Формирование трудовых ресурсов, их количественные и качественные характеристики

Формирование трудовых ресурсов – это процесс постоянного возобновления их численности соответствующего качества.

Стадия формирования (производства) трудовых ресурсов включает:

– появление новых трудовых ресурсов на основе рождения людей, достижения ими трудоспособного возраста;

– приобретение способности к труду посредством семейного воспитания, получения трудовой квалификации, системы общего и специального образования, профессиональной подготовки и т.п.;

– восстановление и развитие способности работников к труду, для чего нужны питание, одежда, жилье, социальная инфраструктура.

Основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются:

– граждане, вступающие в трудоспособный возраст;

– население в нетрудоспособном возрасте (подростки, пенсионеры по возрасту), стремящееся найти работу;

– нетрудоспособное население в трудоспособном возрасте (инвалиды, пенсионеры льготники), стремящееся найти работу;

– трудоспособные иммигранты;

Факторы, влияющие на формирование трудовых ресурсов:

– демографические (рождаемость, вступление в трудоспособный возраст, продолжительность жизни, смертность и т.п.);

– экономические (развитие экономики, способ производства, экономические отношения, заработная плата, наличие рабочих мест для отдельных категорий населения и т.д.);

– социальные (организация образования и здравоохранения, формы и размеры социальной поддержки, отношения в семье и т.п.);

– миграционные (создание условий для внутренней и внешней миграции);

– правовые (состояние трудового, семейного и других видов права);

– общественно-политические (войны, репрессии и т.п.);

– другие.

Трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики показывают численность трудовых ресурсов в целом или различных групп. Исходной базой для определения количественных характеристик трудовых ресурсов является численность той части населения, которая обладает способностью к труду в соответствии с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы. Показатели численности трудовых ресурсов определяются на конкретную дату или за какой-то период для конкретной административно-территориальной единицы (района, города, области и т.д.). Рассчитываются и средние показатели, например, среднегодовая численность трудовых ресурсов.

Количественные характеристики трудовых ресурсов во времени и по темпам изменения измеряются с помощью следующих показателей:

Абсолютный прирост трудовых ресурсов определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец рассматриваемого периода с учетом их естественного прироста и сальдо миграции.

Темп роста рассматривается как отношение численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их численности в начале периода.

Среднегодовой темп роста за ряд лет определяется как средняя геометрическая величина из годовых темпов роста. Например, среднегодовой темп роста трудовых ресурсов за 5 лет равен корню 5-й степени из произведения пяти годовых темпов роста.

Одним из показателей количественных изменений трудовых ресурсов является коэффициент естественного их прироста, исчисляемый как отношение естественного прироста трудовых ресурсов к их среднегодовой численности.

К качественным характеристикам трудовых ресурсов относятся показатели, раскрывающие их половозрастные данные, образовательный уровень, профессионально-квалификационную структуру, интеллектуальные и другие способности.

В структуре экономически активного населения России, являющегося главной составляющей трудовых ресурсов, в 2005 году доля мужчин составляла 51,0, а женщин – 49%. При изучении трудовых ресурсов, как правило, выделяются 4 основные возрастные группы: молодежь 16-29 лет, лица 30-49 лет, лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 лет) и занятые в общественном хозяйстве лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше).

Показателем интеллектуального потенциала общества является уровень общего и профессионального образования работников. Он определяется процентом грамотности, средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, удельным весом специалистов с высшим образованием и другими показателями.

Большое значение имеет изучение профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, определение удельного веса работников по роду и видам трудовой деятельности, уровню квалификации и т.п. (например, см. табл. 2.4.)

Таблица 2.4

Распределение численности занятых по видам экономической деятельности и уровню образования в 2005 году

(на конец ноября в процентах)[20]

Виды экономической деятельности Занятые в экономике – всего В том числе имеют образование
высшее профес­сиональное неполное высшее профес­сиональное среднее профес­сиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее начальное общее, не имеют начального общего образования
Всего в экономике 24,7 1,9 25,4 18,3 22,7 6,3 0,7
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6,0 1,2 16,8 17,3 35,3 19,4 4,0
Рыболовство, рыбоводство 22,0 2,1 36,7 15,2 18,0 6,1  
Добыча полезных ископаемых 16,5 0,9 27,9 29,0 21,7 3,9  
Обрабатывающие производства 18,8 1,8 23,8 23,5 25,4 6,2 0,4
Производство электроэнергии, газа и воды 23,2 1,5 26,7 22.2 20,5 5,3 0,5
Строительство 19,6 1,4 21,1 23,6 7,6 0,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 19,5 3,1 26,2 18,6 26,8 5,4 0,3
Гостиницы и рестораны 9,1 1,4 23,0 34,0 25,7 6,2 0,6
Транспорт и связь 17,0 1,8 24,9 24,7 27,0 4,3 0,3
Финансовая деятельность 66,7 1,8 19,1 6,1 5,7 0,6  
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 38,9 1,9 20,6 13,4 20,4 4,7 0,1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязатель­ное социальное обеспечение 39,3 2,2 25,4 11,5 18,7 2,8 0,2
Образование 50,4 2,1 26,3 7,6 9,8 3,4 0,4
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 28,2 0,9 46,8 6,9 12,8 4,1 0,3
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 25,1 2,4 28,3 21,2 18,5 4,0 0,5

