного финансового рынка норма экономической прибыли (коэффициент Бейна) будет одинаковой (нулевой) для всех видов активов. Если норма прибыли какого-либо актива фирмы выше конкурентной нормы, то этот вид инвестирования становится более предпочтительным, а рынок не конкурентным.

Существует ряд сложностей при исчислении коэффициента Бейна.

Во-первых, проблематично разграничение экономической и бухгалтерской прибыли. В расчетах часто используют бухгалтерские величины, что приводит к искажению реальной стоимости капитала и амортизации.

Во-вторых, при проведении расчетов необходимо учитывать расходы на нематериальные активы (реклама, научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки). Осуществляются эти расходы, как правило, единовременно, а доход приносят в течение нескольких лет. Если в издержки не включается размер амортизации нематериальных активов, то норма доходности также искажается.

В-третьих, для сравнения норм доходности инвестирования капитала необходимо учитывать степень рискованности капиталовложений. В странах с развитым финансовым рынком, если акции компании котируются на бирже, то оценить рискованность вложений можно, используя ряд соответствующих показателей. Для определения уровня риска принято сравнивать возможные проекты инвестирования с вложением денег в государственные ценные бумаги, имеющие нулевой уровень риска.

Индекс (коэффициент) Лернера

Другой подход к определению степени рыночной власти фирмы базируется на положении о том, что в условиях совершенной конкуренции цена совпадает с предельными издержками, т.е. Р=МС. Поэтому многие ученые считают, что фирма обладает рыночной властью тогда, когда имеет возможность установить цены выше предельных издержек, т.е. выше конкурентного уровня.

Монополист стремится установить объем выпуска Q, максимизирующий прибыль: П = TR(Q)-TC(Q) = P(Q)Q-TC(Q), где П – прибыль; TR – совокупный доход; ТС – совокупные издержки; Р – рыночная цена товара.

На монопольном рынке цена будет выше предельного дохода (МR) равного предельным издержкам (МС): Р>МС при МС=МR.

Максимизация прибыли возможна только в том случае, когда МС=МR>0, т.е. производитель получит положительную прибыль только в том случае, если будет работать на рынке, где спрос эластичен по цене.

Т.о. при условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом через показатель эластичности спроса по цене. Исходя из этого положения, Лернер в 1930-х годах предложил индекс, определяющий монопольную власть:

L= (Р-МС)/Р = 1/Еd

где: Р - цена; МС - предельные издержки; Ed- ценовая эластичность спроса.

Если эластичность спроса не зависит от цены, то индекс Лернера постоянен. Значение индекса находится в интервале от нуля до единицы. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть фирмы. Следовательно, индекс, равный нулю, характеризует рынок совершенной конкуренции, а равный единице — монополии. При расчете индекса возникают трудности, связанные с отсутствием информации о предельных издержках фирмы.

Определить величину предельных издержек можно по формуле: МС = АVC + (r+d)K/Q,

где AVC - средние переменные издержки; r - нормальная норма прибыли; d — норма амортизации (в долях); К — величина капитальных активов; Q - объем выпуска продукции.

Поэтому на практике в расчетах часто используют прямые средние издержки (АС) вместо предельных:

L = (P-AC)/P

Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет находиться совокупная прибыль, а в знаменателе совокупный доход:

L = (P-AC)*Q = П/TR

P*Q

где П – величина прибыли; TR – совокупный доход.

Таким образом, согласно индексу Лернера, высокая прибыль – признак монопольной власти фирмы.

Сама по себе монопольная власть не гарантирует высокую норму прибыли, т.к. прибыль зависит от соотношения цены и средних (а не предельных) издержек. Фирма может обладать большой рыночной властью, но получать меньшую прибыль, если ее средние издержки высоки.

Коэффициент Тобина

Коэффициент Тобина (TI или q) основан на сравнении рыночной стоимости активов фирмы (рыночная цена ее акций) с восстановительной стоимостью активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени:

q = Ср/ Св

где Ср - рыночная стоимость активов фирмы; Св - восстановительная стоимость активов фирмы.

Преимущество этого индекса в том, что он прост в расчетах, т.к. не использует параметры норм доходности и предельных издержек.

Индекс Тобина принимает значение выше единицы в том случае, если оценка активов фирмы фондовым рынком выше их восстановительной стоимости. В этом случае фирма получила, либо ожидает получить положительную экономическую прибыль. Как показывают исследования, фирмы с высоким значением индекса Тобина обладают монопольной рентой: т.е. или выпускают уникальные товары, или используют уникальное оборудование. Небольшое значение q позволяет сделать вывод о том, что фирма действует на конкурентном или регулируемом рынке

Коэффициент Папандреу

Коэффициент монопольной власти Папандреу (коэффициент проникновения) показывает в процентном отношении изменение объема продаж данной фирмы при изменении цен конкурентов на аналогичную продукцию на один процент:

PI = λj(dQdi/dPj)* Pj/Qdi

где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; Pj - цена конкурента; λj - коэффициент ограниченности мощности конкурентов.

Этот коэффициент определяется как отношение потенциального увеличения выпуска продукции к росту объема спроса на товар, вызванного понижением цены (0≤ λj ≥ 1).

Выражение (dQdi/dPj)*Pj/Qdi определяет перекрестную эластичность спроса на товар фирмы, т.е. показывает возможность переключения спроса потребителей на товар фирм-конкурентов. Коэффициент λ характеризует возможность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем выше любой из этих сомножителей, тем ниже монопольная власть фирмы.

Коэффициент Папандреу характеризует наличие товаров-заменителей на рынке и ограничения по мощности конкурентов и основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. При наличии монопольной власти влияние на объем продаж фирмы изменений цены других конкурентов низкое. В то же время показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не является показателем монопольной власти, т.к. его величина зависит от двух факторов, противоположно влияющих на монопольную власть: от числа фирм, действующих на рынке и от уровня заменяемости товара. Чем выше число фирм, действующих на рынке, тем ниже их взаимозависимость и ниже показатель перекрестной эластичности.

На рынке совершенной конкуренции и на рынке монополии перекрестная эластичность спроса стремится к нулю. В то же время влияние ценовой политики других фирм зависит от ограничения по производственной мощности, т.е. от возможности увеличить объем своих продаж.

Следует отметить, что в практических расчетах коэффициент Папандреу используется редко.

Наши рекомендации