Объекты культурного наследия. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Объекты культурного наследия имеют разный статус. Наиболее важные из них имеют статус памятников федерального значения, остальные — регионального. Но статус еще не определяет права собственности. Памятники федерального значения могут находиться в собственности регионов, и наоборот.
Со временем может меняться и категория здания. Есть категория памятников истории, которые, в отличие от памятников архитектуры, ценных особенностями конструкции и декора, подлежат охране из-за причастности к историческим событиям и известным людям. Так, имеются здания, связанные с революцией и революционными деятелями. Но взгляд на историю меняется, поэтому и статус может быть изменен. Утратив элементы, которым он обязан своим статусом, памятник архитектуры может перестать им быть.
Источник: Журнал «МИР&DOM»
Источник: Журнал «МИР&DOM»
Постановлением Верховного Совета РФ №3020 от 1991 г. все памятники федерального значения были отнесены к федеральной собственности. Но правительство Москвы, зарегистрировав право собственности на многие из них, два года назад опротестовало это постановление в Конституционном суде. Московские структуры претендуют на все памятники, расположенные в Москве, за исключением памятников особого значения вроде Кремля и бывшей «Ленинки», а также тех, которые заняты организациями, не вносящими арендную плату.
Федеральные структуры, в свою очередь, хотят получить в собственность те из региональных памятников, где исторически располагаются федеральные органы власти и которые были за ними закреплены еще советскими постановлениями разных лет. Зданиями, находящимися в федеральной собственности, распоряжается сейчас Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры.
Из-за нерешенных вопросов по «разделу имущества» резко сокращается число памятников, которые можно сдавать на долгосрочной основе. А ведь именно долгосрочная аренда привлекательна для постояльца исторического здания, вкладывающего деньги в его реставрацию. Неурегулированность прав собственности создает множество неприятных коллизий и для частных собственников, приватизировавших такие «спорные» памятники. Если при приватизации были нарушены законы, или московские власти продали в частную собственность здание, а потом оказывается, что на самом деле собственность федеральная, суд вправе опротестовать сделку, признать ее ничтожной и потребовать возврата здания в госсобственность.
А пока, необжитые памятники разрушаются. В России не менее трети из них находятся в аварийном состоянии. В Москве этот процент намного меньше, но и здесь есть аварийные здания. Одни горят, другие просто тихо ветшают без хозяина. Быстрее всего разрушаются образцы деревянного зодчества.
Источник: Журнал «МИР&DOM»
Источник: Журнал «МИР&DOM»
Источник: Журнал «МИР&DOM»
Кроме того, идут споры и о самой возможности приватизации памятников. Некоторые видят преимущества по сравнению с приватизацией в сдаче памятников в долгосрочную аренду. Средства, вложенные арендатором в реставрацию здания, засчитываются ему в счет арендной платы на несколько лет вперед. Такое положение закреплено в ст. 14 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» гласящей: «Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия... и обеспечившее выполнение работ по сохранению данного объекта... имеет право на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат». После зачета инвестиционных затрат арендная плата начинает поступать в бюджет, из которого затем финансируется восстановление других памятников, где сидят некоммерческие — бюджетные и научные организации, которые не в состоянии проводить реставрацию из своих средств.
В последнее время находится немало компаний, согласных на долгосрочную аренду. Например, не так давно по адресу Софийская набережная, д. 22 находились останки памятника - фундамент и фрагменты стен. «Мы сдали в аренду эти «останки», и некоторое время спустя госкомиссия приняла замечательный воссозданный особняк XVIII века. Все средства, которые инвестор вложил в восстановление, мы засчитываем в счет аренды, а это не один миллион долларов. Естественно, все рассчитывается по определенной методике, с учетом ставки аренды в Москве - арендатор считает для себя выгодным такое вложение средств, — рассказывает бывший руководитель агентства В. Георг. — Сейчас инвесторы не видят разницы между собственностью и долгосрочной арендой на 49 лет».
Однако, все-таки многие инвесторы ее считают, что организации выгоднее владеть памятником, нежели быть арендатором. В этом случае государству сложнее воздействовать на нее, тем более что механизмы такого воздействия не отработаны. Для бизнесменов не секрет, что российское законодательство непостоянно, государство склонно к фискальным мерам, да и арендные ставки все время растут. На долгосрочную аренду многие соглашаются, поскольку других вариантов с охраняемыми зданиями на сегодняшний день не существует.
Очень вероятно, что подлежать приватизации будут только те здания, которыми собственнику-государству невыгодно управлять самому. А те, которые поставляют регулярную арендную плату, останутся в госсобственности. По оценкам Минкульта, более 80% памятников не обладают инвестиционной привлекательностью. Скорее всего, именно они, и в первую очередь ветхие и разрушенные здания, будут выставлены на аукционы и проданы с условием их последующего восстановления собственником. Вероятно и то, что стоить такие объекты будут недорого - из их стоимости как минимум будет вычтена сумма предполагаемых инвестиций.
Опыт Европы
В разных странах Европы свои подходы к культурному наследию.
Например, в Италии, где самое большое в мире количество памятников, запрещена их приватизация. Исторические объекты сдаются в аренду или передаются в управление. В последнем случае государство финансирует работы по их поддержанию и восстановлению, а управляющая компания обеспечивает доступ к объекту, организует экскурсии, выставки и пр. Однако, учитывая опыт Италии, не нужно забывать, что Россия не может равняться с ней по степени развития туризма, доходы от которого с лихвой покрывают все инвестиции.
Во Франции большинство памятников приватизированы. При этом, например, замки доступны для осмотра: семья владельца занимает небольшую часть здания, а остальное открыто для посетителей.
В большинстве бывших соцстран Восточной Европы проведена реституция. Там недвижимость, в том числе и часть памятников, возвращена прежним владельцам или их прямым потомкам. Если у претендентов недостаточно доказательств прав на владение имуществом, оно остается в госсобственности и реставрируется за счет средств от туризма, в которых, как правило, нет недостатка.
В Польше государство доплачивает собственнику памятника 23% от суммы его затрат на восстановление.
В Великобритании и Голландии много общественных фондов и организаций, которые берут на себя функции сохранения памятников, аккумулируют средства на их содержание, они часто выкупают памятники, реставрируют их и включают в туристические маршруты.
Во многих европейских странах часто используется механизм доверительного управления. Правда, в отличие от западных фондов, восстанавливающих памятники за счет средств от туризма, немногочисленные субъекты доверительного управления в России пока занимаются в основном субарендой.
Обзор составлен на основании материалов журнала «МИР&DOM».