Специфика сельскохозяйственного производства в России
Специфика этих проблем в России заключается в том, что они формируются на фоне общего кризиса экономики и законодательной инициативы в данном вопросе и, следовательно, почти полного отсутствия каких-либо усилий для их решения. Существует и историческая предопределенность общественного равнодушия к ценности природных ресурсов. Итак, вопреки распространенному мнению, сельское хозяйство России, даже находясь в состоянии стагнации, продолжает оставаться источником серьезных экологических (следовательно, и социальных) проблем.
Сельскохозяйственное природопользование в условиях кризиса сельского хозяйства России отличается наличием больших массивов заброшенных земель и лесов на месте бывших полей, пастбищ и сенокосов, общим сокращением площади сельхозугодий. Прежде всего, это касается областей Нечерноземья. Этот противоречивый процесс с экологической точки зрения имеет и позитивные, и негативные стороны. К первым относится постепенное восстановление биоразнообразия на залежах и почвенного плодородия деградированных земель. Ко вторым можно отнести вырубку лесов безработным населением, увеличение нагрузки на оставшиеся в пользовании сельхозугодья, распространение сорных видов растений и вредных насекомых (саранчовые и др.) на залежах, часто угрожающих биоразнообразию окружающих территорий, потерю почвенного плодородия окультуренными землями.
Причины деградации ресурсов сельского хозяйства заключаются не только в отсутствии необходимых агроэкологических мероприятий, но и в тенденции к смене деятельности сельского населения. Так, повсеместная истощительная (в поймах, с уничтожением подроста) вырубка лесов в тех районах Нечерноземья, где сельское хозяйство, по существу, прекратилось, приводит к негативным изменениям в ландшафтах — понижению уровня грунтовых вод и эрозии. Лесовосстановительные мероприятия проводятся в недостаточном объеме, а лесозащитные насаждения покрывают только 22% необходимой площади.
Все это позволяет утверждать: распространенное мнение о том, что экологическая ситуация в области сельскохозяйственного природопользования смягчилась в результате кризиса, неверно по сути и теоретически не обосновано. В «Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы» говорится об угрозе истощительного сельскохозяйственного землепользования в условиях экономического кризиса. «Особую опасность для экологического состояния сельскохозяйственных земель, — подчеркивается в документе, — представляет снижение общего уровня культуры земледелия и невыполнение обязательных почвозащитных и иных природоохранных мероприятий. Возрастающая антропогенная нагрузка и бессистемное природопользование усиливают процессы деградации сельскохозяйственных угодий».
Из анализа данных пяти Государственных (национальных) докладов о состоянии и использовании земель Российской Федерации за1992-1996 гг., из экспертных данных РосНИИземпроекта следует, что в России все земли сельскохозяйственного назначения подвержены процессам антропогенной деградации, проявляющимся в виде водной и ветровой эрозии, разрушения структуры, слитизации, уплотнения, дегуми-фикации, дефицита элементов питания растений, техногенного загрязнения земель, опустынивания, засоления, осолонцевания, подтопления. Причины этого — неоправданно высокая распаханность (при чрезвычайно низкой урожайности), недостаточная облесенность и обводненность пахотных земель, неухоженность сенокосов и пастбищ, низкая культура хозяйствования.
По данным Росземкадастра на конец 2000 г., в Российской Федерации 2/3 сельхозугодий (67,5%) являются эрозионно опасными. Всего эродировано 19,3% сельхозугодий, дефлировано 8,8%, совместному действию водной и ветровой эрозии подвержено 3%. Каждый третий гектар кормовых угодий представлен эрозионно-опасными и подверженными эрозии пастбищами. Среди средне- и сильноэро-дированных почв сельскохозяйственных угодий черноземы занимают 49,6%, серые лесные почвы — 14,7%, каштановые — 15,3%, дерново-подзолистые — 9,0%, бурые лесные — 1,0%, дерново-карбонатные — 0,5%, прочие — 0,99%. Таким образом, более четверти всех сельхозугодий занимают эродированные высокогумусовые почвы, что говорит не только о невозобновимой потере ресурсов, но и о влиянии продуктов эрозии на окружающий ландшафт. Потери компонентов почвенного плодородия связаны не только с эрозионными процессами, но и с сокращением внесения удобрений. На преобладающей территории страны баланс гумуса в пахотном слое пашни отрицательный. За два последних десятилетия в среднем по Российской Федерации содержание гумуса в почве уменьшилось на четверть и достигло минимального уровня — 1,3% в Нечерноземной зоне и 5% в Центрально-Черноземной зоне. При этом, содержание гумуса в пахотном слое 1,4-1,5% считается пороговым: при более низком уровне внесение минеральных удобрений становится неэффективным, так как они длительно не удерживаются в корнеобитаемом слое.
