Страхование ответственности экологических рисков

Этот вид страхования является под отраслью страхова­ния ответственностии предусматривает ответственность страхователей за риски, связанные с загрязнением окру­жающей среды, к которым можно отнести: страхование от­ветственности за утечку нефтепродуктов; загрязнение свал­ками, отбросами рекреационных зон, речных вод, земли; отравление воздуха химическими выбросами и т. п.

Данное страхование основывается на действующих нормах природоохранного законодательства государств. Его основная цель состоит в том, чтобы покрыть страхователю убытки, связанные с необходимостью возместить третьим лицам ущерб, который они понесли в результате загрязне­ния окружающей среды, явившегося следствием "деятель­ности" страхователя. При этом страхователями могут быть Сак юридические, так и физические лица, а в объем страхо­вого покрытия могут входить как прямые, так и косвенные, связанные с причинением вреда здоровью и имуществу третьих лиц, исключая случаи запланированного или Преднамеренного загрязнения окружающей среды.

Страхование ответственности экологических рисков может быть связано с возможностью очень крупных выплат страхового возмещения за один страховой случай, поэтому в условиях страхования, как правило, оговаривают предельный размер выплат.

Таким образом, экологическое страхование - это стра­хование ответственностипредприятий, туристских фирм и Других источников экологического риска за причинение убытков гражданам и юридическим лицам в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды. Экологическое страхование обеспечивает возможность компенса­ции части причиняемых окружающей среде убытков и соз-1ает дополнительные источники финансирования природе-

охранных мероприятий. Убытком в экологическом страхо­вании считается экономический ущерб, возникающий в ре­зультате случайной ситуации, вызвавшей загрязнение окру­жающей среды, и проявившийся в ухудшении здоровья на­селения, продуктивности сельского и лесного хозяйства, уменьшении полезности рекреационныхресурсов.

Законом Российской Федерации "Об охране окружаю­щей природной среды" (ст. 23) заложены правовые основы введения экологического страхования.

В соответствии с поручением Правительства Россий­ской Федерации Минприроды России и Рос Госстрахом бы­ли разработаны и утверждены Типовые правила о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации (приложение 2) и Договор страхования ответ­ственности за вред, причиненный загрязнением окружаю­щей среды (приложение 3).

В целях усиления роли экологического страхования в прогнозировании, предотвращении и ликвидации послед­ствий аварийного загрязнения окружающей среды Минпри­роды России выступило с инициативой проведения экспе­римента по развитию экологического страхования (приказ Минприроды России от 26 июля 1994 г. № 233) в следую­щих регионах: Краснодарский край; области - Архангель­ская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Иванов­ская, Иркутская, Кемеровская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Пермская, Саратовская, Челябинская, Ярославская.

В регионах, участвующих в эксперименте, страховые организации, имеющие лицензию Росстрахнадзора на про­ведение добровольного экологического страхования, по со­гласованию с территориальными природоохранными орга­нами могли подготавливать и выносить на утверждение ад­министраций регионов документы, определяющие порядок проведения эксперимента в регионе (включая перечень предприятий и производств, участвующих в региональной системе экологического страхования). В настоящее время приняты постановления администраций Краснодарского края, Саратовской, Волгоградской, Ярославской областей о проведении на территории регионов экспериментов по внедрению добровольного экологического страхования.

Задачей экологического страхования должно стать обеспечение финансовой базы превентизации экологичес­ких аварий и компенсации убытков третьих лиц. Задача не­простая и решается несколькими способами.

В регионе определяется страховое поле экологически не­благоприятных(аварийно опасных) объектов.Их перечень утверждается в административном порядке, И они включа­ются в региональную систему экологического страхования. По каждому предприятию рассчитывается потенциально возможный убыток, причиняемый третьим лицам (юриди­ческим и физическим) и производству самого предприятия в результате экологической аварии на нем. На основе ве­личины убытка и вероятной оценки риска экологической аварии по каждому объекту устанавливается ставка страхо­вого взноса. Причем, ставки страховых взносов по страхова­нию ответственности и страхованию собственных убытков существенно разнятся. Последние могут достигать запрети­тельной величины, чтобы не создавать у страхователя иллю­зии экологической безответственности.

Механизм экологического страхования построен наклассических принципах страхования - вероятностном рас­пределении случайных событий.Создать модель аварийных (экологических ситуаций до сих пор не удается из-за отсут­ствия сколько-нибудь достоверной, пусть и приближенной, статистики. Надо сказать, что такая задача никогда и не ста­рилась ни передстат органами, ни перед учреждениями охраны природы. Поэтому до накопления соответствующих данных следует использовать грубые оценки - такие, на­пример, как кратное превышение допустимых норм поступ­ления вредных веществ в окружающую среду.

Одной из острейших проблем страхования - и это ка­сается не только экологического страхования, является определение источника уплаты страховых взносов. Взносы но экологическому страхованию не должны, по крайней ме­ре на первом этапе, превратиться в еще один налог - экологический.

Рассматривая страховые взносы по экологическому страхованию как средства, направляемые на природоох­ранные мероприятия,их можно было бы учитывать в зачет части платежей за загрязнение, либо вносить из территориального экологического фонда пропорционально рассчитан­ными суммами по предприятиям, включенным в систему обязательного экологического страхования.

Другой путь - включение взносов по экологическому страхованию в себестоимость продукции (работ, услуг) стра­хователя.

