Научный, научно-технический и инновационный потенциалы
В решении задач социально-экономического развития Беларуси все более важную роль призвана играть научная и инновационная политика государства. Проблема повышения экономической значимости науки, сохранения и обновления производственного и научно-технического потенциалов является особо актуальной.
Научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных).
Научно-технический потенциал – это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.
Инновационный потенциал – это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.
Научный, научно-технический и инновационный потенциалы являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга звеньями единого научно-инновационного (ранее научно-производственного) цикла: зарождение идеи – фундаментальные исследования – прикладные исследования – опытно-конструкторские и опытно-технологические разработки – опытный образец – промышленные испытания – освоение в производстве – серийный выпуск – коммерческая реализация – практическая эксплуатация продукции (машины, приборы, технологии).
Главным звеном данного цикла являются научно-технические разработки и их результат: научно-техническая продукция. От научного уровня, новизны, патентной чистоты и защищенности разработок зависит эффективность, успешность собственно инновационной (внедренческой) стадии цикла.
В стране была образована организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Научная деятельность в целом является сферой ответственности НАН Беларуси: это государственные программы фундаментальных исследований (ГПФИ), государственные программы ориентированных фундаментальных исследований (ГПОФИ), государственные программы прикладных исследований, проекты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ).
Государственный комитет по науке и технологиям курирует государственные научно-технические программы (ГНТП), региональные научно-технические программы (РНТП), отраслевые научно-технические программы (ОНТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты.
Значение, качество и продуктивность потенциала научной и научно-технической деятельности как креативного ядра инновационной системы страны характеризуют следующие количественные и качественные параметры и показатели:
§ количество научных организаций, их функциональная структура (по видам деятельности, секторам, отраслям, регионам);
§ объемы и структура исследование и разработок (ИР) (фундаментальные и прикладные исследования, государственные научно-технические программы, отраслевая структура ИР и т.д.);
§ научные кадры (численность персонала, занятого ИР), в том числе по категориям и уровню квалификации;
§ финансовое обеспечение (источники финансирования, объем затрат на ИР и т.д.);
§ материально-техническая база (научное оборудование, приборы, производственные помещения и т.д.);
§ научно-информационные ресурсы (библиотечные и патентные фонды, компьютерные информационные системы, Интернет-хосты и т.д.)
§ система управления научной сферой, процессами ИР, включая блоки оценки их результатов.
Ключевыми макропараметрами научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное образование», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве количество научных организаций. Эти параметры используются для международных сопоставлений
Организационная структура потенциала. По состоянию на 2007 г., в республике 340 организаций и предприятий выполняли ИР, в которых было задействовано более 31 тыс. работников. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Белорусском государственном университете, концерне «Белнефтехим».
Традиционно научные организации делятся на три основные сферы, представляющие относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку (ранее выделялась еще и заводская наука).
Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организацией является Национальная академия наук Беларуси. В 2002 г. по инициативе Президента Республики Беларусь осуществлена реорганизация научной системы страны. В состав Академии передан ряд организаций сельскохозяйственного и технического профилей. Сегодня НАНБ осуществляет организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных исследований и разработок с отдельными функциями республиканского органа управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Вузовская наука представлена университетами и другими вузами, а также научно-исследовательскими институтами (НИИ), конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики. Деятельность вузовской науки направлена на подготовку специалистов для народного хозяйства, на проведение ИР, обеспечивающих единство научного и образовательного процессов и создающих задел для перспективных научных направлений.
Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности. В последние годы сократилось количество КБ и проектно-конструкторских организаций.
Научная и научно-техническая деятельность. Ведущие позиции в научной сфере занимает НАН Беларуси, Министерство промышленности, Министерство образования и Государственный военно-промышленный комитет (ВПК).
Наибольшее число организаций расположено в г. Минске. По областям они распределены так: Брестская область, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская область.
Важной качественной характеристикой научного и научно-технического потенциала является его структура по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные науки.
Научные кадры. Исследователи и разработчики – важнейшая составляющая научно-технического потенциала. От их профессиональной подготовки, квалификации, компетентности, новаторского мышления разработок, основанных на новых методах, продуктах, но и их коммерциализация, влияющая в конечном счете и на приток финансовых ресурсов в науку.
Ключевой характеристикой научных кадров наряду с количественными параметрами является их качественный состав, его динамика. Основное звено научных кадров составляют исследователи. Их квалификационный уровень (число докторов и кандидатов наук) – главный фактор высокой результативности ИР.
Не менее серьезными проблемами в формировании кадрового состава науки является нарушение рационального соотношения возрастных категорий работников, занятых ИР. Уменьшается доля исследователей в возрасте 31–39 лет, а в возрасте 60 лет и старше возрастает.
Финансирование науки заключается в денежном покрытии ее затрат. Финансовые ресурсы науки определяются как затраты на научные исследования и разработки (ИР). Общие затраты на ИР складываются из внутренних затрат на работы, выполняемые организациями, и на работы соисполнителей.
