Предварительные процедуры (церемонии)
Многие люди, особенно на Востоке, утверждают, что для успешной медитации необходимо придерживаться определённых церемоний. Они зажигают свечи и благовония, или декламируют нараспев палийские тексты, такие, как например «Прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе». Такие люди склонны рассматривать данные ритуалы как нечто, обладающее магической силой. Фактом является то, что сами по себе эти церемонии и песнопения полностью нейтральны. При слепом выполнении они могут принести практике больше вреда, чем пользы. Однако, если выполнять данные церемонии или декламацию текстов с вдохновением, то они могут оказать пользу в преумножении усилий практикующего медитацию. Использовать или нет такой вид практики является сугубо личным делом каждого. Медитирующим нужно осторожно относиться к таким ритуалам и церемониям, считая что в них кроется некая магическая сила.
Здоровье и позы для медитации
Важно общее здоровое состояние. Это просто означает, что здоровье того, кто намерен заняться медитацией, должно быть в порядке, хотя, при приложении некоторых усилий даже будучи в болезненном состоянии можно практиковать Осознанность с Дыханием. Умеренность тут будет идеалом. Не нужно с одной стороны искать малейших оправданий для прекращения практики, а с другой делать чрезмерных усилий, заставляя себя заниматься.
Так как мы будем иметь дело с дыханием, надо должным образом подготовить нашу дыхательную систему. Мы должны как следует прочистить свои ноздри, чтобы они могли беспрепятственно впускать и выпускать воздух. Наберите воду в ладони, втяните немого её в ноздри и затем выдуйте наружу. Но не втягивайте её слишком глубоко, чтобы не поперхнуться. Сделайте так несколько раз, и вы готовы нарабатывать концентрацию, следя за тем, как воздух беспрепятственно проходит через ваши ноздри.
Традиционной позой для медитации считается поза лотоса. Это означает сидеть, скрестив ноги, правая ступня находится на левом бедре а левая ступня на правом. Для многих практикующих с Запада сидеть подобным образом будет болезненно и некомфортно. Тогда пробуйте сесть в полу-лотос, в позицию, при которой только одна из ступней лежит на противоположном бедре. Можно просто сидеть, скрестив ноги, в так называемой позе «портного». Преимущество полного лотоса заключается в том, что тело может сидеть в нём прямо, не напрягаясь, находясь в естественном состоянии. Очень важно сидеть неподвижно, держа спину прямо на протяжении всего периода медитации. Если ни одна из вышеперечисленных позиций вам не подойдёт по причине боли или дискомфорта, то воспользуйтесь стулом или прямым и жёстким креслом. Но, опять же, следите за тем, чтобы ваша спина была ровной.
Боль и другие телесные помехи
Если сидеть неподвижно со скрещенными ногами в течение длительного периода времени, то это может стать причиной появления сильной боли в коленях, голеностопных суставах и спине, а также онемения различных частей ног. Комары, муравьи и другие насекомые могут быть как причиной боли, так и вызывать зуд и другие отвлекающие ощущения. В любом случае, когда практикующий медитацию начинает переживать одно из вышеперечисленных неудобств, он не должен цепляться за это ощущение, а продолжать удерживать своё внимание на объекте медитации, то есть на дыхании. Если боль, зуд, или другие отвлекающие факторы слишком сильны или настойчивы, то медитирующий должен обратить внимание на условную природу боли или другого переживания: все данные феномены возникают благодаря причинам и условиям, продолжаются какое-то время и затем уходят. По своей сути они являются природными явлениями и не принадлежат тому, кто медитирует. В этом случае утверждения «я чувствую боль» или «моя боль так велика!» будут несправедливы. Вместо этого можно сказать «появилась боль, и скоро она уйдёт». Чаще всего, такой подход заставляет боль уйти или понизит её до такой степени, что практикующий медитацию сможет спокойно продолжать следить за своим дыханием. Однако, если помеха настолько сильна, что не отступает, а даже наоборот, несмотря на наше наблюдение данного феномена становится еще сильнее, то стоит, проявляя полную осознанность, попытаться ослабить действие отвлекающего симптома. Например, спокойно, не делая быстрых и резких движений, сменить позу, или же отогнать комара прочь, или почесать место, в котором ощущается зуд. Затем нужно вернуть своё внимание к дыханию. И снова, ключевым словом здесь будет «умеренность». Несомненно, медитирующий должен оказывать определённые усилия для того, чтобы добиться успеха, но при этом необходимо избегать крайностей, как в виде самоистязания с одной стороны, так и излишне мягкого или изнеженного подхода к себе с другой. По мере прогресса в Анапанасати наступает такой момент, когда все эти помехи не смогут оказывать воздействие на сосредоточенный ум, о чём в тексте данной книги будет сказано чуть позже.