Сущность и основные показатели экономической эффективности природоохранных затрат
Структура природоохранных затрат.Природоохранные затраты — это расходы на мероприятия природоохранного значения: охрану от загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, земли от загрязнения отходами, рекультивацию земель, расходы на ведение лесного хозяйства и т.п. В практике экономического анализа различают две категории затрат природоохранного назначения: капитальные и текущие.
Капитальные затраты.Представляют собой средства, овеществленные в основных фондах и материальных оборотных средствах экологического назначения (прежде всего это государственные капитальные вложения на строительство объектов и сооружений по охране водных ресурсов и воздушного бассейна, земель, минеральных ресурсов и ресурсов животного мира). Капитальные вложения в природоохранные фонды могут достигать значительных размеров.
К текущим затратамотносятся расходы на содержание и обслуживание основных фондов природоохранного назначения (в том числе затраты на оплату труда обслуживающего персонала, текущий и капитальный ремонты, амортизационные отчисления, энергетические расходы и т.д.), а также расходы на оплату сторонних услуг, связанных с охраной окружающей среды (экологический аудит, привлечение эксперта и т.д.)
Экономич эффективность затрат - соотношение между результатами и обеспечившими их затратами. Используются показатели общей и сравнит эффективности.
Определение общей эффективности экологических издержек необходимо, чтобы оценить фактическую результативность природоохранных мероприятий, для экономического стимулирования повышения эффективности средозащитной деятельности: Э3= Э:(С + ЕН • К), где Э3 — общая эффективность природоохранных затрат; Э — полный годовой эффект; С — текущие затраты; К — капит вложения; Ен — норматив эффективности капит. вложений.
Экономич. эффект Э, предотвращенный экономич. ущерб и дополнит. доход от улучшения производств. деят-ти предприятий в условиях лучшей экологической обстановки Э = П+Д. Величина годового предотвращенного экономич ущерба от загрязнения среды опр-ся по формуле: П = У1 - У2, где У1, У2 — величины ущерба до проведения природоохр. мероприятия и остаточного ущерба после осуществления мероприятия.
При разработке долгосрочн прогнозов, программ по охране окр. среды в регионе, при проектировании различных природоохр мероприятий, выборе варианта внедрения новой техники или, направленной на экологизацию про-ва, используется показатель сравнит. экономической эффект-ти природоохр затрат. Таким показателем является минимум совокупных затрат, то есть при выборе варианта предпочтение должно отдаваться варианту с наименьшей величиной совокупных текущих расходов и капитальных вложений: С + ЕН • К -> min.
Понятие социальной эффективности экологических затрат и соц. Эффекта природоохранных мероприятий. Методика их расчета.
Соц эффективность — это та часть экономической эффект-ти, которая отражает результативность затрат, связанных с экологич нормализацией условий жизнедеятельности человека.
Показатель соц эффек-ти (Эс) определяется, как и общая экономич эффект-ть, отношением годового эффекта к сов. экологическим затратам: Эс =Э:(С + Ен-К)
Соц. эффект охраны природы проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха. Он непосредственно не имеет стоимостной формы, вместе с тем улучшение здоровья населения сопровождается целым рядом экономических результатов: экономией затрат на соц страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производ-ти труда. Соц. эффект можно определить через экономические показатели: Э = ЭчП + Эс х + Э3.л. + ЭпТ-, где Эч п — эффект от предотвращения потерь чистой продукции; Эсх. — эффект от сокращения выплат из фонда соц. страхования; ЭЗ.л — эффект от сокращения затрат на лечение трудящихся; Эп т — эффект от повышения производительности труда.
ЭЧ.П. = Б *Пч • (P1 - P2),где Б — количество больных; Пч — чистая продукция на один чел/день работы; Р2 и Pj — количество человеко-дней работы на одного работника
Эс.с. = Б*Вп *(P1 - P2), где В„ — оплата больничного на одного заболевшего.
ЭЗ.Л. = Ба • Да • За + Бс • Дс*Зс, где Ба, Бс — число больных, лечившихся амбулаторно и в стационарах от заболеваний, вызванных загрязнением среды; Да, Дс — среднее количество дней лечения одного больного в поликлинике и стационаре; За, Зс — средние затраты на лечение одного больного. Таким образом, проблема повышения эффек-ти природоохр затрат тесно связана с совершенствованием хозяйственного механизма природопользования в целом.
