Виды трансакционных издержек и методы их сокращения
Выше уже давались перечень и классификация видов трансакционных издержек. Остановимся на некоторых из них.
а) Издержки поиска информации об альтернативных сделках.
Еще в 1961 году Д. Стиглер в пионерской работе «Экономическая теория информации» писал, что «информация является ценным ресурсом: знание – сила». Для экономических агентов поиск информации по возможным сделкам, по сопоставлению альтернативных вариантов не является бесплатным благом. Ее нахождение и получение требует времени и денег. Издержки поиска информации о ценах, партнёрах и клиентах – покупателях складываются из прямых затрат (на рекламу, на каталоги, «обработку клиентов»; косвенных издержек (членство на бирже, участие в ярмарках) и издержки коммуникации (почтовые расходы, оплата переговоров,…).
Реклама является способом идентификации покупателей и продавцов, колонки рекламных объявлений являются местом встречи потенциальных покупателей и продавцов, в результате чего резко сокращаются затраты на поиск информации. Еще со средних веков биржи и ярмарки также были призваны максимально сблизить основную массу продавцов и покупателей в одном месте, чтобы сократить разброс цен и сократить время сделок. Ярмарки работали в определенные дни недели, в определенном месте. До сих пор в Гамбурге, как и 300 – 400 лет назад на Fish market торгуют свежей рыбой по четвергам ранним утром. Такую же функцию до сих пор выполняет торговля «на полу» («в яме», «на паркете») фондовых и товарных бирж.
б) Издержки измерения
Как известно, классическая и неоклассическая экономическая теория учитывает только две характеристики товара – его количество и цену. Качество товаров не рассматривается, они признаются однокачественными.
Неоинституциональная теория изучает, как качественная неопределенность благ воздействует на организацию производства и обмена, а затраты на измерение качества благ влияют на тип контракта. Если издержки измерения растут, то выгодно заключить такой контракт, который позволит сократить эти затраты.
Практика выявила целый ряд инструментов, позволяющих сократить трансакционные издержки. Это гарантии, контракты с долевым участием, торговые марки. Гарантии, которые продавец устанавливает на свой товар, позволяет отказаться от измерения качества товара и сэкономить на издержках измерения. Контракты с долевым участиемиспользуются тогда, когда измерение качества до совершения сделки, до покупки товара (т.е. ex ante) затруднительно для обеих сторон. Тогда заключается контракт, по которому продавец получает определенный процент от заключенного контракта, а большая часть оплаты поступает после реализации всей продукции. Например, такие контракты издательство заключает с малоизвестными авторами первых изданий их романов, пособий (если это не руководство типа «Как стать богатым» или «Как быстро похудеть»!).
Торговые марки(бренды), как правило, гарантируют известное качество продукта, осуществляют строгий контроль за его соблюдением. Торговая марка поддерживает репутацию производителя и сама по себе является ценным его активом, который имеет рыночную оценку. Промышленные компании, банки имеют рейтинги своих брендов. Так, долгое время мировой рейтинг компаний возглавляла «Кока – Кола» (стоимость бренда превышала 200 млрд. долл.), но в 2011 году его возглавил «Apple». Стоимость брендов банков – лидеров мирового рейтинга: британский HSBC – 27 млрд. долл., американские «Well Fargo» - 25 млрд. долл. и «ВОА» - 22 млрд. долл. Сбербанк – десятый в рейтинге 2011 года, его бренд оценивается в 10 млрд.долл. Бренд исполняет важнейшую функцию – он сигнализирует «своих» и потенциальных покупателей , клиентов о качестве товаров и услуг. Затраты на поддержание известных брендов немалые, но еще больше дополнительная прибыль и экономия на измерение качества.
в) Издержки ведение переговоров и заключения контракта
Эти издержки могут быть значительными, так как стороны должны договориться о цене, о времени поставок и форме платежа, а также о распределении выгод и потерь в случае форс – мажорных обстоятельств. В состав издержек этого типа входят: затраты и время переговоров, оплата услуг юристов – консультантов, потери от неправильно составленных договоров. Сокращение подобных издержек связано с использованием типовых (стандартных) договоров по принципу «присоединяйся к договору и уходи».
При анализе издержек переговоров с успехом можно использовать теорию игр. Каждый из игроков выбирает свою переговорную стратегию: жесткую, по которой он не идет на уступки, или мягкую,в соответствии с которой он готов уступать. Допустим, оба переговорщика выбирают жесткую стратегию, по которой Аполучит выигрыш в 3 млн. долларов или 10 млн., если Ввыберет мягкую стратегию.Если быАвыбрал мягкую стратегию, он получил бы выигрыш соответственно 0 или 6 млн. Но по условию, какую бы стратегию не выбрал В, игрок А выбирает жесткую стратегию. То же самое относится и к выигрышам В. Поскольку оба выбирают жесткую стратегию, то их выигрыш будет по 3 млн., в то время при выборе обоими мягкой стратегии, оба выиграли бы по 6 млн. долларов. Отсюда следует практическое правило: «Торгам присуща тенденция к исключению потенциальных выигрышей, которые являются целью переговоров». Схематично данный пример изобразим в виде нормальной игры с соответствующей условию платежной матрицей.
