Страхование ответственности экологических рисков
Этот вид страхования является под отраслью страхования ответственностии предусматривает ответственность страхователей за риски, связанные с загрязнением окружающей среды, к которым можно отнести: страхование ответственности за утечку нефтепродуктов; загрязнение свалками, отбросами рекреационных зон, речных вод, земли; отравление воздуха химическими выбросами и т. п.
Данное страхование основывается на действующих нормах природоохранного законодательства государств. Его основная цель состоит в том, чтобы покрыть страхователю убытки, связанные с необходимостью возместить третьим лицам ущерб, который они понесли в результате загрязнения окружающей среды, явившегося следствием "деятельности" страхователя. При этом страхователями могут быть Сак юридические, так и физические лица, а в объем страхового покрытия могут входить как прямые, так и косвенные, связанные с причинением вреда здоровью и имуществу третьих лиц, исключая случаи запланированного или Преднамеренного загрязнения окружающей среды.
Страхование ответственности экологических рисков может быть связано с возможностью очень крупных выплат страхового возмещения за один страховой случай, поэтому в условиях страхования, как правило, оговаривают предельный размер выплат.
Таким образом, экологическое страхование - это страхование ответственностипредприятий, туристских фирм и Других источников экологического риска за причинение убытков гражданам и юридическим лицам в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды. Экологическое страхование обеспечивает возможность компенсации части причиняемых окружающей среде убытков и соз-1ает дополнительные источники финансирования природе-
охранных мероприятий. Убытком в экологическом страховании считается экономический ущерб, возникающий в результате случайной ситуации, вызвавшей загрязнение окружающей среды, и проявившийся в ухудшении здоровья населения, продуктивности сельского и лесного хозяйства, уменьшении полезности рекреационныхресурсов.
Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (ст. 23) заложены правовые основы введения экологического страхования.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минприроды России и Рос Госстрахом были разработаны и утверждены Типовые правила о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации (приложение 2) и Договор страхования ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среды (приложение 3).
В целях усиления роли экологического страхования в прогнозировании, предотвращении и ликвидации последствий аварийного загрязнения окружающей среды Минприроды России выступило с инициативой проведения эксперимента по развитию экологического страхования (приказ Минприроды России от 26 июля 1994 г. № 233) в следующих регионах: Краснодарский край; области - Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Кемеровская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Пермская, Саратовская, Челябинская, Ярославская.
В регионах, участвующих в эксперименте, страховые организации, имеющие лицензию Росстрахнадзора на проведение добровольного экологического страхования, по согласованию с территориальными природоохранными органами могли подготавливать и выносить на утверждение администраций регионов документы, определяющие порядок проведения эксперимента в регионе (включая перечень предприятий и производств, участвующих в региональной системе экологического страхования). В настоящее время приняты постановления администраций Краснодарского края, Саратовской, Волгоградской, Ярославской областей о проведении на территории регионов экспериментов по внедрению добровольного экологического страхования.
Задачей экологического страхования должно стать обеспечение финансовой базы превентизации экологических аварий и компенсации убытков третьих лиц. Задача непростая и решается несколькими способами.
В регионе определяется страховое поле экологически неблагоприятных(аварийно опасных) объектов.Их перечень утверждается в административном порядке, И они включаются в региональную систему экологического страхования. По каждому предприятию рассчитывается потенциально возможный убыток, причиняемый третьим лицам (юридическим и физическим) и производству самого предприятия в результате экологической аварии на нем. На основе величины убытка и вероятной оценки риска экологической аварии по каждому объекту устанавливается ставка страхового взноса. Причем, ставки страховых взносов по страхованию ответственности и страхованию собственных убытков существенно разнятся. Последние могут достигать запретительной величины, чтобы не создавать у страхователя иллюзии экологической безответственности.
Механизм экологического страхования построен наклассических принципах страхования - вероятностном распределении случайных событий.Создать модель аварийных (экологических ситуаций до сих пор не удается из-за отсутствия сколько-нибудь достоверной, пусть и приближенной, статистики. Надо сказать, что такая задача никогда и не старилась ни передстат органами, ни перед учреждениями охраны природы. Поэтому до накопления соответствующих данных следует использовать грубые оценки - такие, например, как кратное превышение допустимых норм поступления вредных веществ в окружающую среду.
Одной из острейших проблем страхования - и это касается не только экологического страхования, является определение источника уплаты страховых взносов. Взносы но экологическому страхованию не должны, по крайней мере на первом этапе, превратиться в еще один налог - экологический.
Рассматривая страховые взносы по экологическому страхованию как средства, направляемые на природоохранные мероприятия,их можно было бы учитывать в зачет части платежей за загрязнение, либо вносить из территориального экологического фонда пропорционально рассчитанными суммами по предприятиям, включенным в систему обязательного экологического страхования.
Другой путь - включение взносов по экологическому страхованию в себестоимость продукции (работ, услуг) страхователя.
