Личное страхование туристов
Страхование туристов - это особый вид страхования обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их пребывания в тур поездках, путешествиях, круизах и т. п. [9].
Личное страхование туристов относится к рисковымвидам страхования, наиболее характерной чертой которых является их кратковременность, а также большая степень неопределенности возможного ущерба при наступлении страхового случая.
Основными страховыми событиями,на случай которых производится личное страхование туристов, являются: страхование от несчастного случая,страхование от болезней,страхование на случай смерти или гибели.
К сожалению, большинство наших граждан, надеясь на авось, не спешат воспользоваться услугами добровольного страхования перед тур поездкой. К любой страховке многие относятся с недоверием, а то и резко отрицательно, как к делу ненадежному: деньги берут, а проку никакого!
Между тем, если спросить немца, француза или американца о том, что он приобретает прежде всего, собираясь совершить тур поездку в другую страну, он обязательно назовет страховой полис.
Личное страхование в туризме имеет определенную специфику, а перечень страховых событий достаточно широк. Вот один конкретный случай из практики страховой компании "ИнКо", происшедший зимой на горнолыжном курорте Шимони во Франции. У российского туриста перелом бедра, сложнейшая транспортировка с гор в госпиталь, экстренная операция, послеоперационное восстановление, перевозка в аэропорт, репатриация на носилках с медицинским сопровождением, доставка домой спецтранспортом. Общие расходы - более 17 тыс. долл. США. Для пострадавшего туриста это стало бы финансовым крахом, если бы было страховки. Ему все это обошлось в 15 долл., которые горнолыжник-любитель заплатил за страховку на всю двухнедельную поездку (все расходы были покрыты страховой компанией) [3].
Подобных примеров, к сожалению, немало, а с увеличением объемов поездок россиян за границу их становится все больше.
Что же нужно знать каждому туристу, намеревающемуся совершить тур поездку за границу? Прежде всего - не воспринимать страхование как ненужный, навязываемый товар. А затем определиться, где страховаться, кому отдать предпочтение, на кого можно рассчитывать в трудную минуту (при страховом случае).
В настоящее время около 150 страховых компаний в Москве и около 15 в Санкт-Петербурге предлагают услуги по страхованию туристов, выезжающих за рубеж. Наиболее финансово устойчивые из них приведены в приложении 7. Страховой взнос зависит от комплекса услуг, который предлагает страховая компания, от суммы страхового покрытия, которую выбирает для себя турист, и от условий той страны, в которую он направляется. Причем некоторые страховые компании начали работу по расширению диапазона своей деятельности, предлагая не только медицинские страховки, но и:
-техническое обслуживание,ремонт или охрану сломавшегося автомобиля автотуристов;
- - юридическую поддержку и защитупо гражданским де
лам, так как непредвиденные ситуации имеют место в ряде
арабских стран, где существуют законы, традиции и обычаи,
не всегда известные и понятные европейцу;
- - страхование багажа туристовна случай его утери или
хищения в гостиницах и при пользовании услугами авиа
компаний и т. д.
К таким страховым компаниям следует отнести в первую очередь ЗАО СК "Ост-Вест Альянс" и АСО "Защита".
Существуют две принципиально разные схемы действия страховщика при наступлении страхового случая:
1) возмещение страхователю (застрахованному) расходов, понесенных им в результате наступления страхового
случая, по возвращении в Россию (при условии представления им соответствующих документов);
2) предоставление страхователю (застрахованному) бесплатных (для него) услуг, оплату которых в пределах суммы страхового покрытия, определенной в полисе, осуществляет зарубежный страховщик в соответствии с документами, представленными ему организацией, которая оказала эти услуги.
Сегодня в чистом виде ни одна из этих схем не действует. Страховщику иногда приходится возмещать стоимость расходов на медикаменты. Ни одна российская страховая компания в настоящий момент не может своими силами обеспечить предоставление услуг экстренной помощи российским гражданам за рубежом. Поэтому сложилась практика работы российских страховщиков совместно с иностранными партнерами, которые и обеспечивают предоставление таких услуг.Иностранные партнеры представлены компаниями, являющимися либо страховыми, либо сервисными и страховыми, либо сервисными, страховыми и перестраховочными одновременно. Основным условием соглашений с такими компаниями является передача им отечественным страховщиком в перестрахование определенного процента ответственности и соответственно передача такого же процента страховой премии (как показывает практика, в пределах 65-95%).
