Оценка загрязнения атмосферы по комплексному показателю (Р)
Комплексный показатель (Р) свидетельствует, что в реальных условиях эффект действия смеси загрязняющих веществ воздухе будет больше, чем действие каждого вещества в отдельности.
Уровень загрязнения воздуха по комплексному показателю (Р) оценивается во времени (по среднесуточным, среднемесячным и среднегодовым) за 3-5 лет и в пространстве (в различном удалении от источников загрязнения).
1. В начале рассчитывается средняя кратность (Кср.) превышения ПДК
загрязняющих веществ по каждому классу опасности путем деления фактических концентраций (разовых, среднесуточных) за месяц, год по формуле:
К ср. = С ср. / ПДК
Воздух представляет собой смесь разных газов: азота, кислорода, водяного пара, аргона, двуокиси углерода и многих других. Из каждых 100 частей сухого воздуха 78 приходится на азот, и 21 часть - на кислород и оставшаяся 1 часть - на все прочие газы.
Важнейшая составляющая атмосферного воздуха - кислород. Именно он поглощается в легких человека из вдыхаемого воздуха. Взамен выделяется углекислый газ (двуокись углерода). Другая очень важная часть - это озон. Хотя его содержание очень мало (одна часть на сто тысяч частей воздуха), он выполняет жизненно важную роль, являясь преградой губительному для жизни ультрафиолетовому излучению Солнца.
Без озона жизнь на Земле была бы совершенно иной, чем она есть сейчас. В его отсутствие до поверхности Земли доходило бы гораздо более сильное ультрафиолетовое излучение. А последствия воздействия даже его малой части хорошо знают те, кто получал солнечные ожоги.
Благодаря присутствию в воздухе углекислого газа и водяного пара температура воздуха у земли оказывается существенно выше, чем если бы их не было.
Кроме естественных составляющих в воздухе всегда присутствуют в большей или меньшей степени всевозможные загрязняющие вещества, которые делают его засоренным, нечистым. В городах этих веществ больше (воздух грязнее), на удалении от городов их меньше (воздух чище, прозрачнее). Источником загрязняющих веществ являются выхлопные газы автомобилей, продукты сгорания угля, нефти, дров, вулканические выбросы, поднимаемая ветром пыль.
ФОНОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ,загрязнение атмосферы на больших расстояниях от его источников. С развитием промышленности и транспорта зона распространения атмосферных примесей значительно расширяется. Уже в настоящее время наблюдается увеличение концентрации примесей антропогенного происхождения окислов углерода, азота, серы, бенз(а)пиренов, промышленной мелкодисперсной пыли, пестицидов и др. В 1970 Всемирной метеорология, организацией (ВМО) создана сеть станций (более 110) для наблюдения (мониторинга) за Ф. з. а. Результаты наблюдений направляются в Международный центр (США). Программа ВМО входит в более общую программу глобальной системы мониторинга окружающей среды, к-рая включает также наблюдения в городах, комплексные наблюдения за загрязнением различных областей биосферы.
Источники загрязнения, переносимые воздухом, делятся на природные (продукты эрозии, вулканической деятельности, метеоритная пыль) и антропогенные. К источникам антропогенных загрязнителей относятся ТЭЦ, горнодобывающая, металлургическая, химическая, строительная, целлюлозно-бумажная, фармацевтическая, пищевая промышленность, транспорт, населенные пункты, сельское и лесное хозяйство. Ежегодно в атмосферу выделяется ] О12 т различных соединений. Ядовитые вещества (свинец, кадмий, селен, мышьяк, никель, ртуть, медь, фтор и др.), попадая затем в почву, загрязняют ее и сельскохозяйственную продукцию. Через атмосферу в почву поступают многие пестициды. Цементная пыль, хотя и нетоксична, изменяет свойства почвы. Пыль, получаемая при обработке ряда металлов и сжигании горючих материалов, также загрязняет ее, а затем, аккумулируясь растениями, попадает в пищу человека и животных.
Источники антропогенного загрязнения атмосферы — различные предприятия промышленности, транспорта, энергетики, коммунального хозяйства и т. п. Загрязняющие атмосферу вещества попадают в воздух в результате сжигания топлива непосредственно из бензо- и газохранилищ, при авариях и т. д.[ ...]
В атмосферу попадают выбросы не только ТЭС, но и других промышленных предприятий, а также моторизированного транспорта и прочих источников загрязнения, связанных с деятельностью человека. Все эти выбросы можно назвать антропогенными в отличие от естественных, природных выбросов тех или иных веществ.[ ...]
К загрязнениям воздуха относятся вещества, присутствующие в атмосфере в концентрациях, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на человека и окружающую среду. Большинство таких веществ, как диоксид серы, оксиды азота и другие, обычно присутствуют в атмосфере в низких (фоновых), не представляющих опасности концентрациях. Они образуются как в результате природных процессов, так и из антропогенных источников. Иногда эти вещества могут играть жизненно важную роль в естественных циклах роста и разложения. В некоторых исключительных случаях наблюдаются необычно высокие концентрации этих веществ в природной среде, как, например, метан («болотный газ») или диоксид серы, выделяемый геотермальными источниками. Таким образом, к загрязнениям воздуха следует относить вещества в высоких концентрациях (по сравнению с фоновыми значениями), которые возникают в результате химических или биологических процессов, используемых человеком. Наиболее значительную роль среди них играют процессы сгорания топлива, используемые для обогрева, приготовления пищи, в промышленности и для производства электроэнергии.[ ...]
Из антропогенных источников выделяется около 93 % оксидов азота, главным образом в виде монооксида азота, который в результате атмосферных свободнорадикальных реакций превращается в диоксид азота. Оценка азотсодержащих выбросов менее точна по сравнению с оценкой выбросов диоксида серы. По данным различных исследователей, в 1982 г. в США было выброшено в атмосферу тепловыми электростанциями 5,6—7,2 млн.-т оксидов азота (в пересчете на N02); при сжигании топлива в промышленности 3,1— 3,8; транспортными средствами 7,0—7,9; из других источников 2,8—3,0; всего 18,7—21,7 млн. т загрязнений. Данные о выбросах БОг и N0 по сезонам года приведены в табл. 4.
Из антропогенных источников поступления С02 в атмосферу наибольший вклад дают предприятия энергетики и металлургии, транспорт, использующий двигатели внутреннего сгорания.