Наряду с объемами ИР важное значение для характеристики научно-технического потенциала имеет структура затрат по видам работ: фундаментальные (ФИ) и прикладные исследования (ПИ), разработки. В государственном секторе и секторе высшего образования преобладающая доля расходов приходится на исследования (75–80%), а в предпринимательском секторе – на разработки (до 90%). Ключевыми статьями внутренних текущих затрат являются оплата труда и приобретение оборудования.
В настоящее время в Беларуси функционирует ряд специальных фондов: Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Белорусский инновационный фонд, Фонд информатизации, отраслевые инновационные фонды. Они вносят значительный вклад в решение конкретных задач научной, научно-технической и инновационной деятельности, в укрепление финансовых ресурсов науки.
Материально-техническая база науки (МТБ). Включает основные фонды (здания, сооружения, специальное лабораторное и технологическое оборудование) научных, конструкторских организаций и предприятий, объектов инфраструктуры. Ее ядром являются приборы и оборудование, предназначенные для научных исследований.
Тесно связан с МТБ такой важный ресурсный компонент научной системы, как информационное обеспечение ИР и его компьютерно-технологическая база. Широкое применение информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) является глобальной тенденцией мирового развития и имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики Беларуси, расширения возможностей ее интеграции в мировую хозяйственную систему.
Национальной академией наук Беларуси в 2002 г. создано научно-инженерное республиканское предприятие «Национальный центр информационных ресурсов и технологий», который определен головной организацией по проблемам информатизации и развития системы НТИ в стране. Действуют центры информации: по неопубликованным документам (БелГИСС), по патентной информации (Национальный центр интеллектуальной собственности). На региональном уровне организованы областные центры НТИ. Развивается библиотечный сектор.
Продолжаются работы по развитию интегрированной корпоративной библиотечной системы Республики Беларусь, в том числе по внедрению современных информационных технологий при автоматизации ведущих библиотек (Национальной, Президентской, РНТБ, Центральной академической).
Научно-технический потенциал во всех своих составляющих реализуется в научной и научно-технической деятельности, результатами которой являются: в области ФИ – новые знания (гипотезы, теории, методы); ПИ – способы и пути использования новых знаний для разработки технических нововведений; ИР – новые материалы, продукты, устройства, технологические процессы, системы и методы.
Фундаментальные научные исследования. В 2002 г. начался качественно новый этап выполнения государственных программ фундаментальных исследований (ГПФИ). В год разрабатывается 40–45 программ, в которых участвуют преимущественно организации и учреждения НАН Беларуси, Министерства образования, Министерства здравоохранения и Министерства промышленности. Растет научный уровень результатов, полученных в рамках ГПФИ и публикуемых в монографиях, научных статьях и трудах.
По ряду направлений Беларусь не отстает от мировых тенденций, она удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ. На смену микроэлектронике приходит наноэлектроника. В Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники (БГУИР) уже создан и успешно работает центр по нанотехнологиям.
В последние годы белорусские ученые участвовали в выполнении около 400 совместных международных научных или научно-технических проектов по тематике или в рамках заданий ГПФИ.
Результаты ГПФИ использовались в качестве научной основы при выполнении заданий государственных и региональных научно-технических программ, хозяйственных договоров с отечественными потребителями научно-технической продукции.
Прикладные исследования и разработки. Выполняются во всех типах организаций – от академических институтов и вузов до научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов предприятий. Наиболее актуальные их направления координируются на государственном уровне с использованием методов программно-целевого управления.
Результаты выполнения государственных научно-технических программ (ГНТП) последних лет обеспечили достижения в области автомобиле- и тракторостроения, микроэлектроники, создания искусственных алмазов, техники для ликвидации чрезвычайных ситуаций, современных телевизоров, медицинского оборудования, лекарственных препаратов, сенсорной техники и др. Однако значительная часть завершенных в последние годы научно-технических разработок до настоящего времени остается невостребованными производством, экономикой в целом.
Инновация считается состоявшейся, если она реализовалась на рынке продукции или услуг. Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):
§ уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);
§ состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;
§ наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;
§ уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;
§ наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;
§ степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);
§ системой подготовки кадров-инноваторов;
§ финансовым обеспечением (объемами, источниками).
Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяется в процессе инновационной деятельности, которая в свою очередь оценивается в мировой практике (по рекомендации ОЭСР) по следующим параметрам:
§ долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции;
§ развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий);
§ внешнеторговым обменом продукцией высокой и средневысокой наукоемкости (долей в экспорте);
§ участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции;
§ участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).
Инновационностъ экономики – это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Инновационность означает также совершенствование и развитие существующих технологий в сфере производства и эксплуатации в сфере услуг, внедрение новых решений в организации и управлении, совершенствование и развитие инфраструктуры, особенно в области сбора, переработки и получения информации.