Игрок В | |||
Жесткая стратегия | Мягкая стратегия | ||
Игрок А | Жесткая стратегия | 3; 3 | 10; 0 |
Мягкая стратегия | 0; 10 | 6; 6 |
Рис.3.1. Платежная матрица переговорной стратегии
г) Издержки контроля и предупреждения оппортунистического поведения.
Неоклассическая теория считает, что экономические агенты следуют своей выгоде, ведут себя честно, не обманывают друг друга («Честность - лучшая политика»), так как обман не выгоден. В институциональной экономике используется неоинституциональная «экономическая теория трансакционных издержек» Нобелевского лауреата по экономике 2009 года О. Уильямсона, согласно которой в своем экономическом поведении люди склонны действовать оппортунистически, т.е. для достижения собственной выгоды они используют все доступные им средства, в том числе ложь, вероломство, нарушение принятых обязательств по отношению к другим предприятиям (аутсайдерам) или передачу им инсайдерской (сугубо внутренней) информации.
Издержки оппортунистического поведения - это издержки, связанные с прямыми потерями для компании, с трудностями контроля поведения сторон, заключивших контракт, а также с затратами на предотвращение оппортунистического поведения.
В качестве механизма снижения риска оппортунизма при сделке с нарушениями исполнения обязательств сторон можно использовать объединение интересов сторон через институт брака; заключение «обменной дружбы» между сторонами долгосрочных контрактов; устранение независимого положения сторон.
Эффективным средством защиты контрактов является ситуация, когда контроль за выполнениемконтракта передается третьей стороне- независимой группе контролеров с высокой репутацией. Этот метод использовался еще в средневековой Европе– институт неформальных судей, которые решали споры между купцами и накапливали и распространяли информацию о репутации купцов.
В качестве третьей стороны может выступать государство. Однако, защита контрактов со стороны государства никогда не бывает идеальной, она является формализованной, деперсонализированной, а стороны, наоборот, стремятся сделать деловые отношения менее обезличенными и более персонализированными.
Наконец, важнейшим элементом обеспечения контрактов является их правовая защита,связанная с возможностью предъявления судебного иска о возмещении ущерба от неисполнения договора или иска о принудительном исполнении контракта. Но не все сделки подпадают под действие закона, к тому же суды часто удовлетворяют претензии по искам не в полной мере (часто совершенно не учитывается упущенная выгода). Принудительное исполнение бывает невозможно выполнить, например, из-за неплатежеспособности стороны, нарушившей контракт.
е) Внутрифирменные трансакционные издержки
Эти издержки также называются управленческими или бюрократическимии они связаны с координацией разделения труда(операций) внутри фирмы и обеспечением необходимой мотивации работников на выполнение заданий, предотвращение оппортунизма.
Издержки, связанные с проблемой координации (координационные издержки),включают: управленческие издержки;издержкисбора и обработки информации;издержки коммуникации (задержка информации, неточная информация). Мотивационные издержки включают: потери от «отлынивания» (плохое исполнение обязанностей, прогулы, опоздания) работников; издержки измерения вклада в общий результатотдельных работников; издержки контроля и борьбы с внутрифирменным оппортунизмом работников. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в теме 5 «Институциональная теория фирмы».
В обобщенном виде методы минимизации трансакционных издержек можно представить в следующей таблице.
Табл 3.2. Общие методы минимизации трансакционных издержек
Методы | Инструменты | Содержание |
Политика государства | Статистическая и финансовая отчетность пред приятий. Государ-ственный бюджет (расхо- ды). Внебюджетные фонды. Социальные трансферты. | Государство собирает и обрабатывает социально - экономическую информацию по всем субъектам экономики, снижая уровень экономической неопределенности. Обеспечивает формирование необходимой законодательной базы и механизма исполнения законов. Осуществляет сильную экономическую политику, направленную на укрепление человеческого потенциала (уровень общего и профессионального образования, всестороннее развитие личности. Воспитание, достойная оплата труда, поддержка НГО – все это будет способствовать снижению оппортунизма. |
Корпорати-визация экономики | Вертикальная интеграция. Слияние и по- глощение (M&A). Создание ФПГ. Проведение IPO (трансфор мация закры тых обществ в публичные компании. | Теория трансакционных издержек предсказывает, что в случае высокой специфичности активов верти-кальная интеграция более эффектив-на, чем рыночный контракт. Слияния и поглощения способствуют экономии от масштаба, сокращению внутрифирменных издержек, позволяет эффективно использовать трансфертное ценнообразование для снижения налогов (для многонациональных компаний). Сокращаются возможности для инсайдерского оппортунизма. |
Развитие информации-онных технологий | Информационно – коммерческие системы. Интернет – технологии. Для банков подключение к SWIFT, электронным платёжным системам. | Разработаны поэтапные стратегии использования информационных технологий. Использование электронной коммерции и электронных денег существенно снижает издержки по расчетно – платежным операциям. |
Трансакции-онный анализ | Бухгалтерский баланс и другая финансовая отчетность предприятия. | Идея институционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакционную составляющую финансовой информации. |