Цели денежно-кредитной политики

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 32 с., 2 рис., 3 табл., 15 ист.

ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА, РЕЗЕРВЫ, УЧЕТНАЯ СТАВКА, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Объект исследования: денежно-кредитная система Республики Беларусь

Предмет исследования в работе – методы регулирования денежно-кредитных отношений.

Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы сущности денежно-кредитной политики, обобщить имеющиеся научные подходы в данной сфере и сделать выводы относительно состояния денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.

В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:

- изучается денежно-кредитная политика как основной инструмент макроэкономического регулирования,

- исследуются особенности денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь.

При написании работы были использованы аналитический, системный и эмпирический методы, исследована проблемная тематики и практические работы, посвященные исследуемой проблеме.

Цели денежно-кредитной политики - student2.ru В результате проделанной работы была всесторонне изучена сущность кредитно-денежной политики, а также проведен анализ ее особенностей в Республике Беларусь и поставленные цели были достигнуты.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все использованные из литературных и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО– КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.. 5

1.1 Денежно – кредитная политика: сущность, значение и цели. 5

1.2 Цели денежно-кредитной политики. 6

1.3 Описание инструментов денежно-кредитной политики. 9

1.4 Типы денежно-кредитной политики. 12

ГЛАВА 2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 17

2.1 Направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. 17

2.2 Направления совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31

ВВЕДЕНИЕ

Отличительным признаком любого суверенного государства является национальная денежная система, включающая совокупность присущих ей специфических черт и особенностей, а также элементов, свойственных денежным системам всех стран.

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

Вопросы становления денежной и в частности валютной системы в период перехода к рыночной экономике рассматривались как в отечественных, так и в зарубежных научных изданиях. Тем не менее, мнения торов достаточно противоречивы, поэтому проблема становления денежной системы Республики Беларусь остается достаточно актуальной.

Цель работы – рассмотреть проблемы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:

- изучается денежно-кредитная политика как основной инструмент макроэкономического регулирования,

- исследуются особенности денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь.

В работе использованы научные работы и статьи, официальная и независимая точки зрения на проблему экономического роста в РБ, информация Министерства статистики РБ, широко применялись источники СМИ в глобальной сети Интернет.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО– КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Денежно – кредитная политика: сущность, значение и цели

Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Их экономическая природа предполагает непрерывность обращения. Временно свободные денежные средства должны аккумулироваться и превращаться в инвестиции. Специальной организацией, обеспечивающей движение денег, является банк. Банковская система является основной в кредитной системе страны, которая включает в себя совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также совокупность кредитных институтов, способных мобилизовать временно свободные денежные средства, превратить их в кредиты, и, в конечном счете - в инвестиции. Во главе банковской системы стоит Центральный Банк. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений, то есть сберегательных учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний и т.д. Изначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время к этой функции постепенно добавились еще две: контроль за денежным обращением в стране и контроль за деятельностью коммерческих банков[2, C. 212].

А вот сфера деятельности частных банков – это широкий спектр финансово-кредитных операций: прием вкладов и выдача кредитов, посредничество в платежах, операции с ценными бумагами, размещение государственных займов, консультации по кредитно-финансовым вопросам и т.п. Наличие в рыночной экономике коммерческих банков приводит к тому, что они увеличивают предложение денег в период инфляции, так как им это выгодно, и сокращают в период депрессии, способствуя тем самым усилению циклического развития. Их нерегулируемая деятельность приводит к колебаниям деловой активности. Поэтому за деятельностью частных банков необходим контроль государства. Такой контроль осуществляется в рамках государственной денежно-кредитной политики.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается комплекс мер направленных на поддержание стабильного развития экономики через регулирование кредитного обращения и денежного рынка. Денежно-кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен[2, C. 213].

Обсуждая направления денежно-кредитной политики, многие экономисты и представители центральных банков различных государств постоянно ссылаются на шесть ее основных целей:

1) Высокий уровень занятости;

2) Экономический рост;

3) Стабильность цен;

4) Стабильность процентной ставки;

5) Стабильность на финансовых рынках;

6) Стабильность валютного рынка.

Цели денежно-кредитной политики

Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов.

Осуществляя денежно-кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег". Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания коньюктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики(т.е. количественные ограничения кредита).

Денежно–кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса. [4; с. 97].

Цели денежно-кредитной политики классифицируются на конечные и промежуточные.

Конечные цели:

а) экономический рост;

б) полная занятость;

в) стабильность цен;

г) устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Экономический рост

Нацеленность на постоянный экономический рост тесно связана с задачей поддержания высокого уровня занятости, поскольку при низком уровне безработицы фирмы, скорее всего, будут осуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность труда и обеспечить экономический рост. И наоборот, если уровень безработицы высок и фабрики не заняты, то производителям невыгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование. Обе эти цели взаимосвязаны, но государственная политика может быть специально ориентирована на поддержание экономического роста путем стимулирования инвестиционной активности фирм или процесса формирования сбережений населения, которые обеспечивают предприятия средствами для инвестирования.

Наши рекомендации