Под страхованием туристов, выезжающих за рубеж,обычно подразумевается добровольное медицинское страхование - на случай внезапного заболевания или телесных повреждений, полученных страхователем (застрахованным) в результате несчастного случая, происшедшего во время пребывания за границей. Однако если человек, выезжающий за границу на относительно длительный срок (более 2-3 месяцев), пытается реально оценить экстренные ситуации, в которых он или его семья может оказаться по воле случая, то ему необходимо заранее позаботиться о дополнительных услугах, которые ему могут потребоваться.
За рубежом медицинское обслуживание для иностранных граждан - платное и дорогое. К примеру, самая простая операция по удалению аппендицита, включая четырехдневное пребывание в госпитале, необходимые анализы и обследования, как минимум, стоит 15000 долл. США, а если учесть расходы внепланового содержания туриста в отеле, питание, транспортные и другие расходы, то эта сумма приблизится к стоимости недельного обслуживания всей тур группы. У наших сограждан, как правило, нет должного количества средств для получения необходимого обеспечения при несчастном случае, что вызывает определенные коллизии1.
Российский страховой рынок очень оперативно отреагировал на отмечающийся в последнее время рост спроса на страхование туристов и в этом секторе рынка даже возникла некоторая конкуренция.
Турист как клиент страховой организации заинтересован в том, чтобы в случае необходимости помощь была оказана ему как можно быстрее и на должном уровне. Непоследнюю роль в этом играет то, с какими страховыми или сервисными организациями за рубежом сотрудничает российский страховщик.
Отечественные страховые компании,продающие полисы страхования, в настоящее время прибегают к помощи системаassistance, т. е. российский страховщик напрямую или через посредника заключает договор с фирмой, специализирующейся на организации предоставления медицинской помощи и прочих услуг. Перечень предоставляемых услуг очень разнообразен - вплоть до продления визы и обмена билетов. Например, швейцарская страховая компания ЕliviА совместно с ГСФ "Стинвест" предлагает специальные услуги для автомобилистов. В случае угона автомобиля, а также аварии, при которой транспортное средство становится непригодным для дальнейшего движения, фирма обязуется оплатить возвращение пассажиров и водителя в Россию. Крупная и старейшая (работает с 1959 г.) французская компания -аssistanсе GESА (GROUPE European 5.А.) обеспечивает предоставление клиенту юридической помощи и передачу сообщения родственникам. СЕSА может организовать возвращение и отправку багажа по другому адресу или помощь в случае потери документов, а также обеспечить возвращение детей застрахованного лица (если нужно - с сопровождающим). Полисы этой компании продают "РОС-НО", "Планета-фонд", "Европолис", "МЕДАСО". СЕSA наиболее активно продвигает свои услуги на российском рынке. Чтобы получить право пользования ее сетью и продажей соответствующих полисов, страховщику достаточно обратится к "Русскому перестраховочному обществу" - ее посреднику в России. Территория страхового покрытия -все страны мира, кроме республик бывшего СССР. Обеспечивается также продажа нескольких видов полисов с различным спектром услуг, включая "минимальные полисы" с льготными тарифами.
По договоренности с партнером российский страховщик определяет объем услуг, предоставляемых по полису.Вся ответственность за обеспечение заявленных услуг ложится на плечи компании -аssistanсе, а расчеты между партнерами -аванс или плата за услуги "по факту" производятся по соглашению.
Каждая компания -аssistanсе располагает сетью,которая состоит из дежурных центров и бюро,расположенных в регионах, на которые распространяется действие полиса. При наступлении страхового случая клиент должен позвонить в один из дежурных центров, телефоны которых указаны на идентификационной карточке или полисе. Дежурный центр передает вызов в ближайшее к клиенту бюро, которое занимается непосредственной организацией услуги и подтверждает, что все расходы будут оплачены. В принципе, чем больше у компании дежурных центров и бюро, тем быстрее она сможет организовать помощь клиенту.
