Предмет изучения микроэкономики
Предметом микроэкономики являются экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов, — принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. В любом обществе ограниченность ресурсов предполагает выбор при его рациональном использовании для производства или потребления.
Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:
1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).
2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.
3. Рыночное равновесие и структура рынка.
4. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.
5. Асимметрия информации — как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.
6. Внешние эффекты (экстерналии) — как и почему существует возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других.
7. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.
8. Теория общественного выбора — раздел экономики изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
Методы микроэкономического анализа
Микроэкономика использует общие и частные методы. К общим методам
относят: абстракция, аналогия, индукция, дедукция, анализ, синтез. К частным относят:
1. Статистические методы: корреляция (нахождение степени зависимости одной величины от другой), регрессия (определение влияния факторов на результат).
2. Математическое моделирование (описание экономических явлений с помощью уравнений и неравенств).
3. Предельный анализ (изучение изменения одних величин при изменении других).
4. Функциональный анализ (построение функциональных зависимостей).
5. Равновесный анализ (подход) основан на предположении, что существует равновесное состояние и изменение различных показателей и параметров связано со стремлением к равновесию.
Базовые экономические понятия
1.Экономические потребности — внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.
2.Первичные потребности — удовлетворяют жизненно-важные потребности человека (сон, еда, одежда). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой.
3.Вторичные — все остальные потребности (досуг и т. д.)
4.Экономические блага — средства удовлетворения экономических потребностей (вещи, услуги). Среди экономических благ необходимо выделить взаимозаменяемые — субституты (чай, кофе, поезд или самолёт), взаимодополняемые — комплементарные товары (бумага — ручка, авто — бензин). Экономические блага делят на — настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).
Долговременные — многоразовые.
Недолговременные — исчезающие в результате разового потребления.
5.Экономический выбор — выбор наилучшего из альтернативных вариантов, который обеспечивает макс. удовлетворение потребностей при данных затратах.
6.Альтернативные затраты — издержки, затраты, которыми необходимо пренебречь или пожертвовать ради других затрат (затраты неиспользованных возможностей).
7.Производственные возможности — возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании ресурсов.
8.Кривая производственных возможностей — показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов.
Все точки внутри кривой означают неполное использование ресурсов. Любая производственная программа характеризующаяся точками за пределами кривой не будет обеспечена наличными ресурсами. Если улучшается технология или увеличивается количество ресурсов, кривая сдвигается вправо вверх.
Рис.1
Кривая производственных возможностей
Спрос и предложение
Кривая спроса
Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.
Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
Кривая спроса показывает какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D).
Рис. 2
Кривая спроса
Факторы, влияющие на спрос (неценовые):
1. Изменение доходов потребителей
2. Изменение вкусов и предпочтений
3. Ценовые и дефицитные ожидания
4. Изменение расходов на рекламу
5. Изменение цен на товары — субституты и комплементарные товары
6. Изменение количества покупателей
Под влиянием неценовых факторов происходит изменение спроса.
Рис.3
Изменение спроса
Кривая предложения
Функция предложения — определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов.
Законом предложения называется увеличение количества предлагаемого блага при росте его цены.
Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).
Рис.4
Факторы, влияющие на предложение (неценовые):
1. Цены факторов (ресурсов) производства
2. Технология производства
3. Ценовые и дефицитные ожидания производителей
4. Размер налогов и субсидий
5. Количество производителей
Под влиянием неценовых факторов изменяется предложение.
Рис.5
Изменение предложения
Равновесная цена
Равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
PE=PD=PS, QE=QD=QS
Равновесная цена обычно выше минимальной цены которую готовы предложить производители.
Общая выручка — TR = PE x QE
Разность между общей выручкой и затратами производителя (oPminEQE) составляет излишек (прибыль) производителя.
Рис.6
График прибыли