Создание и использование технологий. Ключевым фактором в обеспечении инновационности, восприимчивости предприятий к нововведениям является технологическая сфера, определяющая абсорбционную способность производства осваивать инновации.
Изобретатели республики создают новые решения мирового уровня по 30 с лишним направлениям науки и техники.
Инновации в промышленности. Под технологическими инновациями подразумевается деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, методов их производства (передачи), а также значительных технологических усовершенствований. Соответственно различают два типа инноваций: продуктовые и процессные.
Главным источником финансирования инноваций служили собственные средства предприятий (75%), средства внебюджетных фондов (7,8%), республиканского и местного бюджетов (по 4,9%).
В результате технологических инноваций изменения произошли в таких областях промышленности, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, сокращение энерго- и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.
Обновление и сертификация продукции. В промышленности данный показатель имеет положительную тенденцию к росту. Валообразующие предприятия в основном имеют сертификаты по ИСО серии 9000.
Внешнеторговый обмен наукоемкой продукцией. Основной макропоказатель технологического уровня и конкурентоспособности национальной экономики – доля высокотехнологичной, наукоемкой продукции в экспорте страны. Доля Беларуси на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 3% (доля США – 39%, Японии – 30%, Германии – 16%). Вклад информационных технологий в ВВП – сотые доли процента (в США – 5,4%, Японии – 3,2% , России – 0,003%).
Дальнейшее совершенствование технологической среды должно идти по инновационному пути развития науки и техники; создания систем управления интегрированными производственными структурами на основе информационных технологий; доведения технологического оснащения до мирового уровня; внедрения систем качества, соответствующих международным требованиям; сохранения и укрепления кадрового потенциала.
Инновационное предпринимательство. В 90-е гг. XX в. в Беларуси возник и получил развитие новый вид организационно-экономических форм научно-технической деятельности – инновационное предпринимательство, преимущественно в виде малых инновационных предприятий.
В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 инкубаторов, 4 научно-технологических парка, более 10 центров трансфера технологий и инновационных центров.
Из функционирующих технопарков («Технопарк «Могилев»», «Технопарк БГУ», ассоциация «Академтехнопарк», «Технопарк БИТУ) только «Технопарк «Могилев»» комплексно решает вопросы трансфера технологий и коммерциализации научных разработок. Ассоциация «Академтехнопарк» была создана по инициативе НАН Беларуси. В ее состав входят малые инновационные предприятия, другие субъекты малого предпринимательства, а также научные учреждения.
В системе Министерства образования Республики Беларусь функционируют 8 центров трансфера технологий и 5 региональных инновационных и бизнес-центров. Первые созданы в основном при технических вузах, вторые – при университетах. Их задачами являются, в частности, мониторинг рынка научных разработок, анализ научно-технического уровня их конкурентоспособности, анализ отраслей промышленности и изучение потребностей предприятий в новых технологиях, информационная и консультационная поддержка деятельности субъектов инновационного предпринимательства, а также деятельности различных субъектов хозяйствования в сфере трансфера технологий, организация и участие в конференциях и семинарах.
Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирования, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Беларуси она практически не используется. Финансированием инновационного предпринимательства в стране занимаются в основном Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (кредитует отдельные инновационные проекты) и Белорусский инновационный фонд (кредитует инновационные проекты в области научных исследований и разработок).
Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС). Международная кооперация в науке и технологиях является средством, с помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в интересах собственного развития, так как ни одна из них не в состоянии самостоятельно генерировать их в полном объеме.
Средства, выделяемые на МНТС, составляют 3–4% общего объема финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологий действуют более 30 международных договоров с правительствами государств ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия. С целью развития МНТС разрабатывается план мероприятий по интеграции Беларуси в Европейское исследовательское пространство и в «Болонский процесс» интеграции высшего и последипломного образования.
Подводя итог анализу инновационного потенциала и его составляющих, следует отметить, что позитивные процессы в инновационной сфере идут медленно. Из используемых в экономике республики технологий 80% составляют преимущественно традиционные.
Стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого система должна отвечать следующим требованиям:
§ быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;
§ опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования, производственной сферы;
§ иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.
Соответственно стратегическими приоритетами должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные сети, электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономики.
На период до 2020 г. к национальным приоритетам научно-технической и инновационной деятельности отнесены:
§ ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;
§ новые материалы и новые источники энергии;
§ информационные и телекоммуникационные технологии;
§ технологии производства
§ переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
§ промышленные биотехнологии;
§ экология и рациональное природопользование;
§ медицина и формация.
Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.
Задачи по повышению уровня научных исследований и разработок и в целом по усилению роли науки в инновационном развитии экономики потребуют существенных финансовых вложений в сферу науки. Внутренние затраты на исследования и разработки к 2010 г. должны быть не менее 2% к ВВП. При этом доля внебюджетного финансирования в общих затратах на исследования, разработки и работы по подготовке и освоению новых видов наукоемкой продукции должны составить не менее 50%.