Научный, научно-технический и инновационный и информационный потенциалы

В решении задач социально-экономического развития

Беларуси все более важную роль призвана играть научная, научно-техническая, инновационная и информационная политика государства

Научный потенциал – это совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных).

Научно-технический потенциал – это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Инновационный потенциал – это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.

Таким образом, научный, научно-технический и инновационный потенциалы взаимосвязаны и дополняют друг друга звеньями единого научно-инновационного цикла: зарождение идеи – фундаментальные исследования – прикладные исследования - опытно-конструкторские и опытно-технологические разработки - опытный образец –промышленные испытания – освоение в производстве –серийный выпуск – коммерческая – практическая эксплуатация.

Главным звеном цикла являются научно-технические разработки и их результат: научно-техническая продукция. От научного уровня, новизны, патентной чистоты и защищенности зависит эффективность, успешность собственно инновационной (внедренческой) стадии цикла.

Институционально - правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативные правовые акты в данной сфере.

Организационную систему научной деятельности, а также систему органов государственного управления обеспечивающую реализацию научно-технической политики, представляют: Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией страны, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.

Государственный комитет по науке и технологиям (ГНТП) проводит государственную политику и реализует функции государственного регулирования в сфере научной и инновационной деятельности, осуществляет охрану прав на объекты интеллектуальной собственности. ГНТП, региональные научно-технические программы (ОНТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты.

Министерство образования, комитеты, отраслевые министерства обеспечивают организацию и координацию научных исследований и научно-технической деятельности в отраслях, планирование и подготовку кадров высшей квалификации, которую в стране курирует ВАК.

Традиционно научные организации распределятся по трем основным сферам: академическая наука, которую представляет Национальная академия наук Беларуси, имеющая 90 научных организаций и свыше 11 тыс. работников, выполняющих ИР; вузовская наука, представленная 35 университетами и другими вузами, 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования; отраслевая наука , включающая в себя научно-технические центры, конструкторско-технологическое бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности -57 организаций и свыше 8 тысяч работников.

Потенциалы научной и научно - технической деятельности как основы инновационной системы страны характеризуют качественные и количественные показатели: количество научных организаций, объемы и структура исследований и разработок (ИР), научные кадры, финансовое обеспечение, материально – техническая база, научно – информационные ресурсы, система управления научной сферой, процессами ИР, включая блок оценки их результатов.

Макропараметрами научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве, количество научных организаций.

Наукоемкость ВВП – это доля внутренних затрат (в процентах) на научные исследования и разработки в валовом внутреннем продукте. Экономическую отдачу от вложений в научные исследования и разработки она обеспечивает при уровне не менее 1,5 -2,0%.

За 1990-1995 гг. наукоемкость ВВП в Беларуси упала почти в 2,5, раза. Это падение продолжалось в 2002 году до 0,73%, в 2003 году – до 0,63%, в 2004 году остановилось на этом показателе.

Однако благодаря принятым правительственным мерам по увеличению затрат на научные исследования и разработки, ситуация стала стабилизироваться. Так, по данным Национальной академии наук, эти затраты возросли за период 1998-2008 гг. в 2,7 раза. И уже в 2006 году в Беларуси наукоемкость ВВП повысилась до 0,7-075%., а за 2007 год составила 0,97%. По этому показателю Беларусь опережает Индию, Словакию, Португалию, Польшу, но от высокоразвитых в техническом отношении государств пока отстает. В США, Японии, Германии, Финляндии и др. наукоемкость ВВП достигает 2-3% и более. В Европейском союзе критической считается наукоемкость ВВП в 2%. Среди стран СНГ по уровню наукоемкости ВВП Беларусь пока уступает России и Украине. К 2015 году наукоемкостьВВП в республике планируется довести до 1,5%.

Следует заметить, что повышение наукоемкости ВВП за последние годы (2007-2008 гг.) во многом обусловлено осуществлением принятой Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы.

Стратегической целью этой программы является создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсов и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа, а также построение Национальной инновационной системы Республики Беларусь как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах , технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

Основные задачи Программы: формирование благоприятной для инноваций экономической, правовой и социально-культурной среды; модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий; достижение качественно нового технологического уклада в отраслях экономики; повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности; развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения.

Общие ожидаемые результаты от реализации Программы: создание базовых компонентов и институциональных структур Национальной инновационной системы Беларуси; укрепление связи науки, образования, производства и рынка в инновационном процессе. А также - налаживание механизмов, коммерциализации нововведений, включая объекты интеллектуальной собственности; усиление инновационной конкуренции и роли инноваций как основного катализатора инвестиций; обеспечение концентрации финансовых и кадровых ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития отраслей и регионов. Кроме того, - удовлетворение спроса реального сектора экономики на инновации; активизация инновационного развития национальной экономики; концентрация усилий на разработке и внедрении новых конкурентоспособных видов продукции; новейших ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, эффективных форм организации производства и труда; расширение инфраструктуры инновационной деятельности.