По данным Госкомстата, в 1998 г. сельскохозяйственные предприятия вносили лишь 16 кг минеральных (в пересчете на действующее вещество) и 0,9 т органических удобрений на 1 га посевов. А потребность почв нечерноземной зоны для поддержания бездефицитного баланса гумуса составляет, по разным оценкам, 13-15 т органических удобрений на 1 га. Всего на посевы сельхозпредприятий в 1998 г. было внесено 72,1 млн т органических удобрений.
Существуют проблемы, оставшиеся в наследство от советской эпохи. Это наиболее серьезные проблемы, связанные с необратимой потерей ландшафтов в результате экологических катастроф. В первую очередь, это последствия чернобыльской аварии, после которой радиоактивному заражению подверглись сельскохозяйственные угодья 14 субъектов Российской Федерации. В целом по состоянию на 1 января 1997 г. 11,8% (3603,6 тыс. га) сельхозугодий загрязнено цезием-137.
Проблемы загрязнений от самой сельскохозяйственной деятельности также остаются чрезвычайно актуальными, меняется лишь их география и, отчасти, характер загрязнителей. Известно, что в настоящее время существенно сократились объемы применяемых на полях минеральных удобрений и ядохимикатов: минеральных удобрений сейчас вносится в шесть-семь раз меньше, чем в 1980-е годы.
В разной степени процессом опустынивания затронуты многие субъекты Российской Федерации. В Республиках Калмыкия и Дагестан, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях (Сальские степи) опустыниванием охвачено более 50% территории. В Калмыкии сухие степи сохранились лишь на юго-западе республики. В информационном письме Роскомзема обращается внимание на то, что опустынивание, рассматривавшееся ранее как узкорегиональная проблема, связанная с деградацией Черных земель Республики Калмыкия и Кизлярских пастбищ северной части Республики Дагестан, в настоящее время охватило 27 субъектов Федерации. Что касается Калмыкии, то здесь возникла первая и единственная в Европе антропогенная пустыня площадью около 1 млн га.
Засоление почв в России наблюдается на 8,9% сельскохозяйственных угодий, в том числе 4,5% пашни, 17% сенокосов и 20,3% пастбищ.
Чаще всего процесс подтопления, опустынивания и засоления связан с мелиоративными и гидротехническими работами, проводившимися в советское время. В то же время все мелиоративные системы России за годы реформ оказались на грани полного развала. Районные службы мелиорации, имевшие достаточное количество техники, были в свое время акционированы, и мелиорация из государственного объекта собственности и управления перешла в разряд частно-коллективных. Поскольку ни хозяйства, ни бюджет средств на мелиорацию не выделяют, то созданные во всех регионах акционерные общества данного профиля утрачивают специализацию и занимаются не мелиорацией, а той работой, которая может быть оплачена, — от торговли до строительства дорог, жилья.
Оценка этого явления далеко не однозначна — следует учесть невиданные масштабы мелиоративных работ, проведенных за годы Советской власти, особенно в 1960-1970-е годы, и огромный экологический и экономический ущерб, нанесенный этими работами. Призывы к «уничтожению машин» не разумны: в условиях устойчивых ландшафтов (главным образом, в Нечерноземье), в действующих хозяйствах, при наличии высококвалифицированных руководителей, агроэкологическом контроле, налаженном финансовом обеспечении необходимых работ мелиорация как дополнительный прием может применяться. Даже в сухостепной зоне применение орошения на ограниченных площадях необходимо для поддержания пастбищного скотоводства. Но в целом следует признать несомненный позитивный результат экономических ограничений мелиоративных работ в России.