Это приведет к повышенной заинтересованности в экологическом страховании всех участвующих в страховании сторон, и в то же время не повлияет существенно на размер поступлений в бюджет налогов на прибыль. Следует в этой связи отметить, что принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661, которым утверждены изменения и дополнения, вносимые в Положение о составе, затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость ее, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. В соответствии с этим в себестоимость могут включаться затраты на создание страховых фондов (резервов), в том числе - страхование гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности.
Экспериментальные расчеты показывают, что система страхования экологических рисков позволяет компенсировать до 40% причиняемых убытков при сохранении достаточно высокой финансовой устойчивости страховых операций. К тому же заинтересованность страховщика в получении максимальной прибыли обеспечивает дополнительный мониторинг состояния природоохранного оборудования у страхователя. Отсюда и беспрепятственное финансирование страховой компанией против загрязняющих предприятий и стимулирование безаварийной работы.
Вариантов финансового маневра при развитой системе экологического страхования множество. Важно, чтобы они приносили положительный эффект. Для этого необходима основательная законодательная база. Правовая основа заложена в законах Российской Федерации об охране окружающей природной среды, о страховании, а также в Гражданском кодексе Российской Федерации, где определены ответственность и необходимость компенсации убытков от загружающей среды, а также принципы страховой от экологических рисков.
Москве 29-30 июня 1995 г. была проведена первая Всероссийская конференция "Теория и практика экологического страхования". Были опубликованы тезисы докладов участников конференции и сборник разработанных нормативно-правовых документов. В работе конференции принимали участие более 180 представителей территориальных органов охраны природы, страховых компаний, предприятий и организаций (приложение 4).
Подготовлены проекты нормативно-методических документов для проведения операций экологического страхования (приложение 5). В их подготовке участвовали научные и практические работники из: ИПР (Институт проблем рынка); ЦЭМИ (Центрального экономике математического института), Научного и учебно-методического центра НИФИ, ИЭПП (Института экономических проблем природопользования), ВНИИГИМ (Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации), МИЦ "БТ" (Межведомственного инженерного центра "Без-фтходной технологии"), ГосНИИОХТ (Государственного $ШИ органической химии и технологий), ИВП (Института водных проблем), Росстрахнадзора, Минприроды России.
Подготовлен и представлен в Комитет по экологии Госдумы на рассмотрение проект Федерального закона "Об обязательном экологическом страховании".
Опыт работы по реализации принципов добровольного экологического страхования показывает, что в настоящее Время в России добровольные виды страхования развиваются не в полной мере в связи с недостаточно разработанной Правовой базой, строго обязывающей компенсировать убытки, причиняемые случайными страховыми событиями из Прибыли. Кроме того, отсутствие свободных финансовых средств не способствует созданию потенциально опасными. Предприятиями резервных фондов в виде страховых отчислений на случай непредвиденных событий.
В связи с этим только в некоторых регионах удалось Оформить взаимоотношения страховых компаний со страхователями в виде договоров добровольного экологического страхования (г. Электросталь Московской области; завод
тяжелого машиностроения - страховая компания "Кредо", г. Краснодар - страховая компания "Мегус").
Анализ эксперимента показал, что целесообразно 1996-1998 гг.:
- - распространить эксперимент по развитию экологического страхования в наиболее подготовленных регионах;
- - ввести в рамках эксперимента механизм обязательного страхования риска загрязнения среды;
- - рекомендовать взносы по экологическому страхованию относить на себестоимость продукции в соответствии с постановлением Правительства России от 1 июля 1995 г № 661;
- - по итогам федерального эксперимента вынести на рассмотрение Правительства РФ проект Федерального постановления "Об обязательном экологическом страховании"
(приложение 6).
В Москве 19-20 ноября 1996 г. проходило координационное совещание ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде) с участием представителей правительства Москвы. Ассоциации российских банков, Всероссийской ассоциации страховщиков (в т. ч. ОАО "Ин Госстрах", страховой компании "Брестский мир"), Российского ЮНЕПКОМА, Европейского регионального бюро ЮНЕП, корпораций банков Швейцарии, Польши, Германии, Европейского банка реконструкции и развития, а также стран СНГ.
Это совещание явилось частью проходящего диалога в контексте возможной взаимосвязи между частным сектором и окружающей средой и рассматривало такие актуальные вопросы, как:
• • экологическое образование и воспитание с целью
формирования экологического мировоззрения в обществе;
• • содействие выполнению основных экологических
конвенций ООН и других программ в области окружающей
среды на территории России;
• • содействие расширению экологически чистых рекреационных зон, территорий и т. п.;
• • вовлечение банков, страховых компаний и других
финансовых институтов в решение экологических проблем;
• внедрение в природоохранную деятельность финансо-механизмов, стимулирующих применение более прогрессивных форм и методов в экологическом страховании.
На координационном совещании ЮНЕП были приняты заявления банков по окружающей средеи устойчивому развитию, страховых служб по обязательствамв области окружающей сред информационный бюллетеньпо вопросам окружающей среды и другие документы.