Ожидаемые результаты от реализации Программы в отношении модернизации отечественной экономики: завершение расширения, реконструкции, реструктуризации важнейших экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненно важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных технологий и техники; создание новых прогрессивных производств по выпуску наукоемкой продукции.

Ожидаемые результаты от реализации Программы в области хозяйственной практики: возрастание доли конкурентоспособных на мировом рынке производств и технологий V и VI укладов; создание около 50 тыс. новых рабочих мест; увеличение к 2010 году в 2 раза выпуска новой промышленной продукции (ее доля составит 19%); возрастание количества инновационно активных предприятий (25% от общего количества), при этом удельный вес сертифицированной по международным стандартам промышленной продукции составит более 70%; достижение высоких показателей по глубокой переработке нефти, лесных ресурсов; появление на белорусском рынке новых видов автомобильного топлива (биодизель, этанол), новых видов лекарств, электронных услуг.

В частности, к концу текущей пятилетки в системе Минпрома доля инновационно активных предприяти возрастет до 49,5%. Доля инновационной продукции в составе всей продукции – до 19,6% и сертифицированной – до 70%. В системе концерна «Белнефтехим» - 95,0%, 38,0% и 73,3%; в системе; в системе Минсельхозпрода аналогичные показатели составят – 16,1%, 18,2% и 62,0%; в системе Минобразования доля инновационно активных предприятий среди всех составит 70,4%, доля инновационной продукции - 54,1%.

Принципы формирования научно-технической политики государства определены в Законе Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики». В их число входят:

- государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований;

- выбор приоритетных направлений научно-технической и

инновационной деятельности на преимущественное развитие в

республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих

производств и технологий;

- непосредственная связь научной, научно-технической и

инновационной деятельности с образованием подготовкой

научных кадров и др.

Ожидается увеличение финансовых затрат на исследования и разработки за счет всех источников в 2,5-3 раза.

В структуру научно-технического потенциала входят: 295 организаций в государственном секторе, где занято 122 работника, предпринимательский сектор - 122, сектор высшего образования – 51. Больше всего организаций в Минске – 184 (62%). По областям они распределены так: Брестская область – 16, Витебская – 26, Гомельская – 27, Гродненская – 11, Минская -15 , Могилевская область – 16 организаций.

Структура научного и научно-технического потенциала по отраслям наук: естественные науки – свыше 20% затрат, технические – 50-65%, общественные – свыше 55%, сельскохозяйственные – свыше 6%, медицинские – около 5 и гуманитарные – менее 2%. В таких же пропорциях выполняются и исследовании.

Преобладание технических и естественных наук отражает специализацию Беларуси на машино-и приборостроении, что создает потенциальные возможности для поддержания и развития белорусских школ в области математики, физики, механики, разработок в области лазерных и плазменных технологий, оптоэлектроники и др.

Финансирование науки. Общие финансовые затраты на научные исследования и разработки (ИР) состоят из внутренних затрат на работы, выполняемые организациями, и на работы соискателей. В последнее время доля средств республиканского бюджета в общем объеме финансирования науки составляет от 40 до 50% (в 2004 г. 49,1%), а в общих расходах республиканского бюджета – 2,0%. К 2010 году на финансирование науки из республиканского бюджета направлено около 500 млрд. белорусских рублей,

Это в 2,5-3 раза больше, чем в предыдущие годы. Созданы специальные фонды: Белорусский республиканский фонд, инновационный фонд, фонд фундаментальных исследований, фонд информатизации, отраслевые инновационные фонды. Общий мировой фонд, на котором происходит научно-технологическое и инновационное развитие страны, в последние годы определяется глобальными процессами информатизации, ускорения технологических сдвигов, усиления технологических сдвигов, усиления международной конкуренции в мировом информационном пространстве.

Информационный потенциал – это совокупность всех видов ресурсов и условий, обеспечивающих возможность формирования ключевых институтов информационного общества в рамках национальной экономической системы

Темпы развития информатизации увеличиваются с каждым годом. Согласно прогнозу на 2010 год мировой рынок наукоемкой продукции составит около 3,5 трлн. дол. США, из которых 1,2 трлн. дол. придется на информационные технологии.

Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 гг. и на период до 2010 – «электронная Беларусь» ставит своей целью формирование единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу. Это общество включает в себя создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления. Обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества. Реализация программы создает необходимые условия для приведения стандартов страны в сфере информатизации в соответствие с мировой системой стандартов и ускорит формирование информационного общества.

Так, научно-техническая программа "Информационные технологии" в 2009 году получила около 3 млрд рублей финансирования (против 3,4 млрд в 2008 году). По всем остальным «частным» программам так же наблюдается рост финансирования. Например, финансирование ГНТП "Защита информации" увеличилось с 2,9 млрд. рублей в 2008 году до 5,5 в 2009; программы "Инфотех" – до 2,5 млрд рублей (с 1,2 млрд). Кроме того, возрос объем финансирования по новой целевой программе развития технологий радиочастотной идентификации (RFID), который составил 9 млрд рублей.

Наши рекомендации