Это приведет к повышенной заинтересованности в эко­логическом страховании всех участвующих в страховании сторон, и в то же время не повлияет существенно на размер поступлений в бюджет налогов на прибыль. Следует в этой связи отметить, что принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661, которым утверждены изменения и дополне­ния, вносимые в Положение о составе, затрат по произ­водству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость ее, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. В соответствии с этим в себестоимость могут включаться за­траты на создание страховых фондов (резервов), в том числе - страхование гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности.

Экспериментальные расчеты показывают, что система страхования экологических рисков позволяет компенсиро­вать до 40% причиняемых убытков при сохранении доста­точно высокой финансовой устойчивости страховых опера­ций. К тому же заинтересованность страховщика в по­лучении максимальной прибыли обеспечивает дополнитель­ный мониторинг состояния природоохранного оборудова­ния у страхователя. Отсюда и беспрепятственное финанси­рование страховой компанией против загрязняющих пред­приятий и стимулирование безаварийной работы.

Вариантов финансового маневра при развитой системе экологического страхования множество. Важно, чтобы они приносили положительный эффект. Для этого необходима основательная законодательная база. Правовая основа зало­жена в законах Российской Федерации об охране окружаю­щей природной среды, о страховании, а также в Граждан­ском кодексе Российской Федерации, где определены ответ­ственность и необходимость компенсации убытков от загружающей среды, а также принципы страховой от экологических рисков.

Москве 29-30 июня 1995 г. была проведена первая Всероссийская конференция "Теория и практика эколо­гического страхования". Были опубликованы тезисы докла­дов участников конференции и сборник разработанных нормативно-правовых документов. В работе конференции принимали участие более 180 представителей территориаль­ных органов охраны природы, страховых компаний, пред­приятий и организаций (приложение 4).

Подготовлены проекты нормативно-методических до­кументов для проведения операций экологического страхо­вания (приложение 5). В их подготовке участвовали науч­ные и практические работники из: ИПР (Институт проблем рынка); ЦЭМИ (Центрального экономике математического института), Научного и учебно-методического центра НИФИ, ИЭПП (Института экономических проблем приро­допользования), ВНИИГИМ (Всероссийского научно-ис­следовательского института гидротехники и мелиорации), МИЦ "БТ" (Межведомственного инженерного центра "Без-фтходной технологии"), ГосНИИОХТ (Государственного $ШИ органической химии и технологий), ИВП (Института водных проблем), Росстрахнадзора, Минприроды России.

Подготовлен и представлен в Комитет по экологии Госдумы на рассмотрение проект Федерального закона "Об обязательном экологическом страховании".

Опыт работы по реализации принципов добровольного экологического страхования показывает, что в настоящее Время в России добровольные виды страхования развиваются не в полной мере в связи с недостаточно разработанной Правовой базой, строго обязывающей компенсировать убыт­ки, причиняемые случайными страховыми событиями из Прибыли. Кроме того, отсутствие свободных финансовых средств не способствует созданию потенциально опасными. Предприятиями резервных фондов в виде страховых отчис­лений на случай непредвиденных событий.

В связи с этим только в некоторых регионах удалось Оформить взаимоотношения страховых компаний со страхо­вателями в виде договоров добровольного экологического страхования (г. Электросталь Московской области; завод

тяжелого машиностроения - страховая компания "Кредо", г. Краснодар - страховая компания "Мегус").

Анализ эксперимента показал, что целесообразно 1996-1998 гг.:

- - распространить эксперимент по развитию экологичес­кого страхования в наиболее подготовленных регионах;

- - ввести в рамках эксперимента механизм обязательно­го страхования риска загрязнения среды;

- - рекомендовать взносы по экологическому страхова­нию относить на себестоимость продукции в соответствии с постановлением Правительства России от 1 июля 1995 г № 661;

- - по итогам федерального эксперимента вынести на рассмотрение Правительства РФ проект Федерального по­становления "Об обязательном экологическом страховании"
(приложение 6).

В Москве 19-20 ноября 1996 г. проходило координаци­онное совещание ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде) с участием представителей правительства Москвы. Ассоциации российских банков, Всероссийской ассоциации страховщиков (в т. ч. ОАО "Ин Госстрах", страховой компа­нии "Брестский мир"), Российского ЮНЕПКОМА, Евро­пейского регионального бюро ЮНЕП, корпораций банков Швейцарии, Польши, Германии, Европейского банка ре­конструкции и развития, а также стран СНГ.

Это совещание явилось частью проходящего диалога в контексте возможной взаимосвязи между частным сектором и окружающей средой и рассматривало такие актуальные вопросы, как:

• • экологическое образование и воспитание с целью
формирования экологического мировоззрения в обществе;

• • содействие выполнению основных экологических
конвенций ООН и других программ в области окружающей
среды на территории России;

• • содействие расширению экологически чистых рекреа­ционных зон, территорий и т. п.;

• • вовлечение банков, страховых компаний и других
финансовых институтов в решение экологических проблем;

• внедрение в природоохранную деятельность финансо-механизмов, стимулирующих применение более прогрессивных форм и методов в экологическом страховании.

На координационном совещании ЮНЕП были приняты заявления банков по окружающей средеи устойчивому развитию, страховых служб по обязательствамв области окружающей сред информационный бюллетеньпо вопро­сам окружающей среды и другие документы.

Наши рекомендации