Все компании -аssistanсе, предлагающие свои услуги российским страховщикам (и соответственно российским клиентам), считаются солидными. Европейские страны охвачены ими в достаточной степени. Но если вы едете за пределы Европы, постарайтесь выяснить в страховой компании, сколько бюро имеет ее иностранный партнер в регионе, который вы намерены посетить.
Гарантом качественного обслуживания клиентов АСК "Ивента" ("Еventа") за рубежом служит одна из наиболее авторитетных в Европе компаний медассистанса - Roland " (Германия). Полис АСК "Ивента" надежно переахован в транснациональном страховом пуле "И-Эс-дхи" (ЕSG) с капиталом свыше 100 млрд. долл. США. 0 консорциум ЕSG (Еuropеап specially group Меdical Сопsortium) входят такие крупные страховые и перестраховочные компании, как Меrcantilе & Сепеrаl, Тоrопtо # Rе, Zurich и др.
Заключив договор о перестраховании со столь мощным страховым пулом, АСК "Ивента" имеет возможность предложить своим клиентам полисы международного стандарта с исключительно высоким страховым покрытием - от 65 тыс. до 155 тыс. долл. США, низкими суточными тарифами {от 0,5 долл.), широким возрастным диапазоном (от 0 до 76 лет!), 50-процентными скидками для детей (до 18 лет).
В 50 странах мира имеются бесплатные телефоны для связи с Центром поддержки Е5О-Ко1апд аssistanсе. При наступлении страхового случая следует позвонить русскоговорящему оператору (телефоны указаны в полисе). При этом клиент не участвует в материальных расчетах по медицинскому обслуживанию, транспортировке и репатриации больного туриста, эвакуации автотранспорта и др.
"Меrсur аssistanсе", чьи полисы продают, в частности "АСКО" и "Медстрах", функционирует менее 4 лет и по сравнению с другими компаниями, работающими на российском рынке, располагает менее широкой сетью бюро.
Еще одним вариантом страхования медицинских расходов может быть покупка полисов с долевым участием одной из западных страховых компаний. Такие полисы продает московская страховая компания "Руслан", которая делит ответственность с германской "Соloniа", полисы которой лучше всего приобретать выезжающим на территорию Германии.
Другой схемой пользуется московская страховая компания "Союзник". Она продает страховые полисы, дающие право на обслуживание в "Объединенной сети больниц" СНМSi). По сравнению со схемой аssistaпсе, страхование в (Союзнике" имеет одно преимущество: желающий воспользоваться медицинской помощью может без предварительной Договоренности с дежурным центром отправиться в одну из больниц, перечень которых указан на обратной стороне полиса. Такое страхование удобно только в том случае, если больница GHMSI будет находиться в том городе, которые вы намерены посетить и если у вас будет возможность до нее добраться.
Схемы страхования, предлагаемые "Русланом" и "Союзником", в отличие от страхования аssistапсе, не предполагают обязательное обращение клиента в дежурное бюро. Однако, как показывает практика, при наступлении страхового случая клиенту все-таки приходится это делать (например, если врач не принимает гарантии "Соloniа" или клиент потерял список больниц GHMSI).
И здесь возникает общая для всех страховщиков проблема. Чаще всего фирма все равно окажет помощь, но не исключен и отказ. Во втором случае обязательно требуйте подтвердить отказ письменно. Этот документ даст право потребовать у страховщика возвращения страхового платежа. В противном случае страховая компания не обратит никакого внимания на ваше заявление.
Полисы страхования медицинских расходов не рассчитаны на лечение клиента.Иностранцы, по крайней мере европейские граждане, предпочитают лечиться дома. Вот почему все компании, занимающиеся обеспечением страхования, стремятся как можно быстрее привести клиента в транспортабельное состояние и отправить его домой. Как показывает практика, эту задачу удается решить за 3-4 дня, что обходится примерно в 5 тыс. долл. Поэтому полиса с таким лимитом ответственности будет вполне достаточно. Если лимит ответственности по репатриации, перевозке и прочим услугам отдельно не предусмотрен, то можно купить полис с более широким общим лимитом.
