Экологические тропы как форма экологического образования
Экологическую тропу можно организовать за пределами детского сада, если есть разрешение местных властей и имеются соучредители (школа, станция юных натуралистов и т.п.). Проще создать тропу на территории детского сада, если его участок достаточно большой и на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бу- маге и планирования экологических объектов. В этой работе у педколлектива должны быть консультанты (сотрудники СЮН, учителя биологии, географии). На большом ватмане рисуется подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты. Ими могут быть: небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки (сад, розарий, клумба) и т. д. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для обо- рудования новых экологических объектов тропы. Их обмеряют, обозначают на плане. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Таким образом, создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями. Картосхема –обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми. Вдоль тропы или вблизи от нее можно: 1. Посадить типичные для данной местности деревья и кустарники, что поможет показать детям многообразие растительного мира. 2. Возле хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды - в комплексе дети смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, можжевельник. Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными, и с хвойными деревьями. Можно посадить 2 - 3 дерева. 3. Посадить экзотическое (не характерное для данной местности) древесное растение: каштан, белую акацию, пирамидальный тополь, тую и т.д. 4. При необходимости спилить старый тополь, нужно оставить пень высотой 40 - 50 см, а рядом на земле положить часть ствола (1 - 1,5 м), тогда может появиться молодая поросль. Если же остатки дерева будут разрушаться, то они ста нут местом обитания новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) - оба явления интересны детям для наблюдения. 5. Устроить фитоогород - посадить лекарственные травы (мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.). 6. Посадить редкие, исчезающие растения, занесенные в Красную книгу или охраняемые. 7. Под старой елью (если такая есть) устроить «барометр»: на пересечении с нижней веткой укрепить в земле стойку с условными делениями - место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут делении, показывающие сухость воздуха, вниз – его насыщенность влагой. Всякий раз, когда стоит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под её тяжестью опускается вниз, и, наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки. Это свойство ели и дает повод сделать такой «барометр». 8. Спланировать рябиновую аллею: неприхотливое, краси- вое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабо видящие дети) - пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растени- ями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать, кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например: 1. Под березой или сосной в земле может быть муравейник. Отсутствие наземной части муравейника делает его не заметным. Необходимо оградить это место и пометить его на картосхеме. 2. На лужайке или клумбе в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) - это тоже объект для наблюдения детей. Один - два больших камня станут прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу или другого жука. 3. В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружить среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме. 4. Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания (Приложение 2). Иногда участок посещают ежи, на огороде живет жаба, встречаются следы мышей - все эти явления, если они постоянны, могут быть включены в экологическую тропу. Это же относится и к домашним животным, если они есть на участке детского сада.