Трактор ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ и регулировка сцепления
Трактор ЮМЗ-6
Трактор ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ являются универсальными сельскохозяйственными тракторами с колесной формулой 4К2.
В корпусе сцепления ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ находится главное сцепление и сцепление вала отбора мощности (с раздельным приводом).
Сцепление ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ и ЮМЗ-80, ЮМЗ-82 отличается между собой только конструкцией и расположением механизма управления.
Сцепление ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ мпосле обкатки трактора и через каждые 500 моточасов работы.
В сцеплении ЮМЗ-6 регулируют зазор между предохранительным кольцом 6 (см. рис. 1) отжимных рычагов 4 и упорной втулкой 7 выжимного подшипника, а также зазор между упорными болтами 8 и упорами 9 на нажимном диске 3 главного сцепления.
Рис. 1. Сцепление тракторов ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ и ЮМЗ-80, ЮМЗ-82 : 1 - масленка; 2 - ведомый диск; 3 - нажимной диск; 4 - отжимной рычаг; 5 - регулировочная гайка; 6-предохранительное кольцо; 7-упорная втулка; 8 - упорный болт; 9 - упор; 10 - валик механизма переключения ВОМ; 11 - вилка; 12, 13 - ведомые шестерни I и II ступеней ВОМ; 14 - поводок механизма переключения ВОМ
Трактор ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ и регулировка сцепления
Снять крышку нижнего люка в корпусе сцепления ЮМЗ
Завернуть упорные болты 8 до соприкосновения их с упорами 9, а затем отвернуть каждый из них на семь щелчков стопорного устройства, что со: ответствует зазору 1,75 мм между упорными болтами и упорами 9.
Рис. 2. Управление сцеплением тракторов ЮМЗ :
а - трактор ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ : 1 - гайка; 2, 6 - тяги; 3 -блокировочный валик; 4 - упор; 5, 7 - рычаги; 8 - болт; 9 -кронштейн; 10 - винт; 11 - гидроусилитель; 12, 13 - нагнетательный и сливной маслопроводы; 14 - палец; 15 - фиксатор; 16 - педаль; ] 7 - рукоятка; А - упор педали;
б - трактор ЮМЗ-80, ЮМЗ-82 : 1 -педаль; 2, 16-тяги; 3 -фиксатор; 4 - рукоятка; 5, 12 - пружины; 6 - рычаг; 7 -гайка; 8 - качалка; 9 - кронштейн; 10 - регулировочный винт; 11 - кронштейн; 13 -■ гидроусилитель; 14 - рычаг отводки; 15, 18 - пальцы; 17 - вилка тяги; 19 - рычаг; А -упор; Б - слив масла в бак; В - паз в рычаге; Г - подвод масла от насоса, П - паз в держателе
Отсоединить тягу 6 (см. рис. 2, а) привода механизма управления сцепления ЮМЗ-6 от рычага 7 отводки.
Повернуть рычаг 7 вверх до упора выжимного подшипника в предохранительное кольцо отжимных рычагов, а затем отпустить его на 4,5 мм, что соответствует зазору 3-4 мм между предохранительным кольцом и упорной втулкой выжимного подшипника.
Отрегулировать, не изменяя положения рычага 7, длину тяги 6 до совпадения отверстий в тяге с отверстием в рычаге и соединить их.
После значительного износа дисков сцепления ЮМЗ-6 восстановление зазора между предохранительным кольцом отжимных рычагов и упорной втулкой выжимного подшипника изменением длины тяги 6 может оказаться невозможным. В этом случае нужно изменить положение отжимных рычагов, а затем укоротить тягу бив указанном порядке (см. п. 4 и отрегулировать зазор.
Трактор ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ и регулировка отжимных рычагов
Снять крышку нижнего люка в корпусе сцепления ЮМЗ-6 расшплинтовать гайки 5 (см. рис. 1) тяг отжимных рычагов.
Отрегулировать вращением гаек 5 положение отжимных рычагов 4 так, чтобы предохранительное кольцо находилось на расстоянии 83±0,5 мм от плоскости фланца ступицы ведомого диска 2 ВОМ. Предохранительное кольцо после регулировки должно находится в плоскости, перпендикулярной оси вращения, т. е. в плоскости, параллельной упорной втулке 7 выжимного подшипника. Непараллельность не должна превышать 0,3 мм. Перед окончательной проверкой параллельности гайки 5 нужно зашплинтовать.
После замены дисков или другого ремонта сцепления ЮМЗ-6 положение отжимных рычагов 4 тоже должно быть отрегулировано гайками 5 так, чтобы расстояние между плоскостью фланца ступицы ведомого диска 2 ВОМ и плоскостью предохранительного кольца 6 было равно 83±0,05 мм.