Если за границей с вами не случится ничего серьезного, но необходимость посещения врача все же возникнет, то учтите: несмотря на наличие полиса, поликлиническое лечение придется оплачивать самому туристу. Расход можно будет возместить в представительстве фирмы-партнера страховщика или уже по возвращении в Россию. "Союзник" и "Ин Госстрах" всегда оплачивают расходы на амбулаторное обслуживание только по возвращении клиента.
Некоторые российские граждане зачастую рассчитывают приобрести полис страхования медицинских расходов ,чтобы поехать за границу и полечиться. Но лечить серьезные болезни вряд ли удастся, поскольку хронические заболевания не являются страховыми.
Следует особо подчеркнуть, что при личном страховании туристов к страховым событиям относятся кратковременные, неожиданные и непреднамеренные заболевания(отравления, травмирования и т. п.) и только в местах, предусмотренных турпутевкой и при проведении мероприятий, отраженных в туристском маршруте. Например, отравление признается в качестве страхового события, полученное только в местах питания, предусмотренных турпутевкой, а не в случайных барах, кафе и т. п.
Кроме того, страховыми событиями при личном страховании туристов не могут считаться болезни хронического,инфекционного и рецидивного заболевания(сердечно-сосудистые, онкологические, туберкулезные и другие болезни).
Поскольку страхование туристов в нашей стране является делом сугубо добровольным и потенциальный турист может приобрести полис (сертификат) в любой из страховых компаний, занимающихся страхованием туристов, то он перед тур поездкой, путешествием должен обязательно поинтересоваться условиямистрахования, где подробнейшим образом изложено, по каким страховым событиям производится страхование И если турист нарушит или не выполнит хотя бы одно из перечисленных условий, страховщик оставляет за собой право невыплаты страховой суммы. В Условиях личного страхования потенциальных туристов указываются такие санкции, на которые не распространяется страховаяответственность. Например, к санкциям на случай болезни, несчастным случаям и смерти (гибели) относятся умышленные действия туриста (употребление алкоголя или наркотиков, участие в драках, митингах, шествиях, производство самострелов, самоубийство).
Примерные Условия страхования туристов от несчастных случаев, болезней и смерти (гибели) приведены в приложении 8.
Иностранные туристы из большинства стран дальнего зарубежья, прибывающие в Россию, как правило, имеют обязательную по законодательству страны проживания медицинскую страховку или специально приобретенный получаю поездки туристский страховой полис. Консульства 1 развитых стран проявляют завидную заботу о гражданах своей страны и принимают весьма энергичные действия при несчастном случае или непредвиденных обстоятельствах.
При приеме туристов из стран ближнего зарубежья, а также Монголии, Китая, Турции вполне возможно возникновение недоразумений, вызванных отсутствием страхового полиса. Медицинское обслуживание в нашей стране может быть оказано иностранным туристам по программе, соответствующей бесплатному лечению, но репатриация незастрахованного туриста на его родину в большинстве случаев произойдет за их счет.
При возникновении непредвиденных обстоятельств или несчастного случая с иностранным туристом следует вызвать врача. При необходимости - доставить пострадавшего в больницу, сообщить о случившемся в милицию, обязательно составить соответствующий акт, подтверждающий место, время и обстоятельства происшествия. Немедленно сообщить в консульство или посольство страны по принадлежности туриста и дать оперативное сообщение направляющей тур фирме. При наличии страхового полиса следует информировать о случившемся аварийного комиссара страховой фирмы по телефону, указанному в страховом полисе, сообщив номер полиса.
Если не оказать иностранному туристу необходимую помощь, это серьезно подорвет престиж фирмы, а в аспекте предстоящего лицензирования и сертифицирования туристской деятельности наверняка приведет к аннулированию
лицензии.
Потенциальные туристы, собираясь в туры, должны знать, что хотя медицинского освидетельствования при заключении договора не требуется, однако, страховые выплаты не производятся при обострении хронических, инфекционных и психических заболеваний,что указывается в Условиях страхования (договоры страхования не заключаются лишь с неработающими инвалидами группы).