Достаточно проиллюстрировать это на примере орошения. Ввод в действие орошаемых земель сократился в среднем со 195,5 тыс. га в 1986-1990 гг. до 27,6 тыс. га в 1991-1995 гг. и до 6,6 тыс. га в 1996-1999 гг. Орошение — один из наиболее сложных агромелиоративных приемов, требующий тщательного расчета норм полива, строжайшего контроля состояния почв (включая сложные методы, например минералого-кристаллохимические) и уровня грунтовых вод, обязательной системы дренажа, построенной с учетом почвенно-гидрологической специфики. Даже страны, где культура орошаемого земледелия уходит корнями в глубокую древность, не в состоянии часто решить оптимизационную проблему этого вида природопользования. В условиях кризисного состояния нашей страны и отсутствия какой-либо культуры земледелия в сухостепных районах этот опасный прием следует отложить до лучших времен и искать иные способы землепользования.
Серьезную опасность представляет и пастбищная дигрессия степных территорий. По оценке А. А. Чибилева, особенно актуальна эта проблема стояла в 1980-х годах, в хозяйствах областей Заволжья, Южной Сибири и Северного Казахстана. После 1992 г. в этих районах антропогенная нагрузка снизилась, во-первых, в связи с резким сокращением поголовья скота (в некоторых районах Казахстана в 2,5-3,0 раза, в Заволжье и на Южном Урале в 1,5-1,8 раза), во-вторых, с уменьшением площади пахотных земель и появлением залежей, которые стали использоваться для выпаса скота. Однако пастбищная дигрессия остается серьезной проблемой в густонаселенных районах юга России, особенно на территории депрессивных хозяйств, где доля хозяйств населения увеличивается, а основным занятием становится пастбищное животноводство. Аналогичные проблемы возникли и на тундровых территориях, 20% которых являют пример деградации пастбищ в результате перевыпаса северного оленя [по данным отчета Межправительственной Конференции «Биоразнообразие в Европе», март, 2000].
Агроэкологические проблемы имеют глобальный характер, что в очередной раз доказывает, что они всегда сопровождают сельскохозяйственную деятельность человека. Например, в странах Западной и Центральной Европы эти проблемы решаются на государственном уровне в рамках Общей сельскохозяйственной политики (САР). САР выделяет три направления работы по сохранению биоразнообразия: законодательный уровень, экономическое стимулирование и ценовые премии за продукцию высокого качества. Казалось бы, этот положительный опыт можно использовать и в России, но к отечественным условиям применим только первый и второй путь, и то ограниченно, поскольку законодательный механизм находится в стадии разработки. Регуляция сельскохозяйственного использования ресурсов путем установления ценовых премий тем более маловероятна в ближайшие годы из-за крайне низкого платежеспособного спроса населения. Что же касается экономических механизмов, то под ними понимается, как правило, взимание платы за загрязнения, что далеко от понимания Европейским сообществом «экономического стимулирования», предполагающего выгоду природопользователя от экологически дружественных действий. Экономические механизмы «стимулирования» в России следует совмещать с развитием сельской кооперации (предоставление маркетинговой информации агробизнесу высокой экологической ответственности), с инвестиционным процессом (привлечение инвестиций путем снижения экологических и социальных рисков), привлечением экологически безопасных технологий.
Специфика российской ситуации состоит и в том, что общественное мнение не только не ассоциирует природоохранные идеи с устойчивым экономическим развитием, но и весьма слабо задействовано в природоохранном движении, особенно в сельских регионах. Необходимость вовлечения общественности в решение важнейших проблем, связанных с окружающей средой и устойчивым развитием, отмечается в Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 гг.
Главными направлениями действий в области устойчивого сельского хозяйства следует признать следующие:
1) широкомасштабную подготовку к очередному этапу либерализации земельных отношений — продвижение законодательных инициатив в области сохранения биоразнообразия и практики наилучшего территориального планирования;
2) использование механизмов экономической стимуляции устойчивого сельского хозяйства;
3) подготовку общественного мнения.
Изучите самостоятельно и законспектируйте по учебнику ответы на следующие вопросы (стр. 159-168):
Вопросы:
- Особо охраняемые природные территории: функции и разновидности.
- Экологический каркас, его функции,
- Блоки и виды экологического каркаса региона
- Охрана растительного и животного мира
- История создания ООПТ в России и мире
- ООПТ Волгоградской области и Нижнего Поволжья
- Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма": функции и современное состояние
Материалы для подготовки:
Емельянов А.Г. "Основы природопользования": учебник для вузов. 4-е издание. - М.: Академия, 2008. - с. 159-168.