Участие Республики Беларусь международном экологическом сотрудничестве.
Реализация конституционного права человека на благоприятную ОС невозможна, без международного сотрудничества.
Основные задачи РБ
ü Развитие международного партнерства
ü Укрепление международного сотрудничества
ü Расширение связей с международными межправительственными организациями
ü Разработка соглашений с приграничными государствами
ü Реализация договоренностей в рамках подписанных соглашений
Подписаны следующие конвенции и протоколы:
ü Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (1979г.)
ü Венская конвенция об охране озонового слоя(1985г.)
ü Монреальский протокол, по веществам разрушающим озоновый слой (1988г.)
ü Рамочная Конвенция об изменении климата (1992)
ü Конвенция о биоразнообразии (1992)
ü Орхусская конвенция о доступе к информации, касающейся ОС (1998г.)
ü Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (2001)
ü Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции по биоразнообразию (2002г.)
ü Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (2005)
Расширяется взаимодействие РБ с крупными международными организациями (Совет Еропы, МАГАТЭ, Программа ТАСИС Европейского сообщества, Межгосударственный экологический совет и др.) Беларусь развивает и двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего со странами СНГ, а также с другими сопредельными государствами и потенциальными инвесторами (Германией, Швейцарией, Швецией) и др. Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной, а также межведомственные (между природоохранными ведомствами) – с Польшей, Данией, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.
Одним из главных направлений в сотрудничестве с Российской Федерацией является взаимодействие природоохранных органов приграничных территорий (Витебской, Могилевской, Гомельской, Брянской, Смоленской, Псковской областей).
Главным направлением взаимодействия Беларуси с Польшей в природоохранной сфере является охрана вод Западного Буга и его притоков, унификация действий по сохранению биоразнообразия Беловежской пущи и др. Активное участие Беларуси в процессе международного экологического сотрудничества дает надежду на то, что наше возвращение на общемировые пути социально-экономического развития будет способствовать выходу из экологического кризиса совместно с другими странами.
59 Международное сотрудничество в пиродоохранной деятельности. Экологическая деятельность ООН и других международных организаций.
ОО́Н — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
В рамках реализации решений конференции по проблемам биосферы (1968) была принята программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера »,основной задачей которой является обеспечить научные основы для рационального использования и сохранения ресурсов биосферы в целом и в отдельных типах экосистем. Поскольку дальнейшее нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение ОС ставят под вопрос благополучие человечества на глобальном уровне.
В связи с этим была создана Программа ООН по окружающей среде ЮНЕП. Она сосредоточена на самых острых проблемах глобального экологического кризиса(вырубка лесов, деградация почв, сокращение запасов пресной воды, опустынивание земель, изменение климата). ЮНЕПсформировала Глобальную систему наблюдений, состоящую из подсистем ИНФОТЕРРА (глобальная информационная сеть), ГСМОС (глобальная система мониторинга ОС), МРПТХВ (обеспечивает раннее оповещение в случае нанесения ущерба ОС хим. веществами)
В Рио-де-Жанейро в 1992г. состоялась конференция посвященная проблемам ОС и развитию (КОСР-2), решения этой конференции приняли законодательный характер (раньше был рекомендательный). Документы КОСР-92 обязали отрегулировать нац.законодательство в соответствии с концепцией устойчивого человеческого развития.
Концепция устойчивого человеческого развития, означает такое удовлетворение жизненных потребностей, чтобы это не отражалось на будущих поколениях.
· Приоритетность качественных показателей перед количественными
· Сохранение биологического и культурного разнообразия
· Согласование природопользования с эволюционной периодичностью
Позже появляется новая угроза – генная инженерия. В связи с этим состоялась Встреча на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002г.
Перспективы международного сотрудничества в части охраны нашей планеты неразрывно связаны с процессами глобализации и немыслимо решить проблемы связанные с сохранением планеты для потомков без международного сотрудничества и обмена не только информацией, но и природосберегающими технологиями.