Что же это за Условия? Стандартный договор медицинского страхования предусматривает (и вы подтверждаете это личной подписью), что, отправляясь в путешествие, вы находитесь в добром здравии, не имеете физических недостает и не немощны, а также не подвержены хроническим
рецидивным заболеваниям. Некоторые наши граждане наивно предполагают, что, имея медицинскую страховку, в лучших клиниках Запада сделать себе пластическая
операцию, обзавестись зубными протезами или родить ребенка - и все это за счет страховщика. Они ошибаются. Единственное исключение из перечисленных ситуаций -преждевременные роды или помощь при внезапном осложнении течения беременности.
Короче говоря, страховая фирма оплатит вам расходы на лечение только в случае внезапной болезни или травмы,которые вы не спровоцировали сами.
Если все условия (а их гораздо больше, чем перечислено) скрупулезно вами выполнены, то наступают обязательства страховой фирмы. Например, вам гарантируется оплата лечения за рубежом, возвращение домой, возмещение расходов сопровождающего вас лица (если вы в этом нуждаетесь), но в пределах определенной суммы (лимита страхового покрытия).
В связи с потерей здоровья в результате несчастного случая или иных повреждений организма (отравление, простуда, "солнечный удар" и т. п.) застрахованному туристу выплачивается часть страховой суммы,независимо от выплат по социальному страхованию (бюллетени), пенсионному обеспечению и сумм - в порядке возмещения вреда за счет виновников потери здоровья. При этом размеры выплат варьируют в зависимости от степени повреждения организма, количества дней нетрудоспособности, а также от страховой компании, так как процентные ставки страховых выплат у разных компаний разные - от 10 до 16 долл. за 14 дней, от 20 до 34 долл. за 31 день и от 38 до 86 долл. за 59 дней, т. е. цена зависит от условий страхования и иностранной компании, чей полис продается. В случае гибели или смерти туриста выплачивается полная страховая сумма.
Наибольшие трудности при выполнении обязательств страхования туристов возникают 'из-за того, что потерпевший не осведомлен заранее о необходимых мерах, которые он должен был предпринять в данных обстоятельствах. Направляющие фирмы СНГ обычно избегают оговаривать вопросы страхования в договорах с интурфирмами, заведомо
обрекая своих туристов на неразрешимые проблемы в cлучае серьезных ситуаций. Поэтому наиболее разумным является приобретение самими гражданами страховки соответствующей страховой компании, предоставляющей услуги в' данной стране.
При оформлении приглашений на деловые поездки иди индивидуальный туризм следует точно указывать, кто Из Сторон несет расходы по страхованию.Если страховку оформляет интурфирма, - необходимо предъявлять договор или гарантию фирмы. Обычно эти документы требуются при оформлении виз консульскими отделами посольств.
Туристы, направляющиеся в зарубежные тур поездки через систему ВАО "Интурист", в соответствии с генеральным соглашением между акционерными обществами "Интурист" и "Ин Госстрах" считаются застрахованнымиот несчастного случая с покрытием медицинских и иных расходов; повреждения или кражи личных вещей; расходов, связанных с аннулированием туристской поездки перед выездом за границу, а также с преждевременным возвращением из-за границы по причинам: смерти, болезни или травмы страхователя, а также членов его семьи (застрахованных); чрезвычайных мер администрации по месту работы туристов, подтвержденных документально; получения вызова для выполнения воинской обязанности; форс-мажорных обстоятельств; выдачи неверно оформленных документов. Такое страхование близко' по содержанию к типовому туристскому страховому полису, предлагаемому туристу за рубежом.
Первые возможные неожиданности ждут туристов в некоторых посольствах при получении въездной визы в ряд западных стран (Германия и Франция), где их попросят, например, предъявить медицинский страховой полис. Так, для поездки в Германию придется приобрести полис с лимитом ответственности не менее 25000 долл. В случае приобретения полиса с большим лимитом покрытия имеет смысл обратить внимание не только на его стоимость, но и на перечень услуг, предоставляемых вам при возникновении страхового случая.
Правоотношения туристов со страховыми организациями (страховщиками) оговариваются конкретно в Условиях
на конкретный вид страхового события, кото-рЬ1е разрабатываются каждой страховой организацией индивидуальна по согласованию с Росстрахнадзором в рамках общих правил страхования и действующего законодательства.