Возникновение и прекращение права природопользования
Право природопользования может возникать при возникновении права природопользования на другие природные объекты, при переходе права собственности на строение, сооружение, расположенных на земельном участке.
Прекращение права природопользования. Общими основаниями являются:
1) Минование надобности, т.е. исчезла необходимость (при полной разработке полезных ископаемых).
2) Истечение установленного срока, но не всегда необходима процедура. Если правильно пользовались, право можно возобновить.
3) Изъятие природного объекта для государственных или общественных нужд (право требовать возмещения убытков).
4) Ликвидация предприятия, организации, учреждения, которому был предоставлен в пользование объект.
5) Возникновение угрозы здоровью населения.
6) Неиспользование природного объекта.
7) Нецелевое использование, нерациональное и др.
Порядок прекращения права природопользования: прекращение права природопользования осуществляется на основании решения, предоставившего природный объект в пользование государственного органа. Прекращение включает аннулирование документов, предоставляющих право. Прекращение – при условии возмещения убытков с обеих сторон.
Закон РБ "Об аренде" устанавливает плату за землю по соглашению сторон.
Цель платы - обеспечение экономическими методами рационального использования земель. Объект налогообложения - земельный участок, который в установленном порядке предоставлен во владение, пользование или собственность. Облагаются: земли с/х назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны, лесного и водного фонда. Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в т. ч. и арендаторов и собственников земли. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Она взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы.
Льготы: ботанические сады, национальные парки, культурные, образовательные комплексы, объекты здравоохранения.
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимают отношения между государством в лице в лице специально уполномоченных органов, в том числе и правоохранительных и совершившим экологическое правонарушение лицом по применению к нарушителю мер государственного принуждения.
Юридическая ответственность обладает признаками:
1) применяется в 2 формах: активной и ретроспективной;
2) является одной из форм государственного принуждения и применяется государственными органами;
3) применяется на основе предусмотренного законом правоприменительного акта;
4) применение юридической ответственности регламентируется системой процессуальных правил, предусмотренных различными отраслями права;
5) юридическая ответственность наступает лишь в том случае, когда правонарушение бесспорно доказано в установленном законе порядке.
Специфические признаки:
1) правонарушение всегда складывается в сфере взаимодействия общества и природы;
2) объектом посягательства выступают чисто экологические элементы окружающей среды;
3) Наступает за нарушение правил экологического пользования.
Функции юридической ответственности:
1) стимулирующая;
2) компенсационная, направленная на возмещение любого причинённого вреда;
3) превентивная (предупредительная);
4) карательная (наказываются лица, виновные в совершении экологических правонарушений).
Под экологическим правонарушением понимают противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный в РБ экологический правопорядок и причинение вреда государству, природопользователям и окружающей среде.
Элементы экологического правонарушения:
1. Объекты. Под объектом экологического правонарушения понимают: 1) право собственности на природные объекты, порядок природопользования и охраны природных объектов, права и законные интересы юридических и физических лиц природопользователей; 2) природная среда и здоровье человека. В качестве предмета посягательства могут выступать отдельные природные объекты;
2. Субъектами экологического правонарушения могут быть физические и юридические лица РБ, в т. ч. и иностранные. Специальными субъектами могут выступать должностные лица.
3. Объективная сторона.
Признаки:
1) объективная сторона выражается в деянии (действии или бездействии);
2)противоправное поведение нарушителя;
3)причинение вреда в результате нарушения или угроза причинения вреда; 4)причинно следственная связь между противоправным поведением нарушителя и причинённым вредом.
4. Субъективная сторона характеризуется наличием вины: умышленной или неосторожной. Факультативные признаки субъективной стороны: мотив и цель правонарушения.
Виды ответственности:
· уголовная;
· дисциплинарная;
· административная;
· гражданская.
К уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в причинение значительного ущерба природной среды, в деянии которых содержатся признаки общественной опасности.
Преступлениями признаются совершённые умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причиняющие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному миру и другим природным объектам.
УК РБ устанавливает размер ущерба. Крупным размером ущерба признаётся размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающую размер минимальной базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным – в 1000 и более раз.
Санкции за отдельные виды экологических преступлений: штраф; исправительные работы на срок до 2 лет; арест на срок до 6 месяцев; ограничение свободы на срок от 2 до 5 лет; лишение свободы от 2 до 10 лет; лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью.
Уголовная ответственность применяется судами в порядке, установленном УПК.
Административная ответственность означает применение компетентными органами и должностными лицами в установленном порядке административных взысканий к нарушителям в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Административная ответственность предусматривается в экологическом законодательстве: в кодексах РБ о земле, о недрах, лесном и водном, а также в Законе «Об охране окружающей среды» от 26. 11. 92 г. и т. д.
Конкретные виды административной ответственности устанавливаются в Кодексе РБ об административных правонарушениях. Так, глава «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры» определяет ответственность за нарушение земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и предусматривает наложение штрафа на граждан.
К административной ответственности можно отнести и такие меры административного взыскания как предупреждение, лишение специального права (природопользования) юридического лица или гражданина, принудительное прекращение деятельности предприятия.
Гражданско-правовая ответственность представляет собой основанное на законе имущественно - правовое воздействие на нарушителя, выражающееся в лишении определённых имущественных прав или возложенных на него имущественных обязанностей.
Вред состоит из 2 частей:
1.Ущерб – реальные потери.
2.Убыток – расходы на восстановление, неполученные доходы, экологические потери.
Способами устранения вреда являются:
1.взыскание убытков в связи с неисполнением договора.
2.признание совершённой сделки недействительной.
3.возмещение вреда.
При возмещении вреда, причинённого природным объектам, может быть использован таксовый метод исчисления вреда. Такса – это условная единица исчисления ущерба.
Два порядка возмещения вреда:
1.добровольный;
2.судебный.
Вред, причиняемый окружающей среде или здоровью населения, возмещается в полном объёме. Порядок возмещения вреда установлен в ГК. Привлечение к гражданско-правовой ответственности осуществляется независимо от других видов юридической ответственности.
Правовой статус территорий, подвергшийся радиоактивному загрязнению.
В зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия (величины эффективной дозы) радиации на население территории в соответствии с указанным Законом подразделяются на пять зон:
1) зона эвакуации (отчуждения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 г. в соответствии с существовавшими нормами радиационной безопасности было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение в связи с плотностью загрязнения почв стронцием-90 выше 3 Ки/кв. км и плутонием-238, 239, 240 выше 0,1 Ки/кв. км);
2) зона первоочередного отселения — территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 40 Ки/кв. км либо стронцием-90, или плутонием-238, 239, 240 соответственно 3,0; 0,1 Ки/кв. км и более;
3) зона последующего отселения — территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 15 до 40 Ки/кв.км либо стронцием-90 от 2 до 3 Ки/кв. км, или плутонием-238, 239, 240 от 0,05 до 0,1 Ки/кв. км, на которых среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 5 мЗв в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить 5 мЗв в год;
4) зона с правом на отселение — территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв.км либо стронцием-90 от 0,5 до 2 Ки/кв. км, или плутонием-238, 239, 240 от 0,02 до 0,05 Ки/кв. км, на которых среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 1 мЗв в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв в год;
5) зона проживания с периодическим радиационным контролем — территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км либо стронцием-90 от 0,15 до 0,5 Ки/кв. км, или плутонием-238, 239, 240 от 0,01 до 0,02 Ки/кв. км, где среднегодовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв в год.
ПЛАН УРОКА № 10