Фаза формирования, как правило, рассматривается в разрезе всех трудовых ресурсов, как участвующих в экономических процессах, так и неучаствующих. Другие же фазы, чаще рассматриваются по отношению к трудовым ресурсам, участвующим в экономических процессах.

Распределение трудовых ресурсов

Распределение (перераспределение) трудовых ресурсов включает в себя планомерное и (или) стихийное размещение трудовых ресурсов по сферам приложения труда, видам занятости, отраслям общественного производства, по территориям страны в соответствии со спросом и предложением региональных и внутренних рынков труда.

На отраслевое и региональное распределение (перераспределение) трудовых ресурсов значительное влияние оказывают общественное разделение труда, достигнутый уровень развития производительных сил и общественных отношений.

На данной и последующих фазах воспроизводства трудовых ресурсов проявляется особенность трудовых ресурсов: их нельзя аккумулировать, накапливать как товары или оборудование, а нужно распределять для дальнейшего использования (потребления) по мере их формирования.

Факторы, обуславливающие распределение трудовых ресурсов:

объективные:

– достижение индивидом нижней или верхней границы трудоспособного возраста;

– развитие социально-бытовой инфраструктуры (наличие жилья, детских дошкольных учреждений и т.п.);

– структура экономики, отрасли, рабочих мест, их наличие;

– уровень развития производительных сил и производственных отношений;

– структура рынка труда;

– другие.

субъективные:

– личные качества и характеристики человека;

– жизненные и профессиональные ориентиры и устремления человека.

Анализ факторов, обуславливающих распределение трудовых ресурсов, позволяет сделать вывод, что распределение трудовых ресурсов определяется:

– их движением (шесть видов движения);

– политикой размещения производительных сил;

– миграционными процессами;

– системой трудообеспечения;

– социально-личностными устремлениями отдельного человека, определенных групп людей.

В распределении трудовых ресурсов выделяют виды распределения. Чаще всего выделяют виды распределения, связанные с очередностью осуществления: первичное и вторичное перераспределение.

Первичным распределением считается процесс, когда человек, переходя в статус трудовых ресурсов, впервые определяется со сферой своей деятельности. Исходя из этого первичное распределение, в свою очередь, подразделяется на два направления:

– поступление гражданина в учреждение сферы профессионального образования с целью развития своих профессиональных способностей к труду;

– трудоустройство гражданина в сфере экономики.

Повторное распределение, или перераспределение возможно как среди лиц, получивших профессиональное образование, – в сферу дальнейшего обучения или в сферу экономики, так и среди лиц, ранее работавших, – в сферу профессионального образования, в иную сферу экономики или в организации той же сферы[21].

Ряд экономистов еще выделяет виды распределения и перераспределения исходя из сфер деятельности работников: межфирменное (территориальное, отраслевое) распределение и внутрифирменное (между подразделениями (предприятиями) фирмы, внутри подразделения фирмы)[22].

В распределении (перераспределении) трудовых ресурсов выделяют формы:

– самостоятельные (индивидуальные, неорганизованные), когда человек сам решает вопросы распределения;

– общественно-организованные (оргнабор, оргпереселение, общественные призывы, плановое трудоустройство выпускников, трудоустройство через службы занятости, конкурсное замещение и т.д.).

Фаза распределения является сквозной, распространяется на весь процесс воспроизводства трудовых ресурсов. В системе рыночных отношений она обеспечивает функционирование рынка труда.

Важное место в формировании и распределении трудовых ресурсов играют миграционные процессы.

Обмен трудовых ресурсов

В современной экономической науке данная фаза воспроизводства трудовых ресурсов практически остается неразработанной, хотя отдельные попытки есть. Так, Костин Л.А. считает, что «фаза обмена трудовых ресурсов совершается на рынке труда, где трудовые ресурсы, вступая в стадию купли-продажи, становятся рабочей силой. В советский период, когда купля-продажа рабочей силы не без оснований отрицалась, фаза обмена в экономической науке не рассматривалась»[23].