Регулировка механизма управления сцепления ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ
В случае ремонта или замены деталей механизма управления сцепления ЮМЗ-6 отрегулировать его необходимо в такой последовательности:
Отсоединить тягу 6 (см. рис. 2, а) от рычага 7 и освободить педаль, отвернув гайки 1
Убедиться, что кронштейн 9 через болт 8 упирается в стенку корпуса сцепления. При необходимости отрегулировать положение болта.
Подвести рычаг 5 к упору 4 вращением винта 10.
Отрегулировать зазор между упорной втулкой выжимного подшипника и предохранительным кольцом отжимных рычагов сцепления ЮМЗ-6 и соединить тягу 6 с рычагом 7.
Отрегулировать механизм блокировки передач изменением длины тяги 2.
Запустить двигатель ЮМЗ и проверить работу привода.
Обратите внимание, что после пуска двигателя рычаг 5 должен остаться на упоре 4. Если после начала работы двигателя рычаг отходит от упора, нужно ослабить затяжку гаек 1. Педаль при этом должна остаться прижатой к упору А.
Регулировка предохранительного клапана гидроусилителя механизма управления сцеплением ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ
В случае разборки-сборки или появления признаков нарушения в работе предохранительного клапана необходимо проверить давление и отрегулировать клапан в такой последовательности.
Отсоединить (при остановленном двигателе ЮМЗ) от гидроусилителя сливной маслопровод 13 и на его место установить манометр.
Заглушить отсоединенный маслопровод, так как во время проверки клапана из него будет вытекать масло.
Запустить двигатель ЮМЗ, установить максимальную Частоту вращения коленчатого вала и снять показания манометра.
Отрегулировать при необходимости клапан на давление 3±0,5 МПа, при этом температура масла должна быть 50±5°С.
Регулировка механизма блокировки ЮМЗ
При затруднении переключения передач необходимо отрегулировать механизм блокировки ЮМЗ в такой последовательности.
Отсоединить тягу 2 от блокировочного валика 3.
Провернуть блокировочный валик в положение, при котором передачи свободно переключаются, и поставить одну из передач у полу включенное положение.
Нажать на педаль 16 до упора ее в фиксатор 15. При затруднении нажатия на педаль освободить ее, отвернув гайки 1,
Провернуть блокировочный валик 3 по часовой стрелке до соприкосновения (на ощупь) его кромки с фиксатором в коробке передач.
Отрегулировать длину тяги 2, сохранив указанное положение педали и блокировочного валика, и установить ее на место.
Проверить регулировку тяги переключением передач при нажатой педали сцепления. Если переключение передач затруднено, укоротить тягу на 0,5-1 оборот вилки.
Закрутить гайки 1 (если их отворачивали) и проверить правильность их затяжки. Гайки затянуты правильно, если педаль 16 прижата к упору А и после пуска двигателя рычаг 5 остается на упоре 4
Трактор ЮМЗ-80, ЮМЗ-82 и регулировка сцепления :
Установить зазор между упорной втулкой выжимного подшипника и предохранительным кольцом отжимных рычагов, равным 4+0,5 мм, для чего необходимо:
Расшплинтовать и вынуть палец 18 (рис 2, б);
Винтом 10 установить гидроусилитель 13 с рычагом 14 в верхнее крайнее положение;
Отвернуть винт 10 на 3 оборота и законтрить, что соответствует зазору 4+0,5 мм между предохранительным кольцом отжимных рычагов и упорной втулкой выжимного подшипника, а, следовательно, свободному ходу педали сцепления ЮМЗ-6, равному 30+10 мм, поршень гидроусилителя при этом должен находится в нижнем крайнем положении;
Отрегулировать длину тяги 16 вилкой 17 до совмещения отверстий в тяге и рычаге 19.
Вставить и зашплинтовать палец 18. При установке тяги 16 педаль 1 должна упираться в упор А, а поршень и золотник гидроусилителя должны находится в нижних крайних положениях.
Регулировка привода механизма блокировки переключения передач ЮМЗ
Ослабить гайку 7;
Посредством кронштейна 9 через качалку 8 совместить паз П в держателе и паз В в рычаге 6;
Затянуть гайку 7;
Убедиться, что педаль 1 упирается в упор А.
Запустить двигатель ЮМЗ и проверить работу привода. Отрегулированный механизм блокировки передач должен обеспечивать разблокировку валиков синхронизированной коробки передач при ходе педали до упора в фиксатор 3