Некоторые сущностные моменты данной фазы можно увидеть в разработках, связанных с рассмотрением соотношения категорий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» (нередко их отождествляют), с анализом сущности и механизма функционирования «рынка труда» (нередко называемого «рынком рабочей силы»). До сих пор в экономической науке ведется дискуссия о том, что же является товаром, а значит, обменивается, на рынке труда: труд или рабочая сила[24]. А может быть правы авторы, которые считают, что на рынке труда ничего и не продается, а происходит процесс решения вопросов «передачи в аренду работодателю способностей работника к труду?[25]

Взгляды Л.А. Костина на то, что трудовые ресурсы на рынке труда становятся рабочей силой и фаза их обмена совершается на этом рынке, поддерживают, в какой-то мере, Одегов Ю.Г. и др. Они утверждают, что «с позиций воспроизводства рабочей силы к рынку труда относятся только стадии распределения и обмена. Однако элементы обмена есть и в других стадиях. Так, при использовании рабочей силы происходит обмен функционирующих способностей (труд) на денежное вознаграждение в форме цены труда (заработной платы). Этот обмен объективно необходим для постоянного восстановления способности к труду»[26].

А может быть, учитывая мнение подавляющего большинства экономистов о специфичности рынка труда, неправомерно выделять фазу обмена трудовых ресурсов как самостоятельную? Не лучше ли процессы фазы обмена трудовых ресурсов рассматривать в фазах распределения (заключение трудового соглашения между работником и работодателем завершает процесс распределения) и использования (оплата использованных способностей (труда) – элемент фазы использования)? Здесь многое зависит от целей анализа.

Использование трудовых ресурсов

Использование трудовых ресурсов – заключительная фаза воспроизводства трудовых ресурсов, в которой обеспечивается занятость трудоспособного населения, а главное реализуются знания, умения и другие способности людей к труду в ходе их практической деятельности.

Фаза использования трудовых ресурсов – наиболее продолжительная из всех стадий их воспроизводства. Эта стадия тесно «переплетена» с другими стадиями воспроизводства. В ходе ее не только реализуются способности людей к труду, но и выявляются плюсы и минусы в формировании этих способностей, в размещении трудовых ресурсов, происходит дальнейшее развитие трудовых ресурсов, всей системы их воспроизводства.

Задачи, которые решаются на стадии использования трудовых ресурсов:

– обеспечение полной рациональной занятости трудовых ресурсов;

– обеспечение как можно более эффективного использования живого труда непосредственно в ходе общественно-полезной деятельности людей.

Использование трудовых ресурсов может идти по двум направлениям: интенсивному, связанному с сокращением затрат живого труда на единицу продукции, и экстенсивному, связанному с привлечением к труду не занятых еще в общественном производстве лиц, а также с сокращением трудовых потерь, вызываемых текучестью кадров и т.п.

Условия, влияющие на использование трудовых ресурсов:

– материально-технические (уровень развития науки и техники, профессионально-квалификационная структура тру­довых ресурсов, организация материального, финансового и др. обеспечения, условия труда и т.п.);

– общественно-экономические (уровень развития системы производственных отношений, кооперации, экономической интеграции, форм собственности, системы трудового и другого права и т.п.);

– естественно-природные (демографические, природно-климатические и т.п.).

Эффективного использования трудовых ресурсов, в части обеспечения полной рациональной занятости их, можно достигнуть путем:

– увеличения спроса на рабочую силу на рынке труда;

– повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда;

– совершенствования профориентационной работы;

– развития системы прав и гарантий граждан (материальных, социальных) в сфере занятости;

– повышения роли социального партнерства;

– рационального распределения трудовых ресурсов.

В части же повышения эффективности использования функционирующей рабочей силы следует добиваться:

– интенсификации производства за счет научно-технического прогресса;

– внедрения научной организации труда;

– совершенствования системы управления экономикой труда.

Эффективность использования трудовых ресурсов раскрывается и оценивается через систему показателей, которые отражают:

– степень и структуру занятости трудоспособного населения в общественном производстве;

– производительность общественного труда.

Ведущее место среди них занимают показатели, отражающие производительность труда, которые вычисляются как отношение результатов производства к затратам непосредственного, живого труда.

Степень вовлечения трудовых ресурсов в общественное производство отражается через уровень занятости их (УЗ ТР):

Формирование трудовых ресурсов, их количественные и качественные характеристики - student2.ru

где ЧЗАН Т Р – численность занятых трудовых ресурсов, чел.;

ЧТ Р – общая численность трудовых ресурсов, чел.

Рациональность распределения трудовых ресурсов в экономике можно оценить через абсолютные или относительные показатели размещения их по сферам и отраслям экономики, по видам деятельности и т.д. (например, см. табл. 2.5)[27].

Наши рекомендации